Оглавление
Летоисчисление в Древности. Как ведется счет лет в истории в современное время
В нынешнее время люди не могут обойтись без единиц времени, человечеству необходимо знать в каком периоде они сейчас живут, сколько примерно лет назад проходили те или иные события. Без понимания временного пространства люди не могли достичь какого-либо прогресса. Для ориентации во времени была придумана хронология (с греч.- «время», «учение») – наука, устанавливающая очередность исторических событий.
Как люди в далеком прошлом располагали какие-либофакты по хронологии? Издревле в каждом государстве было свое летоисчисление, в Древнем Египте было принято считать за точку отсчета год правления фараона, когда тот умирал и начинал править другой фараон, то именно с его даты правления и начинался отсчет времени. Счет лет в истории в Древнем Риме начинался с 753 г. – дата основания древнего города. Мусульмане датировали начальный год таким событием как Хиджра – переселение пророка Мухаммеда и мусульман из Мекки в Медину. В Израиле именноот сотворения мира велся отсчет времени. В древности на Руси историческое летоисчисление претерпевало значительные изменения, до Крещения Руси люди вели счет времени по 4 сезонам. После христианизации Руси в 988 г. летоисчисление было принято по «византийскому образцу» — от сотворения мира, а началом года у древних славян считалось 1 марта. И только в 1700 г. указом известного императора Петра I летоисчисление начиналось с Рождества Христова, а Новый год отмечался с 1 января.
Как ведется счет лет в истории сейчас? В современном летоисчислении, по-другому христианским, дата рождения Иисуса Христа по праву считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек считался Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным событием, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные явления и происшествия, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (до н.э.), а период от Рождества Христова – наша эра (н.э.)
Предпосылки крещения
Фото с сайта picua.org
Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве. Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял. Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.
Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции. После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением. Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.
Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии. Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.
Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.
Причина 1: Его бабушка Ольга приняла христианство
Будущего правителя в Киеве предположительно воспитывал его дядя, воевода Добрыня. Несмотря на то, что он жил при княжеском дворе Ольги, его долго обзывали «робибич» (сын служанки).
Ольга в 955 году приняла христианство в Константинополе. При крещении ей было дано имя Елена. Она стала первой крещенной правительницей Руси. Очевидно, религиозное мировоззрение княгини наложило отпечаток на воспитание Владимира.
Княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя Владимира
В 969 году князь Святослав, отец Владимира, разделил свои владения между братьями Владимира. Ярополку отдал Киев, а Олегу — Древлянскую землю. В это же время новгородцы приехали просить князя для своих земель. По совету Добрыни, князем новгородцев стал несовершеннолетний Владимир.
В 972 году отец князя погиб. В 977 году между старшими братьями Владимира начались междоусобные войны, в которых погиб Олег. Владимир, испугавшись подобной участи, сбежал. Предположительно, в Скандинавию или Прибалтику. Через некоторое время он вернулся в Новгород и одержал победу в войне со своим братом. В 978 году Владимир стал править в Киеве.
Князь Владимир — правитель Киевской Руси
До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня — Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.
Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.
Как крестился князь Владимир?
Прежде чем принять христианскую веру, в 988 году Владимир захватил Корсунь. Сейчас там находится город Севастополь. Он потребовал в жены Анну, являвшуюся сестрой византийских императоров Константина VIII и Василия II, которые были соправителями. В противном случае он грозился напасть на Константинополь.
Оба императора дали согласие, но в свою очередь выдвинули требование Владимиру о необходимости его крещения. Ведь они не могли отдать сестру замуж за иноверца. Правитель Киевской Руси не возражал, и братья отправили Анну в Корсунь.
Там же Владимир и его дружинники приняли крещение. Обряд был совершен Корсунским епископом, который после этого провел и церемонию бракосочетания. Князем в крещении было принято имя Василий, в честь одного из правящих императоров.
Существует предание, что в Корсуни Владимир ослеп, но как только он был крещен, произошло исцеление. И тогда князь воскликнул, что теперь он познал Бога истинного. После вступления в брак с византийской царевной Владимир всех своих жен и наложниц отпустил.
Религиозная деятельность князя Владимира была направлена — на укрепление княжеской власти
Религиозная деятельность князя Владимира — была направлена на укрепление княжеской власти. Мнения историков по этому поводу схожи.
О Владимире говорил Карамзин Н.М.:
Николай Карамзин
русский писатель и историк
Рассмотрим подробнее религиозные реформы князя Владимира.
Для раннефеодального государства язычество было довольно не прогрессивной формой государственной религии, именно поэтому великий князь Владимир принял меры для установления соответствия между религией и политическим строем.
Князь Владимир провел две религиозные реформы:
- это реформирование язычеств;
- обращение к христианству всех людей.
988
в этом году Владимир и его дружина приняли христианство
Первая же сводилась к тому, что Владимир должен отобрать из числа языческих богов несколько главных. Среди них выделялись бог — Перун, это был покровитель княжеской дружины, а также другие божества южных восточнославянских областей.
Эта реформа была недостаточной, потому что для феодального государства требовалось уже утверждения монотеистической религии, которые лучше всего освещали власть великого князя. Именно таких религий в Киеве существовала только 3— это христианство, ислам и иудаизм.
Равноапостольный князь Владимир и равноапостольная княгиня Ольга. Именно они принимали решение, какое христианство лучше принять — западное или восточное
Княгиня Ольга, так же как и князь, Владимир должны были принять такой важный вопрос, какое христианство принять — западное или восточное. Тогда он начал думать.
Киеву намного выгоднее было иметь дело с Константинополем, потому что в его руках был водный путь «из варяг в греки», а с Византией давно уже существовали давние налаженные экономические и политические отношения, хотя и не всегда они были мирные.
Много лет Киев общался с Константинополем, и поэтому в связи с Западом были намного слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству.
Религиозная реформа
Владимир прекрасно понимал, что многочисленные языческие верования, почитание разных божеств в отдельных землях превращают государство в лоскутное одеяло. В самом начале правления (после победы над Ярополком и его убийства) он приступил к проведению религиозной реформы. Главной целью было сплочение населения страны.
Владимир, по примеру соседних государств, видел, какие громадные преимущества дает единая религия. Она не только объединяет подданных государства, но и значительно облегчает управление. Князь попытался создать из языческих верований некое подобие монотеистической религии.
В Киеве был установлен официальный пантеон богов, в котором центральное место занимал Перун – символ верховной власти. В пантеон также вошли самые известные и почитаемые на Руси божества: Хорс, Даждьбог, Стрибог, Мокошь и другие.
Эта реформа, однако, не принесла желаемого результата. Искусственное объединение разрозненных верований практически не оказало никакого влияния на население, которое продолжало по-прежнему поклоняться своим «местным» божествам.
В результате Владимир Святославич решил ввести на Руси религию, которая уже на деле доказала свою пригодность. Началом второго этапа религиозной реформы стал легендарный выбор веры. Согласно летописцу, Владимир колебался между двумя ветвями христианства, мусульманством и иудаизмом. Князь принимал у себя посольства от представителей разных религий, отправлял доверенных людей для знакомства с религиозной жизнью в других государствах.
В конце концов Владимир остановил выбор на христианстве по византийскому образцу (православие). Князь крестился в 987 г., а на следующий год осуществил в Киеве массовое крещение горожан. Языческие идолы были уничтожены. Взамен них стали возводиться деревянные церкви. 988 г. считается официальной датой Крещения Руси.
Вслед за Киевом Владимир начал энергично обращать в христианство остальные древнерусские земли. Где-то этот процесс проходил относительно мирно, где-то князь и христианские миссионеры сталкивались с ожесточенным сопротивлением язычников. Так или иначе, христианизация Руси была осуществлена, что имело огромное значение для развития единого государства.
Последствия крещения Руси
О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.
Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.
Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.
И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.
О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.
Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.
В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.
Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.
Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.
Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре
Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.
Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.
Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.
В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.
Причина 5: Политический интерес в сотрудничестве с Византией
Владимир был хорошим правителем, который беспокоился и о благополучии своих подданных. Он знал, что союзничество с Византией – выгодное решение. Один из способов его достижения – принятие византийской религии. Это обеспечивало Киевской Руси торговлю с Константинополем, Крымом и Балканами. Также Византия имела большое влияние на боевые действия печенегов. И это было веской причиной для сотрудничества с ней.
988
в этом году состоялось принятие христианства
Владимира окрестили в Константинопольском храме. После чего, в этом же году окрестили жителей Киева. К сожалению, о самом процессе крещения князя известно крайне мало. Даже о дате крещения некоторые ученые все еще спорят. Некоторые утверждают, что его крестили в 987 году, другие настаивают на 988 году.
Крещение князя Владимира — 988 год
Православие — занимает первое место среди религий в стране
Теперь поговорим о том, как же все-таки произошло крещение князя, а затем крещение Руси. Как мы видим, почти 900 лет православие было государственной религией в России.
Сейчас православная религия занимает — 1 место в стране.
Как же все-таки Русь отошла от язычества и приняла православную веру?
На самом деле, князь Владимир очень долго наблюдал за своими людьми и заметил, что насколько сильно отличается грубое и яростно язычество от высокого христианского учения, потому что в Киеве тогда обитало довольно много христиан, да и в самой дружине князя Владимира, было немало православных.
Первое крещение Руси
На самом деле князь Владимир Великий был далеко не первым человеком, который взял и принес светоч христианства в до того языческую Русь. Нет, разумеется, христиане были на Руси и задолго до него. Согласно христианским преданиям, один из 12 апостолов Иисуса Христа – Андрей Первозванный отправился проповедовать новую веру сначала в Северное Причерноморье, в Скифию, а оттуда поднялся вверх по Днепру и даже водрузил крест на холмах, где впоследствии возник Киев.
Андрей Первозванный водружает крест на киевских холмах, картина Николая Ломтева.
Правда достоверность пребывания апостола Андрея на наших землях ставится под сомнения даже церковными историками, скорее всего, это просто красивое предание. А вот то, что в ранее средневековье на наших землях были многочисленные христианские миссионеры, стремившиеся обратить местных язычников в веру христианскую – это уже исторический факт. Чаще всего миссионеры были именно из Византии, которая будучи просвещенным и христианским государством никак не хотела иметь у себя на границе язычников-варваров.
Христианизация Руси шла с переменным успехом, кое-где миссионеров высмеивали или даже убивали, а местные язычники и далее оставались верными своим языческим богам: Перуну, Дажьбогу, Велесу и многим другим. Но порой миссионерам удавалось обратить в христианство, в том числе и важных государственных сановников, и даже князей. Так с обращением в христианство киевских князей Аскольда и Дира в 860 году состоялось первое крещение Руси. Его еще называют Аскольдово или Фотиево крещение Руси (по имени византийского императора Фотия I, правившего в то время). В это же время в Киеве был создан первый христианский епископат.
К сожалению, князья Аскольд и Дир, в ходе государственного переворота были свергнуты и убиты князем Олегом (Вещим), а с их падением вновь наступила реставрация язычества.
Олег, как и его приемник, князь Игорь были язычниками, а вот жена его, княгиня Ольга была следующей венценосной особой, которая приняла христианство, однако ее крещение было чисто политическим актом, она стремилась заполучить себе в союзники византийского императора. Но зато ее сын, воинственный князь Святослав был язычником «до мозга костей».
И только при княжении следующего киевского князя, который вошел в историю под именем Владимира Великого, произошло окончательное принятие христианства на Руси.
Причина 4: Духовные поиски Владимира
Далее состоялась встреча князя с византийцем. Философ (так он был назван летописцем за проявленную мудрость) из Греции рассказал ему о вере христиан и о Библии. Самой удачной оказалась встреча с греческим гостем.
Кроме прочих причин почему Владимир выбрал православие, им двигало стремление познать истину. Он часто руководствовался совестью и честью в своих поступках, в принятии решений и в правлении. Поэтому, выбирая религию, он основывался на собственных принципах, схожих с теми, что описывались в Библии.
Тем не менее князь Владимир выбрал православие не сразу. После совещаний с приближенными, он принял решение посетить богослужение мусульман, иудеев, немцев и греков. Посланники князя, посетив Константинополь высказали свой восторг: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В итоге, Владимир выбрал христианство.
Христианство до крещения: первые попытки князей крестить Русь
Первые христиане оказались в славянских поселениях и торговых постах уже в 9-м веке, а возможно и раньше — во всяком случае, именно этим столетием датируются археологические находки характерных ритуальных артефактов в Старой Ладоге, куда прибудет полулегендарный Рюрик. Ископаемые данные хорошо коррелируют с сообщениями письменных источников, согласно которым некоторые «русы» приняли христианство в середине — второй половине 9-го века: эти события часто связывают с княжением в Киеве Аскольда и Дира.
К 10-му веку в Киеве и Новгороде, крупнейших городах созданного Вещим Олегом объединённого государства, проживало большое количество христиан. Это также подтверждается итогами археологических раскопок. Важные изменения в конфессиональном составе населения Древней Руси совпадают и с ключевым политическим событием того периода — принятием христианства княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами Игоря Рюриковича.
Уже в это время намечаются серьёзные проблемы, связанные с христианством. В 959 году на Русь отправляется немецкий епископ Адальберт Магдебургский — этот визит стал результатом удовлетворения просьбы княгини Ольги, адресованной императору Германии Оттону I, касавшейся помощи в распространении христианства на русских землях. Однако миссия клириков не увенчалась успехом. Спустя некоторое время епископ вернулся на родину, а некоторые его сподвижники были убиты язычниками — считается, что не без участия сына Ольги, Святослава.
Новые попытки установить контакты с религиозными деятелями Запада зафиксированы во время кратковременного правления Ярополка Святославича, брата будущего крестителя Руси. В 979 году он обратился к папе римскому с просьбой прислать в Киев клириков для проповедей, чем умудрился обратить против себя не только языческие круги столицы, но и проживавших в городе христиан, тяготевших к восточным практикам исповедания веры. Этот недальновидный шаг во многом предопределил поражение Ярополка в борьбе с Владимиром.
Ярополк Святославич в окружении дружины. (commons.wikimedia.org)
Единицы измерения времени
Проблемный вопрос: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?
Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?
В глубокой древности людям необходимо было определять временные промежутки, без них наши предки не могли понять в какое время нужно сеять сельскохозяйственные культуры и впоследствии собирать урожай. Таким образом, благодаря древним земледельцам появился счет времени по годам. Это было вынужденной мерой для людей, так как их жизнь зависела во многом от земледелия, без которого снижался качественный уровень жизни.
В дальнейшем стали применяться определенные единицы измерения времени, которыми пользуются до сих пор: час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д. Издревле люди пытались определить время, используя различные приборы для его определения: солнечные, песочные,водяные и огненные часы, они были не точными, и их было неудобно использовать.Вначале основной единицей измерения времени считались сутки, первобытные люди замечали только смену дня и ночи, такое наблюдение помогало общине успешно добывать пищу и вести свой быт.
Образование первых цивилизаций наметило появление первых календарей (от лат. – «календариум») – долговая книжка. Это слово берет свое происхождения от Древнего Рима, там должникам, дабы не сбиться в своих расходах, приходилось записывать какой процент они должны платить в первыйдень «календы»(месяца).
Календарь представляет собой систему счета больших интервалов времени, он помогает людям планировать различные дела, знать какое сегодня число, месяц.
Древние люди активно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями, от них зависела их жизнь. В современном мире существует три вида календаря: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Мы пользуемся солнечным календарем, где год составляет 365 дней в году (366 в високосном году). Самыми известными считаются: Юлианскийи Григорианский (новый стиль). Последний календарь применяется многими современными государствами, в году здесь насчитывается 365 дней (366 дней в високосном году).Лунный календарь насчитывает 354 дня в году (355 дней в високосном году), в основе его лежит период полного оборота Луны вокруг Земли, по нему живут буддисты и мусульмане. Тем, кто живет по лунно-солнечному календарю, приходится компенсировать разницу в 10-11 дней в году междусолнечным и лунным календарем, а именно вводить 13 месяц, а год делать високосным.
Для лучшего понимания происхождения крупных событий или явлений используют большие единицы измерения времени: десятилетие, век, тысячелетие.1 век состоит из 100 лет, а уже в тысячелетие входит 10 веков.