Оглавление
После войны
После войны 35 батарею не стали восстанавливать. Военные использовали уцелевшие казематы в качестве погребов боезапаса, а также командного пункта и помещений личного состава береговой батареи №723, размещенной рядом с 35 батареей. В 1963 году батарея была оставлена военными и заброшена на долгие годы.
В 1988 году в правом командном пункте и его потерне 35ББ разместилась сейсмологическая лаборатория Симферопольского государственного университета им. М.В. Фрунзе. В 1990-е годы батарея была разграблена искателями металлолома и черными копателями. Вокруг 35-й батареи началось активное строительство коттеджей и частных гостиниц.
Вопрос о защите исторического памятника неоднократно поднимался инициативными группами севастопольцев. 26 апреля 2006 года Севастопольский городской совет принял решение «О создании музейного историко-мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя на территории 35-й береговой батареи».
Примечания
- По другим данным — 9 октября (см.: ).
- Деревня Лукшино, входившая в Мартьяновский округ Зубцовского уезда, не сохранилась, ныне территория относится к Старицкому району Тверской области.
- ↑
- ↑ .
- Рыбалко Н. В первый день войны на Черном море. // Военно-исторический журнал. — 1963. — № 6. — С.63-66.
- Игорь Степанович Маношин. Июль 1942 года. Падение Севастополя. — Вече, 2009. — 306 с. — (Военные тайны XX века). — ISBN 978-5-9533-4018-2.
- (недоступная ссылка). Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991. Дата обращения: 30 сентября 2016.
- (недоступная ссылка). Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991. Дата обращения: 30 сентября 2016.
- (недоступная ссылка). Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991. Дата обращения: 30 сентября 2016.
- Постановление СНК СССР № 2488 от 28.11.1935 г.
- Постановление СНК СССР № 082/п от 14.02.1938 г.
- Постановление СНК СССР № 442 от 03.04.1939 г.
- Постановление СНК СССР от 04.06.1940 № 946
- Постановление СНК СССР № 1394 от 21.05.1941 г.
- Постановление СНК СССР № 401 от 10.04.1944 г.
- Закревский А. Борьба за Крым. // Военно-исторический журнал. — 1962. — № 7. — С.105-110.
Модернизации и переоборудования
В период с 19 декабря 1982 по 10 октября 1986 года «Адмирал Октябрьский» прошёл на судоремонтном предприятии «Дальзавод» во Владивостоке средний ремонт с модернизацией. В частности, главный противолодочный комплекс «Метель» был заменён более совершенным «Раструб-Б», установлена система спутниковой навигации АДК-2М «Шлюз» и система космической связи «Цунами-БМ». Среди десяти кораблей проекта 1134А подобную модернизацию прошли только четыре единицы. Следует отметить, что остальные модернизированные корабли этого типа служили в составе Северного флота, а на Тихоокеанском флоте прошёл перевооружение только «Адмирал Октябрьский».
35 батарея
История 35-й батареи (ББ №35) началась задолго до начала Великой Отечественной войны, решение о ее строительстве было принято Генеральным штабом России в 1910 году. Для обороны Севастополя было решено разместить две батареи сверхкрупного калибра: на южном фланге — в районе мыса Херсонес (батарея №35) и на северном фланге — на Северной стороне города (батарея №30). В каждой батарее планировалось использовать две двухорудийные башни. Решение о строительстве батарей было утверждено Николаем II.
Строительство началось в 1913 году и было завершено уже при советской власти. В 1929 году 35-я батарея вошла в состав сил Береговой обороны Черноморского флота, в этом же году ее посетил Иосиф Сталин. Батарея имела на вооружении две двухорудийные башни с калибром орудий 305-мм. Здесь разместился небольшой подземный город с собственной электростанцией, телефонной станцией, котельными, ремонтными мастерскими, жилыми помещениями для личного состава и офицеров, кладовыми, лазаретом.
В обороне Севастополя батареи №35 и №30 занимали ключевую роль, став основой артиллерийского огня. Благодаря дальности стрельбы батареи могли держать под огнем огромную территорию вокруг Севастополя. В полевой артиллерии Приморской армии было тяжелое положение с боеприпасами, поэтому артиллерийскую поддержку сухопутных войск в основном осуществляла береговая артиллерия.
Немцы называли 30-ю батарею фортом Максим Горький I, а 35-ю батарею фортом Максим Горький II.
«Северный полюс»
2 августа 1933 года из Мурманска во Владивосток на пароходе «Челюскин» вышла экспедиция под руководством начальника Главного управления Северного морского пути Отто Шмидта. Осенью судно было заблокировано льдами и дрейфовало вместе с ними у северо-восточных берегов Евразии.
Также по теме
Полюс недоступности: как советские учёные осваивали Антарктику
60 лет назад советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности в Антарктиде и основали там временную станцию. Их…
13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул, а члены экспедиции разбили лагерь на льдине. Полностью эвакуировать челюскинцев при помощи авиации удалось только к 13 апреля 1934 года. Опыт экспедиции на «Челюскине» натолкнул Отто Шмидта на идею создания на льдах в Арктике дрейфующей станции.
Отсутствие в районе Северного полюса крупных участков суши резко осложняло исследование Арктического региона, и начальник Главного управления Севморпути решил, что все необходимые измерения и вычисления учёные могут совершать, находясь в специально оборудованном лагере на дрейфующей льдине. В начале 1936 года эту идею одобрило руководство Советского Союза.
В состав полярной экспедиции было решено включить метеоролога Евгения Фёдорова, океанографа Петра Ширшова и радиста Эрнста Кренкеля. Начальником первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс» должен был стать замдиректора Всесоюзного арктического института Владимир Визе, но он не прошёл отбор по состоянию здоровья. Тогда выбор пал на Ивана Папанина, который на тот момент уже обладал богатым опытом работы в условиях Крайнего Севера.
К экспедиции готовились очень серьёзно: по специальному заказу была изготовлена двухслойная брезентовая палатка, утеплённая пухом, а также лёгкие и прочные нарты. Полярникам выделили около 5 т продуктов длительного хранения.
Экспедиция вылетела из Москвы 22 марта 1937 года. Однако из-за сложных погодных условий её путь на север оказался долгим. 19 апреля полярники добрались до острова Рудольфа. И только 21 мая они высадились на льды в районе Северного полюса. До начала июня самолёты доставляли им необходимое оборудование и припасы.
- Первая советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс — 1». 21 мая 1937 года — 19 февраля 1938 года. Руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин с псом Весёлым
- РИА Новости
6 июня 1937 года прошёл торжественный митинг в честь открытия дрейфующей станции «Северный полюс», после которого большая часть членов экспедиции во главе с Отто Шмидтом вернулись на Большую землю. С этого момента компанию четверым папанинцам составлял только пёс Весёлый.
Также по теме
«Блестяще проведённая операция»: как советские войска освобождали Норвегию от фашистов
75 лет назад представители стран — членов Антигитлеровской коалиции подписали с правительством Норвегии в изгнании соглашение, которое…
По его словам, в научной работе станции Папанин участвовал преимущественно «физически» — например, помогал при помощи специальной лебёдки брать гидрологические пробы с больших глубин.
Помимо изучения океана, участники экспедиции исследовали магнитное поле Земли и погоду Арктики. Результаты их наблюдений сыграли важную роль при подготовке трансарктических перелётов советской авиации.
Изначально размеры льдины, на которой дрейфовала станция, составляли примерно 3 на 5 км. Однако в начале 1938 года экспедиция приблизилась к тёплым водам Атлантики, и льдина раскололась. В феврале папанинцы потеряли часть запасов и остались на льдине размером всего 50 на 30 м.
Из-за сложных погодных условий спасательной экспедиции на судах «Таймыр» и «Мурман» потребовалось почти три недели, чтобы добраться до места дрейфа «Северного полюса». Папанинцы покинули свою станцию только 19 февраля 1938 года. Вскоре они перешли на борт ледокола «Ермак», который 15 марта доставил их в Ленинград.
- Председатель Президиума ВС СССР М.И. Калинин вручает грамоту Героя СССР И.Д. Папанину. Звание Героя Советского Союза Ивану Папанину присвоено 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине. 1938 год
Четвёрку полярников встретили как героев. Они провели на льдине 274 дня и прошли на ней по Арктике свыше 2 тыс. км. Приветствовать их вышли тысячи людей. Всем четверым участникам дрейфа были присвоены звания Героя Советского Союза, а также учёная степень доктора географических наук. Их спутник, пёс Весёлый, поселился на даче у Иосифа Сталина.
Дизайн [ править ]
Профильный чертеж крейсера класса Kresta II, созданный ВМС США.
«Адмирал Октябрьский» был шестым кораблем своего класса из десяти крейсеров советского назначения проекта 1134А «Беркут А» (по классификации НАТО «Креста II») , спроектированных Василием Аникеевым . Суда были обозначены как большие противолодочные корабли и изначально были спроектированы с основной задачей противодействия подводным лодкам с баллистическими ракетами НАТО , особенно флоту ВМС США, оборудованных подводными лодками Polaris . Тем не менее, до того , как корабли стали строить, адмирал Сергей Горшков , главнокомандующий в ВМФ СССР , изменила роль кораблей на уничтожение ударных подводных лодок НАТО, чтобы позволить советским подводным лодкам с баллистическими ракетами класса Янки достичь центральной части Атлантического и Тихого океанов, откуда последние могли запускать свои баллистические ракеты сравнительно малой дальности по целям в Соединенных Штатах. .
Крейсера II класса KRESTA были 156,5 метров (513,5 футов) в длину с пучком 17,2 м (56,4 футов) и осадкой 5,96 м (19,6 футов). Она смещена 5640 тонн (5,551 длинных тонн) стандартных и 7,575 тонн (7,455 длинных тонн) полной нагрузки , и имел дополнение 343. Корабль был оснащен ангаре на корме , чтобы нести один Камов Ка-25 Hormone-A вертолет.
«Адмирал Октябрьский» приводился в движение двумя паровыми турбинами ТВ-12 с четырьмя котлами высокого давления , которые создавали 91 000 лошадиных сил на валу (68 000 киловатт), что давало ему максимальную скорость 34 узла (63 км / ч; 39 миль в час). Он имел дальность полета 5200 морских миль (9600 километров; 6000 миль) на скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) и 1755 морских миль (3250 км; 2020 миль) на скорости 32 узла (59 км / ч; 37 миль в час).
Вооружение
В качестве противолодочного крейсера адмирал Октябрьский установил две счетверенные пусковые установки для восьми противолодочных ракет в противокорабельном комплексе « Метел» (по классификации НАТО SS-N-14 Silex). Также она была оснащена двумя 12-ствольными РБУ-6000 и двумя 6-ствольными противолодочными ракетными установками РБУ-1000 . Посадившийся на крейсер вертолет Ка-25 также был способен помогать в поиске и уничтожении подводных лодок.
Адмирал Октябрьский был вооружен в общей сложности четырьмя 57-миллиметровыми (2,2 дюйма) универсальными орудиями АК-725 в двух спаренных установках для защиты от наземных и воздушных угроз. Она также имела четыре 30-миллиметровых (1,2 дюйма) кронштейна для системы вооружения ближнего боя АК-630 и была вооружена двумя сдвоенными пусковыми установками для 48 зенитных ракет V-611, установленных в системе М-11 «Шторм» (НАТО). отчетное название SA-N-3 Goblet). У нее было два пятиместных крепления для 533-миллиметровых (21,0 дюйма) двойных торпед .
Датчики и радиоэлектронная борьба
Адмирал Октябрьский был оснащен РЛС дальнего обнаружения МР-600 Восход (кодовое название НАТО Top Sail ), поисковой РЛС МР-310У Ангара-М (кодовое имя НАТО Head Net C) и Волга (кодовые наименования НАТО Дон Кей и Дон-2) навигационная РЛС . Для борьбы с подводными лодками у нее был усовершенствованный гидролокатор MG-332T Titan-2T . Она установила две системы управления огнем Grom для «Шторма» и две системы MR-103 Bars для AK-725. Адмирал Октябрьский также имел средства связи МГ-26. Адмирал Октябрьскийбыл вторым кораблем своего класса, укомплектованным РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел» для АК-630, так как первые четыре корабля ее не получили.
В состав ее средств радиоэлектронной борьбы входили МРП-15-16 «Залив» и по два комплекта систем пеленгации МРП-11-12 и МРП-13-14 , а также радиолокационные станции помех МРП-150 Гурзуф А и МРП-152 Гурзуф Б устройств.
Строительство и сервис
14 сентября 1969 г. Адмирал Октябрьский, названный в честь советского Вторая Мировая Война флотоводец Филипп Октябрьский, был добавлен в список кораблей ВМФ СССР. Построен в Жданов ССЗ с заводским номером 726 крейсер был положил 2 июня того же года и запущен 21 мая 1971 г. Она была заказанный 28 декабря 1973 г. под командованием Капитан 2 ранга Владимир Ерисов.
1970-е годы
Корабль был передан в состав 201-й противолодочной бригады Тихоокеанский флотс 10-я (Тихоокеанская) оперативная эскадрилья 7 февраля 1974 г. и начал рейс из Балтийск флоту на Владивосток после завершения ходовые испытания в Прибалтике. Во время плавания, Адмирал Октябрьский посетил Бербера, Сомали между 17 и 30 июня перед встречей с Черноморский флот вертолетоносец Ленинград и разрушитель Скорый в Мыс Гуардафуи, затем отправился в гости Аден, Йемен, с 6 по 23 августа и Коломбо, Шри-Ланка, с 3 по 10 октября. В апреле 1975 года он стал первым кораблем Тихоокеанского флота, испытавшим огневые испытания противокорабельного комплекса «Метель».
Адмирал Октябрьский работал в Индийском океане с ней родственный корабль Василий Чапаев в 1977 г. В составе поисковой группы с эсминцами. Горди и Strogy, она участвовала в противолодочных учениях «Питон» в Филиппинское море в период с 14 апреля по 15 мая 1977 г., в течение которого она, как утверждается, обнаружила семь атомных подводных лодок Соединенных Штатов, следовавшую за одной из территориальных вод Гуам. Крейсер вернулся в Индийский океан в 1978 году, а 7 апреля вместе с сестрой участвовал в учениях Тихоокеанского флота. Маршал ворошилов, уничтожитель Способный, фрегат Разящий, и ракетный крейсер Владивосток, наблюдаемый Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза Леонид Брежнев и Министр обороны Дмитрий Устинов с крейсера Адмирал сенявин. Адмирал Октябрьский был в Дальзавод верфь на текущий ремонт с 15 августа 1978 г. по 17 декабря 1979 г.
1980-е годы и конец службы
Адмирал Октябрьский в процессе, сентябрь 1990 г.
Она работала в Индийском океане в 1980 году, посетив Тамрида, на Сокотра Остров, в составе отряда 8-я (Индийский океан) оперативная эскадрилья с ракетным крейсером Адмирал Фокин, и фрегат Сторожевой под флагом Контр-Адмирал Михаил Хронопуло с 10 по 11 мая. С 20 по 30 мая она посетила Дахлак от побережья Эритрея и Аден. Вернувшись во Владивосток, Адмирал Октябрьский был переоборудован на Дальзаводе с 19 декабря 1982 г. по 10 октября 1986 г., получая замену турбины и котлы, обновленные ракеты «Раструб-Б» для своего «Метела», спутниковой системы навигации «Шлюз» и системы спутниковой связи «Цунами-БМ». С августа 1990 г. по февраль 1991 г. она прооперировала Персидский залив вовремя Война в Персидском заливе, в рамках усилий по защите торговых судов, которые начались после нападений Ирана на советские торговые суда в конце Иранско-иракская война.
После распада Советского Союза в конце 1991 года крейсер был передан в ВМФ России. Ее карьера в последнем была недолгой, поскольку она была списана 30 июня 1993 года из-за износа корабля и отсутствия средств на ремонт, а корпус был передан отряду подводных инженеров для продажи на металлолом. Экипаж корабля был расформирован 10 марта 1994 года.
За свою карьеру Адмирал Октябрьский присвоены временные тактические номера 585, 225 (в 1975 г.), 283, 138 (в 1976 г.), 561, 564, 595, 531.
Трагедия на мысе Херсонес
Огромная армия, около 80 000 человек, среди них большое количество раненных, была загнана на мыс Херсонес и лишена командного состава, боеприпасов, медикаментов, еды и питьевой воды. Оставалась надежда на корабли, которые придут с большой земли и займутся эвакуацией людей. Оставшиеся военные части и мирное население с детьми стекались в район 35-й батареи, веря в эвакуацию. Уже 1 июля все раненные, более 34 тыс. человек были сосредоточены на мысе Херсонес. Все ждали эскадру, но корабли решили сберечь, защитники Севастополя были обречены…
Из дневника полковника Дмитрия Пискунова — одного из руководителей последних очагов сопротивления в районе 35-й батареи, попавшего в немецкий плен 12 июля 1942 г., в районе Голубой бухты:
Период паники, отчаяния и надежды под немецкими обстрелами и палящим солнцем длился более 10 дней. Люди укрывались под скалами. На малых судах удалось уйти 750 бойцам. Кто-то пытался уплыть на шлюпках, самодельных плотах, автомобильных камерах, кто-то пробраться в горы к партизанам, кто-то продолжал героическую оборону, кто-то стрелялся, чтобы не попасть в плен.
Официальная дата окончания Второй обороны Севастополя считается 4 июля 1942 года, но сопротивление продолжалось еще целую неделю. Только 12 июля немцы вплотную подошли к Голубой бухте, часть выживших красноармейцев была захвачена ими в плен, часть расстреляна. Те, кто смогли выжить в мучительном плену и вернулись на Родину стали людьми второго сорта и были поражены в правах. Их не брали на нормальную работу, не давали учиться, относились как к предателям, некоторые из них, не прошедшие фильтрацию СМЕРШа отправились в лагеря, осужденные на длительные сроки заключения.
Приморская армия после фантастических 250 дней обороны Севастополя, попала в безнадежную ситуацию. Но ее защитники не заслуживали того, чтобы их командиры трусливо сбежали ни сказав ни слова на прощанье. Ситуацию в Севастополе часто сравнивают со Сталинградом, где 6-я армии во главе с генераломФридрихом Паулюсом оказалась в таком же положении. Но штаб Паулюса не сбежал, а до последнего осуществлял командование армией, в том числе эвакуацию раненных и обмороженных.
Через два года, в мае 1944 года в районе 35-й батареи история в точности повторилась, но уже с отступавшими немецкими войсками. Зажатые на Херсонеском мысу десятки тысяч немцев ждали эвакуации, но так же, как красноармейцы, они зря надеялись на спасение. Картина Юрия Волкова «Расплата» хорошо передает отчаяние и безысходность немецких солдат. 12 мая 1944 года в районе батареи №35 капитулировали последние немецкие солдаты.
Постройка и испытания
2 июня 1969 года заложен на верфи судостроительного завода № 190 имени А. А. Жданова в Ленинграде и зачислен в списки ВМФ 14 сентября 1969 года. Корабль получил заводской № 726 и название «Адмирал Октябрьский» в честь советского флотоводца, участника Великой Отечественной войны адмирала Филиппа Сергеевича Октябрьского (1899-1969).
БПК «Адмирал Октябрьский» спускают на воду боковым способом, 21 мая 1971 года
Постройка кораблей проекта 1134А производилась в Ленинграде поточно-производственным способом на четырёх позициях эллинга, где происходило формирование блоков корпуса из секций. Массогабаритные характеристики секций были ограничены грузоподъёмностью транспортных средств и стапельных кранов, а также размерами проёмов цехов и коридоров. Перестановка блоков корпуса осуществлялась при помощи трансбордера, предназначенного для бокового спуска кораблей. Соединение всех блоков осуществлялось единым кольцевым швом автоматической сварки. В результате принятых мер в относительно короткий срок — за одиннадцать лет, с 1966 по 1977 годы — удалось построить 10 кораблей этой серии.
Спуск «Адмирала Октябрьского» на воду состоялся 21 мая 1971 года.
28 декабря 1973 года, после завершения Государственных испытаний, флоту был передан новый БПК.
Постройка и испытания корабля в общей сложности заняли 3 года, 8 месяцев и 25 дней.
Дизайн
Чертеж профиля крейсера класса Kresta II, созданный ВМС США.
Адмирал Октябрьский был шестым ее кораблем учебный класс из десяти советских проектов 1134А Беркут А (по классификации НАТО «Креста II-класс») крейсеры, разработано Василий Аникеев. Эти суда были обозначены как большие противолодочные корабли и изначально были спроектированы с основной задачей противодействия НАТО подводные лодки с баллистическими ракетами, особенно ВМС США флот Полярная звезда-оборудованные подводные лодки. Однако до того, как корабли начали строиться, Адмирал Сергей Горшков, главнокомандующий из Советский флот, изменил роль кораблей на уничтожение НАТО ударные подводные лодки позволить советским Подводные лодки с баллистическими ракетами типа «янки» чтобы достичь центральной части Атлантического и Тихого океанов, откуда последние могли бы запускать свои баллистические ракеты сравнительно малой дальности по целям в Соединенных Штатах.
Крейсера типа Kresta II имели длину 156,5 метра (513,5 футов). луч 17,2 м (56,4 футов) и проект 5,96 м (19,6 футов). Она вытеснила 5640 тонн (5,551 длинных тонн). и 7,575 тонн (7,455 длинных тонн) полная нагрузка, экипаж — 343 человека. Корабль был оборудован ангар на корме для перевозки одного Камов Ка-25 Гормон-А вертолет.
Адмирал Октябрьский приводился в движение двумя паром редукторными турбинами ТВ-12 с приводом от четырех высоконапорных котлы, что создало 91 000 (68000 киловатт), что дает ей максимальную скорость 34 узлы (63 км / ч; 39 миль / ч). У нее был диапазон 5200 морские мили (9600 километров; 6000 миль) на скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) и 1755 морских миль (3250 км; 2020 миль) при скорости 32 узла (59 км / ч; 37 миль в час).
Вооружение
За свою главную роль в качестве противолодочного крейсера, Адмирал Октябрьский смонтированы две счетверенные пусковые установки для восьми противолодочных ракет в Противокорабельный комплекс Метель (По классификации НАТО SS-N-14 Silex). Также она оснащалась двумя 12-ствольными РБУ-6000 и два 6-ствольных РБУ-1000 противолодочные ракетные установки. Посадившийся на крейсер вертолет Ка-25 также был способен помогать в поиске и уничтожении подводных лодок.
Адмирал Октябрьский был вооружен в общей сложности четырьмя АК-725 57 миллиметров (2,2 дюйма) орудия двойного назначения в двух сдвоенных креплениях для защиты от наземных и воздушных угроз. У нее также было четыре 30-миллиметровых (1,2 дюйма) АК-630 система оружия ближнего боя креплений, и был вооружен двумя сдвоенными пусковыми установками для 48 ракет класса «земля-воздух» В-611, перевозимых в М-11 Шторм система (по классификации НАТО SA-N-3 Goblet). У нее было два пятиместных крепления для 533-миллиметрового (21,0 дюйма) двойного ролика. торпеды.
Датчики и радиоэлектронная борьба
Адмирал Октябрьский был оснащен МР-600 Восход (кодовое название НАТО Top Sail) радар раннего предупреждения, МР-310У Ангара-М (кодовое название НАТО Head Net C) поисковый радар, и Волга (кодовые названия НАТО Дон Кай и Дон-2) навигационный радар. Для борьбы с подводными лодками имела корпус улучшенный МГ-332Т Титан-2Т. сонар. Она установила два Грома системы управления огнем для Шторма и двух Штанги MR-103 системы для АК-725. Адмирал Октябрьский также имел средства связи MG-26.Адмирал Октябрьский был вторым кораблем своего класса, укомплектованным МР-123 Вымпел. радар управления огнем для АК-630, так как первые четыре корабля его не получили.
Ее радиоэлектронная борьба оборудование включало Залив МРП-15-16 и по два комплекта МРП-11-12 и МРП-13-14 пеленгование систем, а также МРП-150 Гурзуф А и МРП-152 Гурзуф Б радиолокационные помехи устройств.
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
- Лурье В. М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и Советско-японской войн (1941-1945). — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86789-102-X.
- И.И. Барсуков, В.М. Йолтуховский, А.Б. Кондрашов. «Адмиралы и генералы Военно-морского флота. Руководители структур политической и воспитательной работы. Биографические хроники (1917—2013)». — М.: «Кучково поле», 2014. — 432 с. — ISBN 978-5-9950-0408-0. — С.257.
- Долгов И. А. Золотые звёзды калининцев. — М.: Московский рабочий, 1984. — Кн. 2.
- Маношин И. С. Героическая трагедия: О последних днях обороны Севастополя (29 июня — 12 июля 1942 г.). — Симферополь: Таврида, 2001.