Оглавление
Фильмография
Директор
- : Бахчисарайский фонтан
- : Смерть Ивана Грозного
- : Ночь в мае
- : The Lament каторжника ( Piesnia katorjnika )
- : Le Départ du grand sage ( Oukhod velikovo startza ), совместно с Полом Тиманом
- : Амфиза ( Анфиса )
- : Отъезд великого старика ( Уход великого начала )
- : Разбитая ваза
- : Ноктюрн Шопена
- : Как хорочи, как свежие были розы
- : В честь Российского флага
- : Ключ к счастью
- : Рождественская елка
- : Лицо войны
- : Танец вампира
- 1914: Драма о телефоне ( Drama u telephona )
- : петербургские штаны
- : Война и мир
- : Плебей
- : Николай Ставрогин
- 1915: Сачка-семинарист ( Sacha Seminarist ), совместно с Т. Сабински
- 1915: Не задавайте ему никаких вопросов ( Не подходите к ней с вопросами )
- : Дом смерти
- : Грех
- : Пиковая дама ( Pikovaïa dama )
- : Женщина с кинжалом ( кинжалом Дженччины )
- 1916: Суд Божий ( Суд Боджи )
- 1916: Не желай жены соседа ( Ne pojelaï jeny blijnevo tvoevo )
- 1916: Дай это во имя любви Христа ( Podaïte Khrista radi ieï )
- : Хватит крови ( Не надо сериал )
- : Отец Сергий ( Отец Сергий )
- : Прокурор
- : Андрей Кожухов
- : Проклятые миллионы
- 1917: Победоносный сатана ( Satana likouyouchtchy )
- 1917: Бушующее море унесло его
- : Паразиты жизни
- 1918: Слуга Дженни ( Горничная Дженни )
- 1918: Маленькая Элли ( Малютка Элли )
- 1918: Человек в тюрьме
- : Черная Орда
- : Тайна королевы ( Тайна горолевы )
- : член парламента
- 1919: Женская Голгофа
- 1919: Черный отряд
- : Злое приключение
- : Правосудие первое , римейк Прокурора
- 1921: Ночь любви
- : Значение смерти
- 1922: Тень греха
- : Der Liebe Pilgerfahrt
- : Аэлита
- : Закройщик из Торжка
- : Его призыв ( Yego Призыв )
- : Суд над тремя миллионами ( Процесс о трех миллионах )
- : Сорок первый — Сорок первый.
- : Официант ресторана ( Человек из ресторана )
- : Дон Диего и Пелажи
- : Белый орел ( Белый орел )
- : Ряды и люди ( Tchiny i lioudi )
- : Праздник святого Йоргена ( Праздник святого Йоргена )
- : Томми
- : Марионетки
- : О странностях любви ( О странностях любви )
- : Бесприданница Девушка ( Бесприданница — Bespredannitsa )
- : Салават Юлаев
- : Насреддин в Бухаре
- Дата выхода неизвестна: Тайна Нижегородской ярмарки ( Тайна Нижегородской Ямарки )
Сценарист
- : Песнь катянина
- : Разбитая ваза
- : Как хорочи, как свежие были розы
- : Пиковая дама ( Pikovaïa dama )
- : Андрей Кожухов
- : Не надо сериал
- : Маленькая Элли
- : Секрет королевы
- : Злое приключение
- : Значение смерти
- : Процесс о трех миллионах
- : Официант ресторана ( Человек из ресторана )
- : Белый орел ( Белый орел )
- : Tchiny i lioudi
- : Праздник святого Йоргуэна
- : Томми
- : Две встречи
- : Марионетки
- : Бесприданница
- : Насреддин в Бухаре
Актер
- : Смерть Ивана Грозного : Гарабурда
- : Шахматная лихорадка ( Chakhmatnaïa goriachka ): фармацевт
- : Официант ресторана ( Человек из ресторана )
биография
Родился в фамильном имении Винокуровых в семье образованных русских родителей, оба из которых принадлежали к купеческому сословию . Его отец Александр Саввич Протазанов вышел из длинного поколения купцов и был наследственным выдающийся гражданин из Киева (унаследованной привилегии первого предоставленного прадеда Якова, торговец тоже по имени Яков Протазанов , который переехал со своей семьей в Киев из Бронницы ). Александр работал с братьями Шибаевыми из старообрядческой семьи , отец которых Сидор Шибаев был одним из пионеров нефтяной промышленности.
Мать Якова Елизавета Михайловна Протазанова (в девичестве Винокурова) была коренной москвичкой . Окончила Елизаветинский институт благородных девиц . Ее брат Михаил Винокуров был близким другом театральной семьи Садовских и оказал большое влияние на молодого Протазанова.
В 1900 году Яков окончил Московское коммерческое училище и начал работать купцом, хотя выбор профессии его не устроил. В 1904 году он уехал из России и провел несколько лет во Франции и Италии , занимаясь самообразованием. После возвращения в 1906 году Протазанов поступил на работу в московскую кинокомпанию «Глория» в качестве сценариста и помощника режиссера. Там же он познакомился со своей будущей женой — Фридой Васильевной Кеннике, которая оказалась сестрой одного из соучредителей Gloria.
В 1910 году «Глория» стала частью кинофабрики, которую возглавляли Пауль Тиман и Фридрих Рейнхардт. Протазанову наконец дали режиссерское кресло, хотя, по его воспоминаниям, он принимал участие практически во всех съемках, включая кинематографию, сценическое имущество и бухгалтерию. Его наиболее заметные произведения этого периода — «Песнь пророка Олега» по поэме Александра Пушкина и « Отъезд великого старика» о последних днях Льва Толстого . В 1914 году он присоединился к киностудии Иосифа Н. Ермольева, где проработал до эмиграции в 1920 году.
В период с 1911 по 1920 годы Протазанов написал и поставил около 80 фильмов , в том числе «Пиковую даму» (1916) и « Отец Сергий» (1918), которые были признаны его шедеврами. Иван Можухин снялся во многих своих ранних фильмах.
Он эмигрировал в Европу в 1920 году после Гражданской войны в России вместе с группой Ермольева, где работал на различных французских и немецких киностудиях. Он вернулся в Россию в 1923 г. В следующем году он произвел Аэлита на основе Алексея Толстого «с романом . Это был один из первых научно-фантастических фильмов, изображающих космический полет и инопланетное общество.
Его следующий фильм «Портной из Торжка» вышел на экраны с большим успехом и сделал его одним из ведущих комедийных режиссеров. Он открыл много талантов, таких как Игорь Ильинский , Михаил Жаров , Анатолий Кторов , Вера Марецкая , Юлия Солнцева , Георгий Милляр , Серафима Бирман , Николай Баталов и Михаил Климов . Один из самых популярных в России сказка сказок директоров Роу также начал в качестве ассистента Протазанова в.
Яков Протазанов, 1928 г.
В 1928 году он поставил «Белого орла» с участием Всеволода Мейерхольда и Василия Качалова в главных ролях — одно из их редких появлений на большом экране. Последней его звездой стала экранизация пьесы Александра Островского « Без приданого» в 1937 году. В актерском составе приняли участие многие известные актеры Малого театра .
Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в Ташкент вместе с некоторыми другими участниками Мосфильма и Ленфильма . Примерно в то же время его здоровье начало ухудшаться; По пути в Ташкент у него случился сердечный приступ. Ему удалось спродюсировать только еще один фильм — « Насреддин в Бухаре» (1943), действие которого происходит в Узбекистане.
Его единственный сын Георгий погиб в одном из финальных сражений, что коснулось и Протазанова. Последние дни он работал над экранизацией комедии Александра Островского « Волки и овцы» . Среди других его планов были экранизации фильмов « Война и мир» и « Оливер Твист» .
Протазанов скончался 8 августа 1945 года и похоронен на Новодевичьем кладбище . У него остались жена Фрида и старшие сестры — Лидия Аристова, Валентина Протазанова и Нина Анджапаридзе.
биография
Протазанов закончил в 1900 году среднюю коммерческую школу и работал продавцом, затем бухгалтером в московском магазине Schrader and Company, затем между 1904 и 1906 годами он отправился со своими сбережениями во Францию , чтобы продолжить свое личное обучение. По возвращении стал переводчиком в кинопрокатной и продюсерской компании « Глория» в Москве .
С 1910 года его нанял Пол Тиман, который затем основал новую компанию и снял несколько немых фильмов с Владимиром Гардином . Его первый фильм о Тимане в 1911 году «Плач заключенного» , основанный на популярном романе, имел успех. Из сорока фильмов , которые он выстрелил в этот период, выделяются Amphise , Le Départ Du Grand шалфей , в 1912 году, или Драма а.е. телефон в 1914 году Ле Départ дю Гранд шалфей фильм о смерти писателя Толстого. , Чередуя постановочные сцены и документальные изображения, объективные и субъективные точки зрения (сны и видения). Фильм, мало заботящийся об исторической правде, хоть и примечательный, но не получил одобрения в семье писателя. Телефонная драма по тому же сценарию, что и Пасьянс на вилле» Гриффита (1909) , в частности, использует многоэкранную технику .
У него уже была солидная репутация, когда в 1914 году, когда компания Тильмана развалилась из-за войны, его нанял Йозеф Ермольев одновременно с актером Иваном Мосжукиным . Здесь он снимал с этим актером свои дореволюционные шедевры, такие как « Пиковая дама» или «Пер Серж» . Николаи Ставрогин , в 1915 году, уже с Mosjoukine, заимствован из пьесы в исполнении Московского Художественного театра , сам вдохновило на Достоевского Бесы . Он также дает в этот период в фильме «Еда» с полицейскими драмами или мелодрамами.
Революция Февраль 1917 г.Это повод для Протазанова снять несколько революционных тематических фильмов, таких как « Достаточно крови» или « Андрей Кожухов» . Последний показывают после Октября без перерыва до съемок первых великих революционных эпосов, таких как «Мать» или «Броненосец Потемкин» . В том же году он снимает фильм « Сатана торжествующий» и особенно « Отец Серж» , один из шедевров немого кино.
Он снимается в Крыму , где компания бежала от бед Октябрьской революции , но после национализации киноиндустрии в Ялте все переехали во Францию .
Он работал во Франции, где снял пять фильмов для Пате и Гомона , затем в Германии . Этот период плодотворен, прежде всего , это Суд , Тень греха , Паломничество любви , Ужасающее приключение и т. Д.
Однако в году он решил вернуться в Россию, которая должна была стать СССР . Затем он снимает приключенческие фильмы или комедии, такие как « Аэлита» , «Испытание трех миллионов» , «Белый орел» , «Пир Святого Йоргена» …
Протазанов открыл для себя многих актеров, в том числе Ивана Мосжукина , Игоря Ильинского , Михаила Жарова .
Он получил золотую медаль в Париже в 1937 году за фильм La Fille sans dot и прекратил съемки в 1943 году .