Оглавление
Уральские казаки сохранили Древлеправославие
Исторически сложилось так, что во время никоновских реформ Уральское войско имело полную автономию, а также территориально было сильно удалено от Московского царства, вследствие чего нововведения патриарха Никона до берегов Урала так и не дошли, а сами казаки сохранили веру и обряды неизменными, такими, как они были в XIV—XV веках, во время появления первых казаков на берегах Яика. Твердость и упорство уральских бородачей-старообрядцев были наследственными чертами. Казаки оставались верны дониконовским обрядам православной церкви, а военный уклад жизни способствовал защите своих религиозных убеждений.
Все попытки правительственных и церковных властей ввести нововведения Никона в практику богослужений окончились безрезультатно. В XVII и XVIII веках старообрядческие скиты на Иргизе и Яике оставались действующими, тогда как на Дону и Медведице монастыри уже были разгромлены. Существование старообрядческих скитов на Урале стало возможным благодаря тому, что их упорно отстаивали и защищали яицкие казаки. Это позволило дать приют староверам, бежавшим с Дона и Медведицы. Казаки ревностно относились к сохранению заведенных порядков, как на службе в войске, так и в соблюдении старообрядческих традиций.
Петер Симон Паллас — ученый-энциклопедист и путешественник, посетивший Яик в 1769 г., заметил, что «в церковь казаки ходят редко, потому что они старообрядцы, по большей части молятся дома». Старания правительства и господствующей церкви ввести новый обряд в уральских церквях казаки восприняли как покушение на их «казачью вольность», что вызвало среди них отказы от выполнения служебных обязанностей по выполнению государевой службы. Так, в 1769 г. несколько сот яицких казаков отказались нести службу в Кизляре, объясняя отказ «несовместимостью с постоянной дислокацией Яицкого войска».
В 1770 г. яицкие казаки не выполнили приказа властей силой возвратить калмыков на Северный Кавказ, откуда они самовольно перекочевали в Среднюю Азию, не выдержав непосильных налогов, взимаемых царскими чиновниками. Калмыков вернули с помощью армейских частей, а 2000 яицких казаков за «ослушание» были подвергнуты телесным наказаниям и сосланы, 20 человек приговорены к каторге.
Начало восстания
Проводимые генералом Траубенбергом разбирательства и наказания, а также приказ арестовать вернувшихся из Петербурга челобитчиков во главе с сотником И. Кирпичниковым, вызвали вспышку негодования казаков. 11 января Траубенберг начал переговоры с представителями «непослушной», «войсковой» стороны. Те отказались что-либо делать до тех пор, пока из-под ареста не будут выпущены ранее задержанные казаки. Переговоры закончились безрезультатно.
12 января у дома казака М. Толкачёва был созван Круг. Сотники Иван Кирпичников и Афанасий Перфильев предложили ещё раз обратиться к генералу Траубенбергу с просьбой сместить старшин и на следующее утро пойти к Траубенбергу мирной процессией, со священниками, иконами, с семьями, чтобы убедить генерала в отсутствии желания воевать и попросить его поверить Войску. На Круге мнения разделились, но тем не менее большинство приняло решение идти.
Утром 24 января у дома Толкачёва собралась масса казаков с семьями (очевидцы называют число от 3 до 5 тысяч человек). Отсюда казаки отправились в Петропавловскую церковь, где был отслужен молебен. Затем с образами и пением молитв процессия медленно двинулась по главной улице города на юг, к Михайло-Архангельскому (Старому) собору и Войсковой канцелярии.
Перед площадью Старого собора были поставлены пушки. За пушками выстроились с ружьями наизготовку рота драгун и около 200 вооружённых сторонников атамана Тамбовцева П. В.
Когда процессия с пением молитв, неся впереди большую и почитаемую икону Богородицы, снова медленно двинулась вперёд, Траубенберг приказал солдатам отряда во главе с капитаном гвардии С. Дурново открыть по толпе огонь картечью из пушек в упор. Затем дали залп из мушкетов драгуны. Сразу же погибло более 100 человек — мужчин, женщин, детей. Казаки начали стрелять в ответ. Генерал Траубенберг с офицерами и атаман Тамбовцев со своими сторонниками были убиты, большая часть государственных войск и лояльных им казаков взяты в плен.
На Круге вечером 24 января было сформировано новое руководство Яицким Войском. Было решено не выбирать Войскового Атамана. Вместо него избрана коллегия из трёх Войсковых поверенных. Были отправлены делегации казаков к Екатерине II, великому князю Павлу Петровичу, генерал-губернатору И. А. Рейнсдорпу, казанскому митрополиту Вениамину, которые попытались объяснить выступление значительными злоупотреблениями старшинской стороны и несправедливостью следственной комиссии. Были направлены просьбы вернуть выборность атаманов и старшин, дабы иметь возможность смещения с должностей неугодных и проворовавшихся, выдать задержанное жалованье, перевести войска из подчинения Военной коллегии под власть отдельных царских приближённых (например, Орловых).
Приехав в Санкт-Петербург в феврале 1772 года, делегация яицких казаков во главе с будущим сподвижником Пугачёва Максимом Шигаевым была арестована и помещена в Петропавловскую крепость. 16 февраля на Государственном совете было принято решение о направлении в Яицкий городок карательной экспедиции под командованием генерал-майора Ф. Ю. Фреймана.
26 марта 1772 г. был издан Рескрипт императрицы Екатерины II оренбургскому губернатору И. Рейнсдорпу в связи с восстанием яицких казаков.
Но есть и другая точка зрения
Так, казаков как особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, классифицировал известный историк Л. Н. Гумилёв.
Подобные мнения иногда встречаются и среди казаков, считающих себя четвёртой ветвью русского народа вместе с великороссами, малороссами и белорусами, со своей историей, языком и традициями.
Так, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков говорил:
«… мы, безусловно, народ – со своей историей, своим говором, своими традициями. Причём традиции у всех казаков сильно похожи, будь то кубанские казаки, терские, запорожские, оренбургские или другие».
Но этот же атаман выступил категорически против попыток использовать это самоопределение во зло.
Оценивая попытки самопровозглашения казачьих республик в лихие 90-ые, он говорил:
«Так забавлялись лишь немногие из казаков. Проект «независимой Казакии» – изобретение американских спецслужб. Они хотели подбить казачество на войну против России, но не вышло: казаки разобрались, что к чему. Возрождение казачьего народа не должно вступать в противоречие с целостностью России».
Авторы Гайдпарка
-
Вячеслав Михалыч Михалыч
Осень
Читать полностью
-
БонапартВиссарионович Македонский Вольфович
На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?
Читать полностью
-
Василий Иванов
Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?
Читать полностью
-
Сергей Якунин
«Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома
Читать полностью
-
Настя Иванова
Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии
Читать полностью
-
Вячеслав Михалыч Михалыч
У реки Орь
Читать полностью
-
Антоха Орлёнок
Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»
Читать полностью
-
Александр Ларин
Любовь после 70: старческий позор или последняя радость
Читать полностью
-
Настя Иванова
Курильские острова – исконно русская земля
Читать полностью
-
Goshaperfect
Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России
Читать полностью
-
Барон Мюнхгаузен
Туман времени
Читать полностью
-
Сергей Копылов Викторович
Оппозиция и гибридная война
Читать полностью
Уральские казаки за границей
Яицкие казаки раньше были старообрядцами, которые подвергались гонениям.
Поэтому в ряде мест (Каракалпакии, еще где-то в Средней Азии и Казахстане)
имеются даже компактные этнические группы уральцев, сохраниыших старинные традиции.
Ряд уральцев-старообрядцев даже эмигрировали в Китай (Харбин).
После Гражданской войны часть яицких (уральских) казаков покинула и пределы Войска, и пределы России.
Основными местами эмиграции (после Персии) являлись Франция и Австралия .
Небольшая часть казаков жила в Германии.
В эмиграции казаки были объединены в станицы.
Хор уральских казаков в Нидерландах
Подавление восстания
15 мая 1772 года Оренбургский корпус под начальством генерал-майора Фреймана выдвинулся к Яицкому городку, в его составе находилось 2519 драгун и егерей, 1112 конных оренбургских казаков и ставропольских калмыков, около 20 орудий. Яицкие казаки, большей частью отправившиеся на весеннюю плавню — лов севрюги, были срочно отозваны в Яицкий городок, на круге Яицкое войско в течение нескольких дней не могло прийти к единому мнению — встретить ли Фреймана почтительно или выступить навстречу для отпора. Было принято решение встретить Фреймана у Генварцева (Январцовского) форпоста на границе войска и убедить не продвигаться далее. Сначала передовой отряд в 400 казаков под командованием походных атаманов И. Пономарёва и И. Ульянова, а затем и основной отряд в 2000 казаков под командованием В. Трифонова выдвинулись вверх по Яику.
Итак, налицо две полярные точки зрения. Так кто же такие казаки?
Действительно отдельный этнос, или все-таки воинское сословие?
На первый взгляд, у казаков действительно есть самобытные традиция, культура и язык.
Но язык этот вполне вписывается в такое понятие как южнорусский говор. Мало того, в каждой местности говор особенный. Лингвисты называют это региалектом (по сути, диалектом, присущим любому региону). На Кубани или Дону он свой, на Вологодчине – тоже свой. Но на этом основании мы не перестаем называть жителей Вологды русскими людьми.
Еще раз вспомним историю.
На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек.
К началу Первой мировой войны в России насчитывалось одиннадцать казачьих формирований:
Донское казачье войско,Оренбургское казачье войско,Терское казачье войско,Сибирское казачье войско,Уральское казачье войско,Забайкальское казачье войско,Кубанское казачье войско,Астраханское казачье войско,Семиреченское казачье войско,Амурское казачье войско,Уссурийское казачье войско;
Интересно, что истории известны даже отдельные казачьи республики, правда, просуществовали они сравнительно недолго.
Так, в конце XIX века в Манчьжурии, на берегах реки Желта была образована Желтугинская республика – самоуправляемая казачья община из китайских и русских казаков-золотопромышленников.
Во время гражданской войны также были провозглашены
Кубанская Народная РеспубликаВсевеликое Войско ДонскоеТерская Казачья РеспубликаУральская Казачья РеспубликаОренбургский Казачий КругСибирско-Семиреченская Казачья РеспубликаЗабайкальская Казачья Республика.
За всю историю своего существования казачьи войска входили в состав вооружённых сил России, а затем и Советского Союза, а до этого — Великого княжества Литовского, «вольного города» Гамбурга, Швеции, Персии и даже Парагвая, Маньчжоу-го и Японии. То есть, это были именно воинские формирования.
Если посмотреть на места расположения казачьих войск – а это огромные территории от Дона и Кавказа до Урала, Забайкалья и Уссурийского края, то закономерно предположить, что в эти войска вливались и местные народы – и этому тоже есть подтверждения. То есть, говорить о некой моноэтничности тоже не приходится.
Вся история образования казачества говорит нам о том, что казаки – это не отдельный этнос, а составная часть русского народа, и, что особенно важно, это именно воинское сословие, на протяжение столетий овеявшие себя славой защитников Отечества. Конечно, были в их истории и горькие страницы
Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию
Конечно, были в их истории и горькие страницы. Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию.
Пережив тяжелый период, русские казаки продолжили воинские традиции своих Предков, и во время Великой Отечественной войны продемонстрировали такой же беспримерный героизм, как и их отцы и деды в прошлых сражениях.
В настоящее время идет процесс возрождения казачьих традиций как в России, так и других странах.
Казаки определяют себя по потомственному происхождению и по соблюдению традиций, культуры и обычаев. Но главное для казака – это служение Отечеству.
Именно эта высокая цель послужила в свое время причиной образования казачества, эта же цель будет сохраняться, пока будут на земле казаки, то есть – всегда. Ведь если верить народным пословицам и поговоркам, казацкому роду нет переводу!
Казаки истово отстаивали свои обычаи
Правительство намеренно придавало вероисповедным делам политическое значение, рассматривая выступления староверов как «хулу против царя и Бога». Сенатор, князь М. Щербатов, инспектирующий Яицкое войско после подавления восстания Пугачева, в котором войско участвовало «почти в полном составе», писал о казаках-старообрядцах: «Везде, где они могут показать свою ненависть против государя и российской церкви, не упускают случая. Свидетельствуют сему бывшие бунты… восстание 1772 г. на Яике, которого града казаки, быв сей ересью заражены, не почли себе преступным делом против законных властей вооружиться».
Уральские казаки. Раскрашенная литография Гессе. 1800 г. Государственный Исторический музей, Москва
Истово отстаивая свои самобытные обычаи, казаки с презрением относились к боли, физическим страданиям и даже смерти. Казаков легче было уничтожить или переселить, как это не раз происходило в истории Яицкого войска, но перебороть силу старой веры, которой издревле были вооружены их предки, было невозможно.
В яицком войске староверы были решительно на своём месте и в своей среде: здесь не было преследований, свободно крестились двоеперстно, имели старопечатные книги и отправляли по ним службу. Старики-старообрядцы являлись той консервативной силой, которая препятствовала преобразованию хозяйственной и социальной жизни войска.
Фундаментом казачьего староверия были казаки-старики, офицеры и атаманы, урядники и особенно их жёны — главные хранительницы старообрядчества на реке Урал. Этому были свои причины: службу они не несли и из войска не выезжали, отлично владели церковнославянской грамотой, читали много святоотеческих книг, по ним же учили грамоте своих детей, проводили дни в труде и молитве, ожидая со службы своих мужей.
Почему казаки оказались на Урале
Несомненно то, что казачьи вольницы вдоль течения Урала возникли очень и очень давно. Существует две точки зрения, отвечающие на вопрос о времени появления этой части служивого сословия.
Согласно первой версии, на излете XVI столетия несколько сотен волжских и донских казаков упрямо проникали внутрь земель ногайских орд, огнем и мечом отвоевывая себе жизненное пространство. Эти события ассоциируют с деятельностью одного из сподвижников Ермака Тимофеевича, казачьего атамана по имени Матвей Мещеряк. Было это, ориентировочно, в 1584 году. Экспансия казачества оказалось невероятно успешной, однако, уже в скором времени колонисты столкнулись с четким осознанием той проблемы, что им не выжить самостоятельно в очень враждебном им новом мире, населенном пестрым многоголосьем тюрков-кочевников.
Это привело к тому, что уже в очень скором времени яицкое казачество присягнуло на верность Москве. По достоинству оценив размеры завоеваний отважных рубак, царские власти весьма охотно приняли их прошение. Достоверно известно, что с 1591 года яицкие казаки принимают непосредственное участие в военных операциях Русского Царства. Перечень их обязанностей был типичен для этого сословия в те времена: они участвовали в походах и несли службу на дальних пограничных кордонах.
Есть, впрочем, и иная версия появления яицких казаков. Она удревняет историю этого народа на несколько сотен лет и относит события рождения яицкого войска ко временам Тамерлана.
Ссылки[править | править код]
- Оригинальная теория происхождения уральских казаков
- История фамилий
- Крестьянская война 1773-75 гг.
- Манифест Екатерины II от 19 декабря 1774 г. (о преступлениях казака Пугачева)
- История яицких казаков. Валерий Поленов
- Статья о старообрядчестве в Уральском войске
- Поход на Аму-Дарью и в Текинский оазис уральских казаков в 1880—1881 годах. Сост. полк. А. Л. Гуляев. Уральск, тип. В. И. Жаворонкова, 1882
- Документы и литература по истории Хивинских походов России
- История Хивинских походов России с участием яицких (уральских) казаков
- Хорошхин М. П. Геройский подвиг уральцев. Дело под Иканом 4, 5 и 6 декабря 1864 года. Уральск, 1895
- Иканская сотня
- Иллюстрации к очерку Иканская сотня
- Краткое описание уральских казаков, сосланных в 1875-77 гг. в Каракалпакию
- 1-й Уральский казачий полк в Первой мировой войне
- Эпизоды Гражданской войны с участием уральских казаков
Отношение казаков к официальной церкви
Предки уральских казаков долго боролись, отстаивая свои свободы и бороды. Фото второй половины XIX в.Сохранился документ, в котором описывается ситуация, ярко иллюстрирующая отношение населения к официальной церкви. Из донесения князя А. А. Путятина Исетскому воеводе Хрущёву следует, что заложенная в 1748 г. в крепости Челябе каменная церковь «за неудачею к работе людей» даже в 1764 г., через 16 лет, не была построена. Причина тому называлась известная: «понеже тамошние казаки, находятся уклонёнными в раскол, то статься может, что они к строению той церкви не усердствуют».
Помимо абсолютного большинства старообрядцев в Уральском войске, уральские казаки были самостоятельны в своих духовных делах от духовного правления в Оренбурге. Такое самоуправление составляло для казаков предмет их особой гордости, оно находило поддержку и в военной коллегии, которой подчинено было казачье войско. Любое покушение на принципы казачьего самоуправления, любые попытки его реорганизовать, встречали отпор всего войска.
Поэтому 12 сентября 1755 г. последовал указ Синода следующего содержания:
Указ этот всегда рассматривался казаками как подтверждающий и ограждающий их права и особенности церковного чиноположения и управления. Казачьему войску к этому Указу приходилось прибегать еще не раз, в случаях, когда делались попытки изменить прежнюю церковную практику, за которую они упорно держались.
Тайные монастыри
Про отдалённую окраину, окружённую воинственными улусами калмыков и башкир, миссионеры никонианской церкви на время позабыли. Число яицких казаков-старообрядцев на Урале не только сохранялось неизменным, но постоянно росло за счет беглых, искавших и находивших убежище в казачьих станицах. Значительный приток произошел после разгрома Керженских скитов в Нижегородской губернии, старообрядцы из тех мест селились в особой старообрядческой слободе казачьего войска — Шацком монастыре, где молились яицкие казаки.
Тайные старообрядческие монастыри в Уральской области были известны издавна, и против них не раз предпринимались репрессивные меры. Так, в 1741 г., в ходе преследований старообрядцев, скрывавшихся на Яике и в Иргизских монастырях, был уничтожен Шацкий монастырь. Гонения и пытки не ослабили веру, и во второй половине XVIII в. возникают знаменитые Иргизские монастыри, оставившие огромный след в истории всего старообрядчества. С момента возникновения обителей установились активные контакты между ними и старообрядческими центрами Уральского региона.
В 1756 г. по ходатайству Оренбургского губернатора И. И. Неплюева, Военная коллегия приказала «всякие розыски и преследования раскольников на Яике прекратить». Пограничное состояние Уральского войска продлилось до середины XIX в., то есть до тех пор, пока Россия не покорила среднеазиатские ханства. В войске был образован Сергиевский скит, ставший основоположником других скитов по реке Урал. Сергиевский скит мог «своей доходностью перещеголять любой из древнейших православных монастырей в России» и был «главным рассадником уральской беглопоповщины», он также неоднократно подвергался разорениям. В 1830 г., вместе с женским Гниловским скитом, он был разрушен, часть иноков и настоятель заточены в монастырь господствующей церкви.
Однако восстановление обителей произошло достаточно быстро, по архивным данным, в 1848 г. в Гниловском скиту уже имелось 16 келий, а в Сергиевском — 11. Это объясняется ещё и тем, что старообрядцами были не только простые казаки, но и уральская аристократия, бороться с которой было не всегда удобно.
В 1848 г. на территории Уральского войска было 7 скитов. Они располагались в непосредственной близости от казачьих поселений, при них имелись 6 молитвенных домов, а также деревянные избы-кельи. Самый большой Садовский женский скит состоял из 40 изб и 2 молитвенных домов, Кизлярский — из 20 жилых построек, в остальных было от 10 до 15 келий. Общая численность насельников составляла 151 человек, из них 118 женщин и 33 мужчины, были послушники и послушницы.
Уральские казаки. Художник Николай Самокиш
Между скитами на территории Уральского казачьего войска была тесная связь. Материалы допросов верующих, схваченных властями по дороге на богомолье, позволяют проследить направление их передвижений, а также примерный путь от начального до конечного пункта. География получается обширной. Духовным центром для казаков-беглопопоповцев был Иргиз, от него тянулись связующие нити к скитам расположенным в Уральской области, на западе Уфимской губернии, и далее в Исетский край.
Василий Гугня
Покинув твердую почву документально заверенных исторических данных, мы вступаем на топкую тропинку преданий и легенд. История эта не нова и хорошо известна — она была в большом ходу среди уральских казаков уже в первой половине XVIII столетия. Впервые же эта версия была записана со слов атамана Ильи Меркурьева. Согласно укоренившийся среди самих уральских казаков версии, их войско на этой территории сложилось в конце XIV столетия. А именно в 1396 году.
Казачье предание гласит, что в те мрачные времена жизнь была непростой. И люди, под стать духу времени, были суровы. Легенда говорит, что казаки из новорожденного уральского казачьего воинства не стремились обзаводиться семьями. Впрочем, они регулярно брали себе жен из числа окрестных тюркских народов. Вот только не суждено было тем союзам быть долгими: отправляясь в поход, казаки убивали своих жен.
Народная молва объясняет такое поведение казаков следующими соображениями: во-первых – они опасались, что во время их отсутствия на хутора будут совершены набеги, а их жены окажутся в руках врагов, во-вторых – они зачастую руководствовались исключительно практическими соображениями, так как в набеге можно было пленить себе девушку моложе и красивее.
Предание связывает конец этой традиции с деятельностью казачьего атамана по имени Василий Гугня. О личности этого человека известно совсем немногое: кто-то уверяет, что он был выходцем с казачьей вольницы Дона, кто-то же полагает, что его родиной был Великий Новгород, а сам атаман по «первой профессии» был речным пиратом-ушкуйником.
В любом случае – все версии предания сходятся на том, что однажды ему полюбилась плененная им ногайская девушка. И, когда войску предстояло выйти в новый поход, он поступился древним жестоким законом и не стал убивать свою жену.
Почитание бабушки Гугнихи
Следуя примеру милосердного атамана, иные яицкие казаки тоже бросили исполнять древний жестокий закон и начали жить со своими женами в мире. Любопытно, что на Урале стихийно сложился культ почитания бабушки Гугнихи. По понятным причинам она больше всего почиталась среди казачек. Они частенько ставили в своих церквях свечки за упокой души своей предшественницы, которая сумела смягчить сердце своего мужа и сломить страшную традицию. Примечательно, что эту легенду знал и, видимо, рассматривал как вполне правдоподобную Александр Сергеевич Пушкин. В «Истории Пугачева» он писал об этой традиции следующее: «Казаки, по примеру атамана, покорились игу семейственной жизни. Доныне, просвещенные и гостеприимные, жители уральских берегов пьют на своих пирах за здоровье бабушки Гугнихи».
Сложно сказать наверняка, бытовала ли практика убийства жен казаками на самом деле. Весьма вероятно, что да, но не в таких масштабах, как это преподносит легенда. Ведь среди других народов, проживающих в плотном кольце врагов, подобные практики порой встречаются. Известно, например, что чукотская женщина, еще издалека завидев врага, обязана была наложить на себя руки.
Отличие казаков от солдат регулярной армии
В отличие от солдата регулярной армии, уральский казак с самого рождения формировался в среде с высоким чувством воинской чести и традиции истовой службы, выделялся более сознательным отношением к военному делу. Уральцы совершенно не нуждались во внешней дисциплине, они были образцом исполнительности и неукоснительного выполнения воинского долга. Более сознательное отношение к службе помогало казаку стать превосходным одиночным бойцом — инициативным, сметливым, не теряющимся в самой сложной обстановке. Этому же способствовала и постоянная боевая практика, а также полная опасностей и тревог жизнь на границе с киргизской степью.
Битва Уральских казаков с киргизами, 1826 г. Уральские казаки участвовали во всех азиатских походах России
«У уральцев уникальный характер, центральным качеством которого являлось чувство независимости и гордости. Уральцы по уму — все министры, — отмечал познакомившийся с ними на русско-японской войне генерал К. Н. Хагондоков. — Отдавая приказ, нужно быть очень точным, ибо что-либо недоговоренное или ошибочное будет уральцами немедленно обнаружено».
Оренбургский генерал-губернатор В. А. Перовский, возглавлявший хивинскую экспедицию, в составе которой находились 2 полка уральских казаков, отмечал: «Вот уж чудо-казаки: стужа, бураны для них ничего, больных весьма мало, умерших… нет, пока шли вперед, какая бы ни была погода, распевали удалые песни… работают более, лучше и охотнее всех. Без них плохо было бы всему отряду!»
Литература о яицких казаках
Запорожцев и донских казаков знают все. Яицких — как правило, только сами уральские казаки или историки.
Очень мало информации и литературы о них — и научной и, к сожалению, даже художественной.
Есть две хорошие книги о быте и психологии уральских казаков:
- Валериан Правдухин. «Яик уходит в море».
- Хамза Есенжанов. «Яик — светлая река».
Обычный и чудесный мир Валериана Правдухина. Еженедельная газета «Надежда».
На главную
Казачество :
Казачьи порталы |
Волгские казаки |
Донские казаки |
Кубанские казаки |
Сибирские казаки |
Терские казаки |
Яицкие казаки |
Служилые сословия
Геополитика России |
Воинское дело |
Психология воина |
Регионы России |
Карты |
Языки
На правах рекламы (см.
условия):
Алфавитный перечень страниц: |
|
На русском языке: Уральское казачество, яицкие казаки, уходцы, уральцы, На английском языке: Ural Cossack. |
«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).
Пишите письма
().
Страница обновлена 01.05.2021
Островок религиозной свободы
Молодая замужняя уральская казачка в парадной одежде. XIX век
Староверие прочно сохранялось в войске благодаря общественному строю, стремившемуся «во что бы то ни стало поддержать прежнее устройство общины, прежние порядки и обычаи страны, прежний дух казачества».
Способствовали сохранению старообрядчества на Яике и некоторые меры со стороны царского правительства и самих самодержавцев. В 1709 г. после Полтавской битвы, где уральские казаки проявили свой героизм, особым указом Петра I им было предоставлено право ношения бороды и оставаться при своей вере. Царь Пётр I оставил всем яицким казакам «крест и бороду», оградив тем самым их от гонений за веру на целый век.
Казаки-разинцы сотники Самуйло Васильев, Исай Воронин и Логгин были военными руководителями знаменитого Соловецкого восстания и вместе с бывшим духовником царя Алексея Михайловича архимандритом Никонором стояли до конца, а после предательского взятия монастыря вместе приняли страшные муки. Русской Православной cтарообрядческой Церковью (РПcЦ) они причислены к лику святых.
Императрица Екатерина II, пережив Пугачёвщину, не преследовала за веру яицких (уральских) казаков даже после бунта 1773—1775 гг., а в 1795 г. официально узаконила право уральских казаков употреблять старопечатные книги и старые обряды. Однако издала указ о том, что в целях полного предания забвению Пугачёвского восстания, Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, а Яицкий городок — в Уральск, само же войско утрачивает былую автономию. Во главе уральского казачества были поставлены наказной атаман и войсковое управление.
Сын Екатерины II — Павел, став императором, создал из уральских казаков лейб-сотню, тем самым выказав им своё доверие и милость.
Казак лейб-гвардии Уральской казачьей сотни
На самом деле религиозная свобода уральских казаков стала следствием необходимости правительства иметь в их лице надёжную военную силу в районе северного Прикаспия. Первоначально причины появления раскола в войске были те же, что и в других местах России, но впоследствии местные условия придали им ещё и политический характер. Опасаясь, что истинная вера на Яике будет истреблена, а старый вечевой строй казачей общины уничтожен, казаки твердо и энергично отстаивали свои права и привилегии. Искавшие духовной свободы и убежища беглецы-староверы со всех регионов стремились на реку Урал.
В 1868 г. было введено новое «Временное положение», по которому Уральское казачье войско было подчинено наказному атаману вновь образованной Уральской области. Территория Уральского казачьего войска составляла 7,06 млн гаи делилась на 3 отдела (Уральский, Лбищенский и Гурьевский) с населением 290 тысяч человек, в том числе казачьего — 166,4 тысяч человек в 480 населённых пунктах, объединённых в 30 станиц.
В середине прошлого века поголовно все Уральские казаки были старообрядцами, и уральский губернатор А. Д. Столыпин, отец знаменитого П. А. Столыпина, отмечал единство и упорство в вере Уральских и Оренбургских казаков, сравнивая их за преданность старым русским идеалам с современными ему славянофилами, и даже предлагал митрополиту Антонию не проводить увещевание раскольников: «С казаками, Ваше преосвященство, надо быть очень осторожным: гнуть надо, но надо и парить, возбудить пугачевщину очень и очень легко!»
Казаки Лейб-Гвардии Уральского Казачьего эскадрона. Уральцы вооружены винтовкой Бердан-2 казачьего образца