Александр дюма-сын

Новая жизнь

Однажды во время поездки в Париж Дюма знакомится с актером Тальма. И сделав выводы, что карьеру можно построить только в Париже, Александр, не раздумывая, переезжает туда. Устраивается в канцелярию герцога Орлеанского. Служба была для него только источником существования.

Для себя будущий писатель сделал вывод, что ему необходимо учиться, так как его невежество вызывает изумление у его знакомых. Он уделяет много времени литературе, общается с драматургами и известными писателями. В 1829 году пишет драму «Генрих Третий и его двор». Пьеса имела ошеломляющий успех и выдержала несколько представлений.

Король увидел в драме «Генрих Третий» некоторое сходство с царствующим монархом и собирался пьесу запретить. Но герцог Орлеанский поддержал ее. Так, Дюма, приехавший из провинции без образования и денег, стал известным человеком. Вскоре репертуар театров обогащается такими драмами и пьесами, как «Кин, или Гений и беспутство», «Нельская башня», «Антони».

После Великой революции на французский престол вступает герцог Орлеанский. В числе тех, кто штурмовал королевский дворец Тюильри, был и Дюма Александр. Биография его сложилась таким образом, что с первых же дней писатель принимает всяческое участие в общественной жизни и выполняет поручения генерала Лафайета, возглавлявшего гвардию.

В 1832 году Дюма, по просьбе родственников генерала Ламарка, которого хоронили 5 июня, встал во главе колонны артиллеристов, сопровождавших траурную процессию. Полиция разгоняет толпу, что стало началом восстания, которое было жестоко подавлено.

В прессе появилось ложное сообщение, что Дюма расстрелян. На самом деле он, по совету друзей, покидает Францию и уезжает в Швейцарию, где подготовил к изданию очерк «Галлия и Франция».

Краткая биография

  1. В 1827 году было опубликовано произведение Александра Дюма «Христина».
  2. Во время революции 1830 года, он участвовал в штурме королевского дворца Тюильри. В дальнейшем он описал эти события в своих «Мемуарах». С самого начала революции он принимал активное участие в общественной жизни.
  3. В 1831 году Александр Дюма написал «Антони». С этим произведением была связана любовная история самого автора.
  4. В 1831 году в Лионе было восстание ткачей, которое он также описал в «Мемуарах».
  5. 5 июня 1832 во время похорон Ламарка, Дюма был во главе колонны артиллеристов, которая шествовала за траурным катафалком. Из-за того, что полиция начала разгонять толпу, траурное шествие стало причиной революционного восстания. Оно закончилось только через несколько дней. В одной газете дали ложное сообщение о том, что Дюма был задержан и расстрелян. Это было не так, но ему грозил арест. Из-за этого, Александр уехал из Франции в Швейцарию. Там он жил несколько месяцев и готовил к изданию историко-публицистический очерк «Галлия и Франция». Писатель увеличивал свои знания об истории, изучая П. Баранта, Ж. Мишле, О. Тьерри. Последний даже почтил Александра положительным отзывом на его книгу «Галлия и Франция». Дюма был окрылён и ещё более вдохновлён на изучение истории.
  6. В 30-х годах Дюма решил описать историю Франции XV-XIX веков.
  7. В 1835 году он издал роман «Изабелла Баварская». За основу он взял труды Ювенала Юрсина и Просперо де Баранта.
  8. В 1836 году Дюма написал «Кин, гений и беспутство».
  9. В 1840-1848 годах Александр Дюма издал очень много произведений разных жанров: реалистические и фантастические новеллы, нравоописательные и исторические романы, комедии, драмы, газетные статьи и путевые очерки. Многому поспособствовала новая форма публикаций романов – глав-фельетонов.
  10. Именно в этом жанре он создал наиболее известные романы: «Жорж» в 1843 году, «Асканио» в 1844 году, «Три мушкетёра» в 1844 году, «Граф Монте-Кристо» в 1845-1846 годах. Публикация последнего романа заняла 136 номеров газеты. В каждой главе был описан волнующий момент о каком-либо персонаже. И все они связаны между собой. Для того, чтобы наиболее правдиво описать героев своих романов, Александр Дюма путешествовал по тех местах, которые описывал. Таким образом, персонажи получились весьма реалистичны.
  11. Так, название романа «Граф Монте-Кристо» он почерпнул во время путешествия на остров Эльба, где он увидел утес Монте-Кристо («Гора Христа»). А основой для этого романа стало издание «Мемуаров» Жака Пеше – адвоката и писателя, а точнее краткий очерк об одной уголовном деле с названием «Алмаз и мщение».
  12. Одновременно с написанием романа «Граф Монте-Кристо», в 1844 году Дюма начал публиковать «Три мушкетёра».
  13. Чтобы передать реальную политическую и историческую сторону романа, характеры и нравы персонажей, Александр Дюма в течение пяти лет изучал и читал очень много книг. Добавив к этим знаниям мастерство и фантазию, он создал шедевр, который перечитывают с восхищением и в наши дни.
  14. В марте 1844 года Дюма начал издавать собственный журнал. В нем он размещал публикации статей в защиту Республики.
  15. В 1847 году он построил усадьбу возле Порт-Марли и назвал ее Монте-Кристо.
  16. В 1850-х годах Дюма проявил интерес к Михаилу Лермонтову. В собственной газете он издал перевод и продолжение «Героя нашего времени». Помимо этого, он перевел несколько его стихов.
  17. В декабре 1851 года Александр уехал в Брюссель. Там он начал писать «Мемуары».
  18. В 1853 году писатель вернулся в Париж и стал основателем журнала «Мушкетер».
  19. В 1854-1858 годах трудился над произведением «Могикане Парижа».
  20. В 1857 году издал роман «Сообщники Иегу».
  21. В 1860-х годах Дюма три года жил в Италии. Там он занимался издательством газеты и подружился с товарищем-масоном.
  22. В 1862 году написал художественный очерк «Гарибальдийцы».
  23. Летом 1864 году Александр Дюма закончил работу над романом «Луиза Сан-Феличе».
  24. В 1866 году он поехал в Пруссию и Австрию. В то время была война между этими странами. Оттуда Александр отправлял в Париж военные новости. И в то же время он писал роман «Прусский террор».
  25. Александр Дюма всегда был ценителем изысканных блюд и в конце жизни трудился над книгой рецептов.
  26. Весной 1870 года Дюма уехал на юг Франции. Там он хотел начать подготовку своих произведений для издательства. В то же время началась война между Францией и Пруссией. Франция проиграла. Эта новость имела очень плохие последствия для здоровья писателя.
  27. 6 декабря 1870 года Александр Дюма умер.

Александр Дюма в 1855 г.

Смерть и наследие

Почтовая марка Грузии . Дюма посетил Кавказ в 1858–1859 гг.

5 декабря 1870 года Дюма умер в возрасте 68 лет от естественных причин, возможно, от сердечного приступа. После его смерти в декабре 1870 года Дюма был похоронен на своем родном месте в Вилле-Коттере в департаменте Эна . Его смерть была омрачена франко-прусской войной . Смена литературной моды уменьшила его популярность. В конце двадцатого века такие ученые, как Реджинальд Хамель и Клод Шопп, вызвали критическую переоценку и новую оценку его искусства, а также нашли утерянные работы.

Александр Дюма, . Коллекция Carte de Visite, Бостонская публичная библиотека.

В 1970 году в его честь была названа станция метро Alexandre Dumas Paris . Его загородный дом под Парижем, Шато-де-Монте-Кристо , был отреставрирован и открыт для публики как музей.

Исследователи продолжали находить работы Дюма в архивах, в том числе пьесу с пятью актами «Золотые воры» , найденную в 2002 году ученым Реджинальдом Амелем   в Национальной библиотеке Франции . Он был опубликован во Франции в 2004 году издательством Honoré-Champion.

Фрэнк Уайлд Рид (1874–1953), новозеландский фармацевт, никогда не посещавший Францию, собрал самую большую коллекцию книг и рукописей, относящихся к Дюма, за пределами Франции. Коллекция содержит около 3350 томов, в том числе около 2000 листов, написанных от руки Дюма, и десятки первых изданий на французском, бельгийском и английском языках. Коллекция была передана в дар библиотекам Окленда после его смерти. Рид написал самую полную библиографию Дюма.

В 2002 году, к 200-летию со дня рождения Дюма, президент Франции Жак Ширак провел церемонию чествования автора, повторно захоронив его прах в мавзолее Пантеона Парижа , где были похоронены многие французские светила. Когда президент Жак Ширак приказал перенести мавзолей в мавзолей, жители деревни Виллер-Коттере, родного города Дюма, сначала выступили против переноса, заявив, что Дюма в своих мемуарах изложил, что хочет, чтобы его там похоронили. В конце концов деревня подчинилась решению правительства, и тело Дюма было эксгумировано со своего кладбища и помещено в новый гроб для подготовки к перемещению. Заседание транслировалось по телевидению: новый гроб был задрапирован синей бархатной тканью и перенесен на кессон, по бокам которого стояли четыре всадников республиканской гвардии в костюмах четырех мушкетеров . Его перевезли через Париж в Пантеон. В своем выступлении президент Ширак сказал:

Ширак признал расизм, существовавший во Франции, и сказал, что повторное погребение в Пантеоне было способом исправить эту ошибку, поскольку Александр Дюма был закреплен вместе с другими великими писателями Виктором Гюго и Эмилем Золя . Ширак заметил, что, хотя Франция произвела много великих писателей , ни один из них не был настолько широко прочитан, как Дюма. Его романы переведены почти на 100 языков. Кроме того, они вдохновили более 200 фильмов.

Могила Александра Дюма в Пантеоне в Париже

В июне 2005 года во Франции был опубликован последний роман Дюма « Рыцарь Сент-Эрмин» , посвященный Трафальгарской битве . Дюма описал вымышленного персонажа, убивающего лорда Нельсона (Нельсон был застрелен неизвестным снайпером). Написав и опубликовав серию романа в 1869 году, Дюма почти закончил его перед своей смертью. Это была третья часть трилогии Сент-Эрмин.

Клод Шопп, ученый из Дюма, в 1990 году заметил в архиве письмо, которое привело его к обнаружению незаконченной работы. Ему потребовались годы, чтобы исследовать это, отредактировать завершенные части и решить, как обращаться с незавершенной частью. Наконец, Шопп написал последние две с половиной главы на основе заметок автора, чтобы завершить рассказ. Изданный Éditions Phébus , он разошелся тиражом 60 000 копий, что сделало его бестселлером. В переводе на английский язык, он был выпущен в 2006 году , как The Last Cavalier , и был переведен на другие языки.

С тех пор Шопп нашел дополнительный материал, связанный с сагой о Сент-Эрмине. Шопп объединил их, чтобы опубликовать продолжение Le Salut de l’Empire в 2008 году.

Неизвестный Дюма

Выдающийся романист, путешественник, историк и публицист, Дюма был еще и прекрасным кулинаром. Во многих своих произведениях он подробно описывает приготовление тех или иных блюд. О том, что он задумал создать «Кулинарный словарь», писатель говорил еще во время пребывания в Российской империи. В 1870 году он передал в печать рукопись, содержащую 800 новелл на кулинарную тему.

«Большой кулинарный словарь» увидел свет в 1873 году, после смерти писателя. Позже вышла его сокращенная копия – «Малый кулинарный словарь». К слову, Дюма не был гурманом или чревоугодником. Напротив, он вел здоровый образ жизни, не употреблял алкоголь, табак и кофе. Для себя готовил Александр Дюма редко, поскольку придерживался диеты. Только для гостей.

Дюма прослыл хлебосольным и щедрым хозяином. Поместье Монте-Кристо, принадлежавшее Дюма, с первых же дней становится открытым домом. В нем принимают радушно всех, кто бы то ни был, кормят и, при необходимости, кладут спать. Любой человек, стесненный в средствах, мог запросто поселиться в усадьбе.

Автор Александр Дюма-сын

Александр Дюма родился 27 июля 1824 года в городе Париже. Сын Александра Дюма (старшего) и Катрины Лабе — простой парижской работницы, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18 лет Дюма-сын начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник, «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet» («Приключения четырёх женщин и попугая»), «Le Docteur Servans» («Доктор Серван»), «Cesarine», «Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts» etc.), a потом и более оригинальные романы и повести: «Diane de Lys», «Un paquet de lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture» и др. Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias» (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной. В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси. На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата». За первой драмой последовали: «Diane de Lys» (1851), «Demi-Monde» (1855), «Question d’argent» (1857), «Fils Naturel» (1858), «Père Prodigue» (1859), «Ami des femmes» (1864), «Les Idées de m-me Aubray» (1867), «Princesse Georges» (1871), «La femme de Claude» (1873), «Monsieur Alphonse» (1873), «L’Etrangère» (1876). Во многих из этих пьес Александр Дюма — не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам — Маргариты Готье, Marceline Delaunay и другим. Издав собрание своих драм (1868—1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны: «Princesse de Bagdad» (1881), «Denise» (1885), «Francillon» (1887); кроме того, он написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» — с П. Корвином (подписана Р. Nevsky). Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Affaire Clémenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» (фр. L’homme-femme, réponse à M

Henri d’Ideville; 1872), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла; дипломат и публицист Анри д’Идевиль опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно. Семья, дети

Внебрачная дочь от связи с Надеждой Ивановной Нарышкиной (1825/7 — 2.04.1895) (урождённой баронессой Кнорринг): Мария-Александрина-Анриетта (20.11.1860—17.11.1907) — удочерена 31.12.1864 г. Брак с Нарышкиной (31.12.1864) был заключён после смерти её первого мужа: Дочь Жаннина (03.05.1867—1943) в замужестве де Отерив. Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье).

Биография

Александр Дюма (фр. Alexandre Dumas; 24 июля 1802, Вилле-Котре — 5 декабря 1870) — французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом.

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.

Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил стать драматургом. Он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле в канцелярии при герцоге Орлеанском. Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.

Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорожденного сына Александра, написал пьесу. Драма «Генрих III и его двор» была создана за два месяца. Актёры Комеди Франсез после читки пьесы, прошедшей в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы — романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был свойственен эпохе Возрождения. Его пьеса «Антони» была вызвана к жизни личными обстоятельствами — в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в образе Адель д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен.

Дюма как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы

В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри.

В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье. Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен. Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. В 1847 году им был построен замок около Порт-Марли, названный Монте-Кристо.

В 1853 году, вернувшись в Париж, основал газету «Мушкетер», в которой печатал свои «Мемуары», выпустил романы «Парижские могикане», «Братья Иегу». В 1858—1859 годах писатель совершил поездку в Россию, проследовав из Санкт-Петербурга до Астрахани и дальше на Кавказ. Вернувшись в Париж и желая ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, Дюма открывает собственное издательство и с апреля 1859 года начинает публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно». В тот же год «Кавказ» выходит в Париже и отдельной книгой.

Дюма провёл год в России (1858—1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Углич, Москву, Царицын, Астрахань, Закавказье. О своём путешествии в России Дюма написал книгу Путевые впечатления. В России.

Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию, был лично знаком и близок с Гарибальди. Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон.

Рассказы и пьесы

Однако позже молодой человек выпускает серию небольших пьес, рассказов, повестей и романов в прозе:

  • «Роман одной женщины»;
  • «Врач Серван»;
  • «Приключения 4 женщин и попугая»;
  • «Дама с жемчугами».

Но настоящая популярность пришла к молодому автору, когда список произведений Дюма-сына пополнился знаменитой работой «Дама с камелиями».

Изначально произведение задумывалось как роман, но в процессе стало знаменитой пьесой. Она имела ошеломительный успех, после которого другие подобные творения Дюма иначе, как психологическими и социальными не называли.

На сцене «Дама с камелиями» смогла появиться не скоро. Встретив жаркий отпор со стороны цензуры, Александр Дюма-сын вынужден был отстаивать пьесу перед целым собранием цензоров. Ее называли безнравственной, не отвечающей высоким стандартам общественных норм и морали.

В 1852 году Александру Дюма все же удается одержать верх, и пьеса впервые становится театральной постановкой, снискавшей аплодисменты и успех зрителей. Джузеппе Верди по ее мотивам пишет свою знаменитую оперу, «Травиату». Также известно, что характер главной героини был взят Александром Дюма из жизни, прототипом выступила его возлюбленная Мари.

Детство и юность

Писатель родился в июле 1824 года в столице Франции. Мальчика назвали в честь отца — автора «Королевы Марго» и «Графа Монте-Кристо» — Александра Дюма – старшего.

Когда отпрыск великого романиста сам стал литератором, то к его имени во избежание путаницы стали добавлять слово сын. Единокровный брат Александра-младшего Генри Бауэр, по возрасту годящийся автору «Дамы с камелиями» в сыновья, также стал писателем.

Как и в случае с героями «Трех мушкетеров» — д’Артаньяном и Констанцией Бонасье, знакомство родителей Александра Дюма – сына состоялось благодаря жизни в одном парижском доме. Мать Мари-Катрин-Лор Лабе была старше отца на 8 лет и владела маленьким ателье по пошиву и ремонту одежды.

Потрет Александра Дюма-сына

Писатель не женился на женщине, родившей его первенца, но помогал материально и официально признал (усыновил) старшего сына, когда мальчику было 6,5 лет. Биография Александра Дюма – младшего нашла отражение в его книгах «Внебрачный сын» и «Блудный отец».

В 9 лет мальчика отдали в пансион, где среди одноклассников был будущий романист Эдмон де Гонкур. В 1839 году Дюма-младший поступил в Королевский колледж Бурбона, сейчас известный как Лицей Шапталя. Через 2 года юноша покинул учебное заведение, чтобы стать одним из самых известных парижских модников.

Личная жизнь

Как и отец, Александр имел репутацию любвеобильного мужчины, в связи с чем у него было много отношений с разными девушками. Свои любовные похождения он часто переносил на страницы произведений. Его первой женой была вдова князя Нарышкина – Надежда Ивановна.

Примечательно, что у пары родилась внебрачная дочь Мария-Александрина-Анриетта, когда Надежда еще состояла в официальном браке. Позднее у супругов родилась еще одна дочь Жаннина. Ревнивый и взрывной характер Надежды часто приводил к ссорам в семье.

В итоге, Александр Дюма завел любовницу в лице Анриетты Эскалье, которую он был старше на 40 лет! После смерти Надежды мужчина женился на Анриетте.

Биографы писателя заявляют, что любовницами писателя в разные годы жизни были Луиза Прадье, Альфонсина Плесси, Анаис Льевенн, Лидия Закревская-Нессельроде, Оттилия Гендли-Флаго и др. Известно, что он проявлял живой интерес к мистике и спиритизму.

Личная жизнь

В 1832 году случай свел его с актрисой Идой Ферье (настоящее имя – Маргарита Ферран). Едва только между ними завязались отношения, Дюма уже влюбляется в другую актрису. Тем не менее в 1838 году Дюма женится именно на Маргарите Ферран. Каким образом полной блондинке с кривыми зубами удалось совершить такой подвиг, остается загадкой.

Женившись, Дюма не изменил своему образу жизни. В 1844 году брак распался. В 1851 году очередная возлюбленная неутомимого ловеласа Анна Бауэр рожает от Дюма сына Анри. Поскольку она была замужней женщиной, сын носил фамилию ее мужа.

Последней любовью Александра Дюма была американская актриса-наездница Ада Менкен. С ней он познакомился в 1866 году, когда та приехала покорять Париж. Дюма-сын уговаривал отца не афишировать связь с молодой американкой, которая уже четырежды побывала замужем. Но отец не внял голосу разума.

Неизвестно, чем бы закончилась связь с женщиной, но судьба Ады оказалась трагичной. Она умерла от острого перитонита в 1868 году. После чего Дюма-сын решил соединить своих родителей. Отец не был против, но Катрин Лабе ответила, что возлюбленный опоздал на сорок лет. В октябре 1868 года она уходит из жизни. Дюма переживет ее на два года.

Личная жизнь

Вопреки расхожему мнению, самой большой страстью именитого писателя была не охота, не фехтование и даже не архитектура. Наибольшую любовь публицист испытывал к женскому полу. О амурных похождениях темпераментного драматурга в литературных салонах того времени слагали легенды.

Среди превеликого множества историй, связанных с любовницами и женами деятеля искусств, одна выделялась особенно.

Александр Дюма с Идой Феррье

Дюма в то время жил на улице Риволи с Идой Феррье – актрисой, славившейся своим легкомысленным нравом. Молодые люди были соседями: девушка занимала квартиру на втором этаже, а начинающий писатель – три комнаты на пятом.

Однажды вечером драматург отправился на бал в Тюильри. По пути на увеселительное мероприятие мужчина поскользнулся и упал в лужу. Через час раздосадованный публицист вернулся домой весь в грязи, прошел в квартиру жены и с ругательствами ворвался в спальню Иды. Дабы забыть неприятный случай, Александр с головой ушел в работу.

Александр Дюма с дочерью Мари-Александрин

Не прошло и получаса как дверь, ведущая в туалетную комнату распахнулась, и изумленный писатель увидел на пороге голого Роже де Бовуара, который сказал: «С меня хватит, я совершенно продрог!». Дюма, вскочив, с яростной бранью обрушился на любовника супруги. В оконцове именитый журналист сменил гнев на милость, заявив, что воспитание не позволяет ему выставить на улицу пусть и нежданного, но гостя.

В ту ночь супружеское ложе Дюма разделил с новым знакомым. Когда наступило утро, и все трое уже проснулись, Александр взял руку горе-кавалера, положил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил: 

Александр Дюма и Лор Лабе

Первой привязанностью историка была портниха Лор Лабе, которая жила в одном с ним доме на площади Итальянцев. Женщина была старше Александра на 8 лет. Обольстителю не составило труда покорить сердце Мари, и уже 27 июля 1824 года она подарила ему сына Александра, который известен многим по роману «Дама с камелиями». Дюма-отец признал ребенка через семь лет с момента его рождения.

26 мая 1864 года бывшие возлюбленные встретились в мэрии на бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной. У Дюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но желание его не вызвало у них никакого отклика.

Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын

По подсчетам биографов, у творца было порядка 500 любовниц. Сам Дюма неоднократно говорил, что женщин он менял как перчатки исключительно из человеколюбия, ведь если бы пришлось ограничиваться одной барышней, бедняжка умерла бы через неделю.

Французский Пушкин

Среди людей, заинтересованных персоной Дюма, ходит одна легенда. Некоторые литературные историки считают, что Александр Дюма ни кто иной как наш Александр Сергеевич Пушкин. Говорят, что поэт не был убит на дуэли, всё это было инсценировкой и, чтобы избежать политических преследований иммигрировал во Францию. Что ж, надо отдать должное, некоторые невероятные схождения в этой истории есть.

Пушкин с детства хорошо разговаривал и писал на французском языке, так же, как и Дюма был мулатом, схожи у них черные вьющиеся волосы, полные губы, правда, в росте есть некоторые расхождения. Тем не менее общее телосложение у них сходно, только Дюма с возрастом сильно располнел. Конечно, эту теорию нельзя принимать за правду, так как есть большие расхождения в датах и прочем, но факт интересный.


Портрет Александра Дюма Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания

Мне, в свою очередь, хочется сказать о писателе Александре Дюма, что его романами можно зачитываться целыми днями. Сюжетные линии настолько интересны и захватывающи, что очень сложно оторваться от книги.

После прочтения произведений Дюма, всегда остается литературное послевкусие, хочется увидеть оставшихся в живых героев на страницах другого романа. Писатель – мастер исторического романа, его книги будут интересны тем, кто увлекается историей. Книги Дюма справедливо занимают место на доске почета среди зарубежных классиков.

На обложке: Александр Дюма / Rouibi Dhia Eddine Nadjm

Замок Монте-Кристо

Успех «Графа Монте-Кристо», романа, вышедшего в 1844 году, превзошел все ожидания. В нем Дюма описал свою мечту о шикарной, лишенной забот жизни, без денежных проблем. Пережив это на страницах романа через судьбу Дантеса, писатель принялся претворять свою мечту в жизнь.

Начал он со строительства замка. В июле 1847 года состоялось его торжественное открытие, на которое прибыло более 600 гостей. Замок был великолепен! Красивое здание окружено парком, разбитым наподобие английского. В нём скульптуры великих людей – Шекспира, Гете, Гомера. Над входом – девиз владельца: «Люблю тех, кто любит меня».

Многие мечты, связанные с замком, Дюма не успел воплотить в жизнь. Например, он мечтал создать литературный парк и каждую аллею назвать одним из своих произведений. Спустя 150 лет его мечта осуществилась.По нему можно изучать его книги. Все так, как и мечтал Дюма Александр.

Биография этого великого писателя объединила тысячи неравнодушных к его творчеству людей. Их усилиями сегодня в замке создан дом-музей Александра Дюма, открытый для посещений.

Примечания

  1. ↑ Dumas, Alexandre (англ.) // Encyclopædia Britannica
  2. Венгерова З. А. Дюма, Александр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Дюма, Александр // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  4. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. — М.: Художественная литература, 1986. — С. 390.
  5. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 84—85
  6. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 114
  7. Он предложил привезти в Париж порох, которого недоставало. Дюма отправился в Суассон и потребовал у коменданта гарнизона виконта де Линьера передать порох революционерам. Линьер впоследствии утверждал, что ещё за несколько дней до приезда Дюма, он самостоятельно принял это решение. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 105
  8. Doumergue, Christian. Franc-Maçonnerie & histoire de France. Paris: Ed. de l’Opportun, 2016. P. 213.
  9. Дурылин С. Александр Дюма-отец и Россия // Литературное наследство . — М.: Журнально-газетное объединение, 1937. — Т. 31—32. — С. 491—562. — 1028 с.
  10. А. Дюма. Путевые впечатления. В России. — Ладомир, 1993. — 1340 с. — ISBN 5-86218-038-9.
  11. Анна Краморова. . volgograd.ru (7 февраля 2011). Дата обращения: 27 августа 2012.
  12. Дюма, прослушав «Марион Делорм» в чтении Гюго, заявил: «Ах, если б, в придачу к моему умению писать драмы, я бы ещё умел так писать стихи!»Цит. по: А. Моруа. Собрание сочинений. Т. 1. Три Дюма. Ч. 1-7. / Сост. и общ. ред. М. Ваксмахера; вступ. ст. З. И. Кирнозе, В. Пронин. — М.: Пресса, 1992. — С. 130. — ISBN 5-253-00560-9
  13. Каратыгин П. А. Записки. Т. II. / Под ред. Б. В. Казанского. — Л.: Academia, 1930. — С. 169—170.
  14. Simone Bertière. Dumas et les Mousquetaires. Le Livre de Poche, 2009. P.152.
  15. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, ISBN 5-253-00560-9
  16. Мирекур сам предлагал Дюма сотрудничество, потерпев неудачу, жаловался в «Общество литераторов», требовал у Эмиля де Жирардена, чтобы «Ля Пресс» отказалась от публикации Дюма. Позднее самого де Мирекура обвинили в сокрытии имён соавторов: памфлет одного из «литературных негров» Рошфора «Торговый дом Эжен де Мирекур и Ко» вышел в 1857 году. См. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 196—197
  17. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 198
  18. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, т. 2. с. 55—56
  19. Когда впоследствии Мерис переработал «Две Дианы» для сцены, публикацию пьесы предваряло письмо Дюма к автору, в котором он признавался, что даже не читал этого романа.