Оглавление
«Сломить моральный дух»
По мнению генерального директора Латиноамериканского культурного центра имени Уго Чавеса Егора Лидовского, свою роль в поражении ацтеков сыграл и политический фактор.
«Империя была крайне разрозненной, и конкистадоры играли на её внутренних противоречиях. Испанцы использовали против ацтеков ненависть покорённых народов, целенаправленно уничтожали ацтекских лидеров. Словом, делали всё для того, чтобы сломить их моральный дух», — рассказал эксперт в беседе с RT.
- Картина неизвестного художника «Ночь печали»
По словам заведующего кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ Бориса Мартынова, гибель Ацтекской империи была обусловлена объективным историческим процессом.
«Хотя напоминавшая крестовый поход испанская конкиста тоже принесла индейцам много зла — войны, болезни, алкоголь, — она не привела к их тотальному уничтожению», — пояснил Мартынов.
По его словам, потомки индейцев всё равно считают испанскую колонизацию «трагической страницей своей истории и оценивают её однозначно негативно».
«Не зря на флаге Мексики мы видим сегодня ацтекского орла. Жители страны ощущают преемственность и испытывают сильную ностальгию по эпохе великой империи», — подчеркнул Мартынов.
На пороге завоевания
В 1427 г. ацтеки в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном (Тройственная лига) подчинили себе население всей долины, а затем и Центральной Мексики, при этом влияние ацтеков в лиге настолько возросло, что они уже не считались с мнением союзников и самостоятельно принимали решения.
Ко времени появления ацтеков в долине Мехико у них господствовал родоплеменной строй. В результате социально-экономического расслоения в XV в. у ацтеков образовалось раннеклассовое государство: существовали рабовладение, торговля, развитое ремесло.
Ацтекский воин-ягуар
Вся верховная власть была сосредоточена в руках военачальника и жреца. Первоначально ими были два вождя, избиравшиеся на племенном совете, в любое время совет мог сместить вождей и назначить новых. Позднее эти должности стали передаваться по наследству, затем вся власть сосредоточилась в руках императора.
Законы ацтеков были очень суровыми. Самым тяжким преступлением считалось пьянство. Пьяницу имели право убить собственные родственники, если заставали его в бесчувственном состоянии. Смертная казнь ожидала воров и прелюбодеев. За клевету отрезали губы и уши.
Главными богами ацтеков были бог войны Уицилопочтли и бог дождя и земледелия Тлалоку. В городе Теночтитлан им был посвящен Большой храм, представлявший собой две одинаковые и соединенные между собой пирамиды. Рядом с ними находился круглый храм Кецалькоатля, одного из главных богов американских племен. Богам ацтеки приносили человеческие жертвы.
В городе в период его наивысшего расцвета проживало от 200 до 300 тысяч жителей, здесь находились дворцы императора и высшей аристократии, государственные учреждения, школы, храмы и ритуальные сооружения.
В 1519—1521 гг. ацтеки были завоеваны испанцами.
Ликвидация империи
Уэй-тлатоани Людовик — позже известный под именем Ицкоатля II
Тлакауэпанцин умер в конце 1573 года. Новым императором был объявлен его старший сын, которому на тот момент было всего 15 лет. Он не имел традиционного ацтекского имени, т. к. уже с рождения был христианином, а матерью его была англичанка из семьи знатных колонистов, — таким образом император Людовик (названный в честь короля Людовика IX Святого) стал первым правителем Нового Света с европейским именем.
Способности и здоровье нового монарха у многих вызывали сомнения — Людовик по-видимому страдал деменцией, т. е. приобретенным слабоумием, поэтому не мог править самостоятельно. Влияние при дворе приобрели офицеры армии и католическое духовенство — самые «проевропейские» слои общества. Меж тем ситуация в империи ухудшалась и недовольство грозило обернуться социальным взрывом.
Рост недовольства
К 1570-м годам население было недовольно прежде всего ухудшением своего материального благосостояния и негативными последствиями вестернизации. Главным образом рост недовольства затронул нижние социальные слои:
- Крестьянство испытывало целый ряд трудностей — его все чаще использовали в качестве крепостных на полях, принадлежавших европейцам, а так же на шахтах. Кроме того, многие крестьяне, которым удалось получить земельные наделы в ходе завоеваний Тлакауэпанцина разорялись, не выдерживая конкуренции с более крупным хозяйством аристократии и англичан и уходили в города, пополняя ряды недовольных;
- Развитие мануфактур привело к разорению многих ремесленников, которые так же выступали против политики европеизации;
- Солдатская масса испытывала нужду из-за задержек жалованья, поставок продовольствия, одежды и вооружения. Кроме того, зачастую если солдат получал рану, травму или терял конечность его выкидывали на улицу без всяких гарантий к существованию;
- Оставшееся языческое жречество выступало против христианизации ацтеков и поддерживало религиозные возмущения низов.
Король Англии Эдмунд III, на время правления которого пришлось Великое ацтекское восстание
Были недовольные так же среди высшей знати из числа родни императора, купечества, стремившегося снять ограничения на внешнюю торговлю, наложенные англичанами на них, и др. слоев.
Англичане все больше воспринимались как враги ацтеков — их обвиняли в попрании национальной независимости мексиканцев, их закабалении, препятствованию экономическому развитию, насаждению своей культуры и обычаев. Особую ненависть вызывали английские гарнизоны в крупнейших ацтекских городах, а так же безнаказанность, которой пользовались европейцы в Мексике — судить спор ацтека и англичанина имел право лишь английский суд, который принимал решения только в пользу соотечественников.
Это наложилось на внешние факторы — ухудшение отношений Англии и Испании, что привело к провоцированию выступления ацтеков со стороны последней, а так же на внутренний конфликт в самой Англии, отвлекавший внимание и ресурсы от проблем в колониях.
Исторические записи
Источниками информации об обществе ацтеков являются, прежде всего, документы, написанные на испанском языке в первом веке после испанского завоевания . Важными среди них являются Флорентийский кодекс , 12-томное этнографическое описание доколумбового общества ацтеков, составленное Бернардино де Саагуном , хроника Диего Дурана и описания первых конкистадоров, таких как сам Эрнан Кортес и Берналь Диас дель Кастильо . В последние десятилетия археологические исследования доколумбовой цивилизации ацтеков также выявили важную информацию об ацтекском обществе, которая привела к более глубокому пониманию, в частности, социальных структур и торговли.
Завоевания Кортеса
Пришедшие в XVI веке испанцы были поражены. С одной стороны, их вдохновляли красота и богатство Теночтитлана, с другой, — истории о многочисленных жертвоприношениях холодили кровь. Первая попытка Эрнана Кортеса завоевать столицу была предпринята в 1519 году. Ацтеки дали отпор и выгнали захватчиков. Испанцы ушли, но вернулись через год со свежими силами. На этот раз, прежде чем атаковать столицу, испанские отряды захватили все значительные города ацтеков поблизости.
Осада Теночтитлана продолжалась 70 дней. Главная трудность сражения заключалась в том, что к городу нужно было пробиваться по дамбам, где нельзя было использовать лошадей. Тогда Кортес решил зайти с другой стороны и распорядился разрушить водопровод, снабжавший столицу питьевой водой.
Несмотря на это, ацтеки еще довольно долго сопротивлялись. Затянувшаяся борьба истощала силы обеих сторон. Завоеватели были вымотаны, их союзники из соседних племен начали роптать. Тогда Кортес принял план полного уничтожения города. После упорных боев испанцы прорвались в центр столицы, где сражение переросло в резню. Конкистадоры и их индейские союзники стремились как можно скорее истребить уцелевших обитателей Теночтитлана.
Когда стало понятно, что город сдается, император ацтеков Монтесума II решился на побег. Однако испанцы перехватили его каноэ и взяли правителя в заложники. После того, как они вынудили его рассказать, где спрятаны сокровища, из разрушенного Теночтитлана была выпущены безоружные истощенные ацтеки.
Завоевателям досталось золото, оцененное в сумму около 130 тысяч испанских золотых дукатов. Но … этого оказалось мало. Тогда они начали пытать пленных, требуя рассказать, где находятся сокровища. Больше, однако, им ничего не удалось узанать.
Взяв Теночтитлан, Кортес объявил его владением короля Испании. На руинах индейской столицы был основан город Мехико. На этом закончилась история империи ацтеков.
Государственное устройство
Ацтекская империя до прихода европейцев не была единым государством — хотя ацтеки и стремились к присоединению новых территорий, они не ставили задачу включить их в свою империю. Подчиненные города платили ацтекам дань и принимали их наместников, однако сохраняли широкую автономию и собственных правителей.
Ядром этой империи был Тройственный союз городов Теночтитлана, Тлакопана и Тескоко, образованный в 1428 году. Возглавлял его тлатоани (император) Теночтитлана, избиравшийся четырьмя высшими чиновниками с согласия правителей двух других городов.
Уэй-тлатоани (т. е. верховный правитель) совмещал высшую административную, военную и жреческую власть. Он опирался на правительство и совет старейшин из 80 членов.
Однако с приходом европейцев политическая система стала меняться — получив поддержку от завоевателей, уэй-тлатоани Монтесума II сумел укрепить свою власть, благодаря чему титул императора стал наследственным, а совет старейшин был фактически ликвидирован.
Список уэй-тлатоани
Портрет | Личное имя | Христианское имя | Правление | Связь с предшественниками | |
---|---|---|---|---|---|
Монтесума II(1466–1531) | Давид | 1502 | 28 июля 1531 | Сын Ашаякатля | |
Тлакауэпанцин(1500-е–1573) | Петр | 28 июля 1531 | 19 ноября 1573 | Сын Монтесумы II | |
Ицкоатль II(1558–1607) | Людовик | 19 ноября 1573 | 1 декабря 1578 | Сын Тлакауэпанцина | |
В 1578 году титул «император Мексики» принял английский король |
Майя. Паленке
Цивилизация майя просуществовала на Земле почти тысячу лет. Это были самые развитые люди в Америке, с которым столкнулись испанцы в ходе завоевания новых земель. Архитектурный комплекс Паленке (Мексика) – один из самых блестящих городов майя, история его насчитывает 9 веков – с конца 1 тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Раньше это была столица Баакульского царства. В Паленке сохранились остатки дворца, несколько зданий и храмов и пирамида, похожая на гробницы фараонов в Египте.
Сначала, археологи, ведущие раскопки в Паленке обнаружили в полу одного из храмов необычную плиту и через 4 года работы раскопали тоннель с лестницей, ведущей вниз, и нашли треугольный камень весом более тонны. За этой «дверью» обнаружился каменный саркофаг, внутри которого лежал скелет, чье лицо прикрывала почти невредимая маска из мозаики, инкрустированная нефритом, обсидианом и перламутром. Ученые считают, что Паленке погиб в результате нашествия племен с побережья Мексиканского залива в IX в.
Мифология
Главное божество в религии Mexica был бог солнца и бог войны , Уицилопочтли . Он велел мексиканцам основать город на том месте, где они увидят орла , пожирающего животное (не все хроники сходятся во мнении, что орел пожирал, один говорит, что это была драгоценная птица, и хотя отец Дюран говорит, что это была змея , об этом не упоминается ни в одном доиспанском источнике), сидя на плодоносящем нопальном кактусе. Согласно легенде, Уицилопочтли должен был убить своего племянника Копиля и бросить его сердце в озеро. Но, поскольку Копил был его родственником, Уицилопочтли решил почтить его память и заставил кактус расти над сердцем Копила, которое стало священным местом.
Легенда гласит, что это сайт , на котором мешики построили свою столицу из Теночтитлана . Теночтитлан был построен на острове посреди озера Тескоко , где расположен современный Мехико . Это легендарное видение изображено на гербе Мексики .
Согласно их собственной истории, когда мексиканцы прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко, другие группы считали их наименее цивилизованными из всех. Мексиканцы решили учиться и взяли все, что могли, у других народов, особенно у древних тольтеков (которых они, кажется, частично перепутали с более древней цивилизацией Теотиуакана ). Для мексиканцев тольтеки были основоположниками всей культуры; тольткайотль был синонимом культуры. Легенды Мексики отождествляют тольтеков и культ Кецалькоатля с мифическим городом Толлан , который они также отождествляют с более древним Теотиуаканом.
В процессе они переняли большую часть пантеона тольтеков / науа, но также внесли значительные изменения в свою религию. Когда мексики пришли к власти, они приняли богов науа наравне со своими. Например, Тлалок был богом дождя для всех народов, говорящих на науатль. Они поставили своего местного бога Уицилопочтли на один уровень с древним богом науа, а также заменили бога солнца науа своим собственным. Таким образом, Тлалок / Уицилопочтли представляет двойственность воды и огня, о чем свидетельствуют двойные пирамиды, обнаруженные возле Сокало в Мехико в конце 1970-х годов, и напоминает нам о воинских идеалах ацтеков: горит ацтекский глиф войны. воды.
Государство[]
Ацтекская империя
Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скоре
е единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей.
Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, — пурепеча (аст. purépecha) — был главным производителем медных топоров.
Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, поесть и даже оправиться в особых благоустроенных для этого местах, расположенных каждые 10—15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.
Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.
Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани (аст. Huey Tlahtoani) переводится примерно как «Великий Оратор»:тлатоке (аст. tlatoque, «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества
Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской Империи, он не передавался по наследству.
В середине XV века важную роль в империи играл Тлакаелель (Tlahcaélel с науатля — «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани (аст. tlahtoani), но предпочёл остаться в тени циновки ягуара
Тлакаелель был племянникомтлатоани Ицкоатля (аст. Itzcoatl) и братом Чимальпопоки (аст. Chimalpopoca) и Мотекусомы Ильуикамины (аст.Motecuhzoma Ilhuicamina) и носил титул «сиуакоатль» (Чиуакоатль; аст. Cihuacóatl, в честь богини Чиуакоатль , эквивалент советника); как написано в Рукописи Рамиреса, «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это был жёсткий реформатор; он создал новую структуру уп
равления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком,Тескатлипокой и Кетцалькоалем. К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая «цветочных воин» и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи во времена Конкисты и похода Кортеса.
К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек
Бальсаси Панукодо до земель майя. С другой стороны, город-государство Тлакскалана севере долины Пуэбло не подчинилось ацтекам.
Гёбекли Тепе
Гёбекли-Тепе — это святилище эпохи неолита, расположенное на высоте 760 метров над уровнем моря на вершине горного хребта. Он находится в юго-восточной Анатолии, Турция. Это место располагается примерно в 15 километрах к северо-востоку от города с причудливым названием Шанлыурфа.
Обнаруженные здесь мегалитические каменные круги считаются самым старым храмом, когда-либо обнаруженном на этой планете. Он на несколько тысяч лет старше знаменитого Стоунхенджа. Исследователи полагают, что эти древние мегалитические руины создали примитивные охотники и собиратели. Что, однако, в последнее время отрицается все большим количеством археологов.
Очевидно что загадочный храм, состоящий из трех огромных каменных кругов, был намеренно похоронен по неизвестной причине в далеком прошлом. Святилище Гёбекли Тепе вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Кому или чему поклонялись древние строители Гёбекли-Тепе? Каково истинное происхождение этого сооружения? И каков его истинный возраст? Сегодня мы не знаем ответов…
Раскопанная часть храмового комплекса Гёбекли Тепе. Из открытых источников.
Древние армяне. Хор Вирап и Арарат
Хор Вирап (Армения) в переводе с древнеармянского означает «глубокая темница».Монастырь с таким названием находится сейчас на территории Армении, возле границы с Турцией, у самого подножия библейской горы Арарат, куда по преданию после Великого Потопа причалил Ноев Ковчег. Этот древний монастырь, построенный в 180 году до н. э., стоит на вершине скалы и с его стен открывается один из чудеснейших видов на Арарат.
Монастырь расположен прямо над подземной тюрьмой, в которой армянский царь Трдат III держал в течение 13 лет Святого Григория Просветителя. В итоге Григорию удалось обратить Трдата в христианство. Вход в его подземную тюрьму, глубина которой составляет 6 м, сохранился до сих пор, а древняя часовня над темницей носит имя своего узника.
Кровожадность ацтеков-теночков
В империи этих племен продолжали массово культивироваться варварские жертвоприношения. Этот пережиток предыдущего периода жизни присущ почти всем латиноамериканским цивилизациям. Но ацтеки в кровожадности превзошли других индейцев. Очевидно, соседние племена знали об этом, поэтому не желали, чтобы рядом селились ацтеки.
Ритуальный каннибализм у ацтеков
Жертвоприношения обосновывались религией индейцев. По мифам, бог тратил свою кровь во благо верующих в него. Поэтому ацтеки совершали обряды жертвоприношений регулярно: убивали как рабов, так и свободных людей. Кровь на массовых ритуалах лилась рекой, ведь одновременно лишались жизни тысячи человек. Об этих жестоких актах сохранили сведения ацтекские хроники. Так, в честь постройки высокой пирамиды одновременно были принесены в жертву 80 тысяч человек. У них, еще живых, вынимали сердце и выпускали всю кровь. Потом жрецы сжигали трупы.
Народы Мексики ненавидели ацтеков. Ученые сделали вывод о стремительном захвате испанцами Мексики. Племена посчитали, что лучше подчиниться иностранцам, чем опасаться кровавых набегов теночков за очередной «порцией» для жертвоприношений.
Ацтекский храм, вырубленный в скале
наследие
Большинство современных мексиканцев имеют смешанное ацтекское и европейское происхождение. Большая часть ацтекской поэзии выживает, поскольку она была собрана во время завоевания. Самая важная коллекция этих стихов — романсы де-сеньорес-де-ла-Нуэва-Испания. В настоящее время 1, 5 миллиона человек говорят на языке науатль, в основном в горных районах центральной Мексики. Во многих районах Мехико сохранились оригинальные названия ацтеков.
На языках майя все еще говорят в сельских районах Мексики и Гватемалы
Астрологические наблюдения и календарь майя также привлекли к себе большое внимание в последнее время из-за неверного представления о том, что конец календаря майя предсказывал конец света в 2012 году
Города ацтеков
Их города-государства возникли на плодородной долине Мехико и подчинили себе огромную территорию, получив доступ к неограниченным природным ресурсам.
Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков, был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.
Ацтеки обосновались на двух тогда небольших островах на озере Тескоко и построили город Теночтитлан в 1325 году. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место — центр Мехико.
Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка. Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак, вокруг озера Тескоко, с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков. Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков ( «говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»).
Ацтеки пришли что называется не на пустое место. Постепенно они переняли знания и часть культуры ранее осевших на этих замлях племен. Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков.
Представления ацтеков о мироустройстве
Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными. Среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой.
Наша эра — Науи Оллин, пятая эпоха (Блаватская тоже писала о пяти), пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах». По-русски обычно переводится «весь в бубонах». Это самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце.
Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (буквально — «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.
Другой миф, описывает Землю, как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа, Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.
Империя ацтеков
Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически. Это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, — пурепеча — был главным производителем медных топоров. Основным управленческим вкладом ацтеков, стала система коммуникаций между завоёванными городами.
В Месоамерике, не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10—15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.
Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов — население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек и к моменту Конкисты, государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях Гватемалы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло, не подчинилось ацтекам.
Пантеон
Ацтеки часто принимали богов из разных культур и позволяли им поклоняться как части своего пантеона. Например, бог плодородия , Шипе Тотек , изначально был богом йопи ( науатльское название народа тлапанек ), но стал неотъемлемой частью системы верований ацтеков. Кроме того, иногда чужие боги отождествлялись с уже существующим богом. Другие божества, такие как Тескатлипока и Кецалькоатль, имели корни в более ранних цивилизациях Мезоамерики и почитались многими культурами под разными именами.
Множество богов ацтеков можно сгруппировать в комплексы, относящиеся к разным темам. Некоторые из них были связаны с аспектами природы, такими как Тлалок и Кецалькоатль, а другие боги были связаны с определенными профессиями. Отражая сложность ритуала в ацтекском обществе, существовали божества, связанные с пульке , священным алкогольным напитком, а также божества пьянства, излишеств, веселья и игр. Многие боги имели несколько аспектов с разными именами, где каждое имя подчеркивало определенную функцию или черту бога. Иногда два разных бога объединялись в одного, и довольно часто божества трансформировались друг в друга в рамках одной истории. В ацтекских изображениях иногда сочетались атрибуты нескольких божеств.
Ученый ацтеков Г. Б. Николсон (1971) разделил богов на три группы в соответствии с их концептуальным значением в общей мезоамериканской религии. Первую группу он назвал «небесное творчество — группа божественного патернализма». Второй: боги-матери Земли, боги пульке и Шипе Тотек. Третья группа, группа Война-Жертвоприношение-Кровяное питание, включала таких богов, как Ометочтли, Уицилопочтли, Миктлантекутли и Мишкоатль . Более конкретная классификация, основанная на функциональных атрибутах божеств, выглядит следующим образом:
Тескатлипока, изображенная в Кодексе Борджиа
Культурные боги
- Тескатлипока : означает «дымящееся зеркало», пан-мезоамериканский бог-шаман, всемогущая вселенская сила.
- Кецалькоатль : означает «пернатый змей», панмезоамериканский бог жизни, ветра и утренней звезды.
- Тлалок : панмезоамериканский бог ливня, воды и грома (или любой бури)
- Мишкоатль : означает «облачный змей», племенной бог многих народов науа, таких как Тлашкальтека , бог войны, жертвоприношений и охоты.
- Уицилопочтли : означает «колибри-левша», бог-покровитель мексики Теночтитлана, солнца.
Боги природы
- Мецтли : луна
- Тлалтекутли : означает «владыка земли», богиня Земли.
- Чальчиутликуэ : означает «нефритовая юбка», богиня источников.
- Centzon Huitznahua : означает «400 южан», боги звезд.
- Эекатль : ветер, часто ассоциируется с Кецалькоатлем и называется «Кецалькоатль-Эекатль».
Шипе Тотек одет в человеческую кожу, как это изображено в Кодексе Борджиа
Ксочипилли в оленьей шкуре, изображенной в Кодексе Борджиа
Ксолотль изображен в Кодексе Борджиа
Боги творения
- Ōmeteōtl / Tōnacātēcuhtli : боги-создатели
- Huehuetéotl / Xiuhtecuhtli : означает «старый бог» и «владыка бирюзы», бог происхождения, времени, огня и старости.
- Коатликуэ / Toci / Teteoinnan / Тонанцин богинь предшественников:
Боги пульке и излишеств
- Тлазолтеотль : богиня грязи, вины и очищения
- Тепостекатль : бог пульке, которому поклоняются в Тепостлане
- Шочикецаль : богиня удовольствия, снисходительности и секса
- Майяуэль : богиня пульке и магуэй
-
Ahuiateteo :
- Macuiltochtli
- Macuilxochitl
- Macuil Cuetzpalin
- Macuilcozcacuauhtli
- Макуил Малиналли
-
Центзон Тотохтин
Ометочтли : означает «два кролика», лидер Центон Тотохтин , бог плодородия и интоксикации.
: означает «400 кроликов», бог опьянения.
Боги кукурузы и плодородия
- Шипе Тотек : означает «наш лордый лорд», бог плодородия, связанный с весной, бог-покровитель ювелиров.
- Центеотль : бог кукурузы
- Чикомекоатль : богиня земледелия
- Шилонен : Goddes нежной кукурузы
- Xochipilli : означает «цветочный принц», бог счастья, цветов, удовольствия и плодородия.
Боги смерти и подземный мир
- Миктлантекутли : властелин подземного мира
- Миктланчиуатль : королева преступного мира
- Ксолотль : означает «животное», властелин вечерней звезды.
Боги торговли
- Якатекутли : означает «повелитель носа», бог торговцев.
- Патекатль : бог врачей и медицины
Как они жили
Ацтекская цивилизация была построена вокруг выращивания кукурузы. Общество было разделено между «пипильтинами» (дворянами) и «мачехуалли» (простолюдинами), и им руководил император. У ацтеков также были рабы, и люди могли стать рабами из-за долгов, в качестве уголовного наказания или в качестве военнопленных. Все дети были образованы до 14 лет. В ацтекской цивилизации не было скотоводов или колесных машин, поэтому дороги были предназначены для пеших прогулок. Ацтеки поклонялись Уицилопочтли, олицетворению солнца и войны, и практиковали человеческие жертвы. Согласно одной записи, 84 400 заключенных были принесены в жертву в течение четырех дней для повторного освящения Великого периода Теночтитлана в 1487 году.
Майя обычно жили в независимых городских королевствах во главе с королем и его королевским домом. Им также не хватало тягловых животных, колесного транспорта и металлических инструментов. Майя использовали систему письма, которая объединяла фонетические символы и логограммы, а также систему нумерации 20 и 5. Они использовали 365-дневный календарь, основанный на движении солнца, и верили в циклическую природу времени и в трех плоскостях: Земля, подземный мир и небеса наверху. Они также практиковали человеческие жертвы.
Древние майя
Цивилизация древних майя без сомнения является одной из самых известных древних цивилизаций, живших на этой планете. По мнению многих ученых, наиболее выдающимися достижениями майя были абстрактная математика и астрономия. Интересно, что древние майя были одной из самых ранних древних цивилизаций, которые использовали число ноль. Но почему же она исчезла?
Первые поселения майя были основаны около 1800 г. до н.э. в регионе Соконуско на Тихоокеанском побережье. Этот период истории цивилизации соответствует раннему доклассическому периоду.
Существуют две теории происхождения майя, которые приняты в археологическом сообществе. Первое: майя возникли и развивались независимо от других народов. Второе: они возникли из более старой «материнской культуры», известной как культура ольмеков.
Причина, по которой исчезли древние майя, все еще до конца не ясна. Но на этот счет есть несколько гипотез. Их несколько, поскольку на самом деле ученым довольно трудно определить, что именно привело к краху этой великой цивилизации. Однако большинство из них согласны с тем, что основной причиной упадка культуры майя явилась продолжительная засуха. Вырубка лесов, голод и войны тоже являются возможными виновниками исчезновения цивилизации майя. А может быть все эти факторы просто сложились одновременно?
Одна из пирамид, построенная индейцами Майя. Из открытых источников.