«чёрный четверг»: сколько самолётов сша сбили советские асы 12 апреля 1951 года

Оглавление

В бой шли добровольцы

— В Великой Отечественной войне вы были ведомым у трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Это он вас позвал в Корею, в свою 324-ю истребительную авиадивизию?

Также по теме


«Нанёс врагу огромный ущерб»: как Иван Кожедуб стал одним из самых результативных асов антигитлеровской коалиции

75 лет назад лётчику-истребителю Ивану Кожедубу было присвоено первое звание Героя Советского Союза. Всего за годы Второй мировой…

— Нет, всё было по-другому. Лётчиков нашего 176-го Гвардейского истребительного авиаполка в октябре 1950 года собрали в клубе части. На трибуну вышел заместитель командующего ВВС Московского военного округа Василия Сталина генерал Михаил Редькин. Сказал, что американцы в Корее хозяйничают в воздухе, безнаказанно бомбят, убивают десятки тысяч мирных людей. Наша родина не может вступить в войну в Корее, потому что американцы продавили в Совете Безопасности ООН решение на вступление в войну коалиции под эгидой Организации Объединённых Наций. Советский Союз не может воевать против ООН, но корейскому народу способны помочь советские добровольцы. Редькин спросил, кто готов поехать в Корею. Встал весь полк. В итоге отобрали 32 лётчика, все они прошли войну с немцами.

Такие собрания, знаю, прошли и в других авиачастях. Из добровольцев был сформирован 64-й истребительный авиационный корпус. В нём было две дивизии, 324-й истребительной авиадивизией командовал полковник Иван Кожедуб, мой бывший ведущий в Великой Отечественной войне.

Авторы Гайдпарка

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Пьеса «Красотка» или «Сухой дождь» или «Поступок офицера».

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

  • Сергей Якунин

    «Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    У реки Орь

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь после 70: старческий позор или последняя радость

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Курильские острова – исконно русская земля

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России

    Читать полностью

Superfortress наши лётчики прозвали «летающими сараями»

— Если СССР официально не вступил в войну, то как скрывалось участие наших лётчиков в боях в Корее?

— На наши МиГ-15 были нанесены опознавательные знаки армий Китая и Северной Кореи. Каждому лётчику приказали вести радиосвязь по-корейски. Для этого нам раздали бумажки, на которых были записаны команды на корейском языке русскими буквами. Мы пытались их заучить наизусть, но уже в первых боях, в горячке воздушных схваток вся эта конспирация закончилась. Не до того было, чтобы вспоминать чужую речь. Да и разведка США знала, кто летает в корейском небе.

—Какие задачи были поставлены советским добровольцам?

— Нам приказали не пускать самолёты коалиции южнее берега реки Ялуцзян. Скоро американцы назвали эту линию аллеей МиГов: мы их встречали у речки и не позволяли лететь дальше.

—У наших лётчиков был боевой опыт, а как показала себя боевая техника?

— Уже первые бои показали, что реактивные самолёты США F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet значительно уступают советским МиГ-15. Это касалось и скорости, и вооружения. Значительно лучше были новые на тот момент истребители F-86 Sabre. Но и им наши самолёты ничем не уступали. У моего МиГ-15 было три пушки: две калибра 23 мм и одна калибра 37 мм с прицельной дальностью 800 метров. На вооружении у F-86 стояло шесть пулемётов калибра 12,7 мм, дальность стрельбы у них была вдвое ниже нашего оружия — 400 метров. А бомбардировщики В-29А (Superfortress) мы в обиходе прозвали «летающими сараями». Нескоростной самолёт, длина которого составляла 50 метров, был очень лёгкой мишенью для советских лётчиков на МиГ-15. Главное было разогнать истребители прикрытия.

Черные дни календаря

Первая серьезная катастрофа произошла 12 апреля 1951 (эту дату американцы будут вспоминать как «черный четверг»). 48 бомбардировщиков в сопровождении почти 150 истребителей отправились на боевое задание: уничтожить мост через реку Ялуцзян. Значение моста для КНДР было колоссально, ведь именно по этой железнодорожной артерии шли поставки из Китая. По тревоге в воздух было поднято 36 МиГов с целью во что бы то ни стало не допустить уничтожение моста. Ветеран войны в Корее летчик-ас Сергей Крамаренко вспоминает, что после отчаянных атак советских истребителей B-29 разваливались прямо в воздухе, а внизу раскрывались десятки парашютов. Выпрыгнувших их горящих самолетов американских летчиков можно было принять за высадку десанта. Не выдержав напора, американцы вернулись на базу. «Черный четверг» стал днем траура ВВС США: было сбито 4 истребителя и 10 бомбардировщиков, а полтора десятка B-29 списали после возвращения на базу. 120 летчиков оказалось в корейском плену. При этом ни один МиГ серьезно не пострадал.

Исследователь Игорь Сейдов приводит результаты еще одного «черного» дня, на этот раз вторника. 30 октября того же года 44 МиГа атаковали группу из 21 «крепости» и почти 200 истребителей прикрытия. Роковым просчетом американской стороны было то, что F-86 не смогли вовремя перехватить советские самолеты, отстав от основной группы. В итоге МиГи, пользуясь преимуществом в скорости и дальности стрельбы, уничтожили 12 «суперкрепостей» и 4 самолета F-84. После этого американцы перевели бомбардировщики на ночное время полета и надолго отказались от использования больших групп авиации в зоне действия МиГов.

Долгое время участие наших летчиков в Корейской войне замалчивалось. Более того, до сих пор официальные данные о потерях обеих сторон вызывают споры у исследователей. Тем не менее, многие из тех, кто воевал в корейском небе, стали рекордсменами не только советской, но и мировой реактивной истребительной авиации. Так, неоспоримая пальма первенства принадлежит Герою Советского Союза Николаю Сутягину, который за период конфликта на полуострове лично сбил 21 самолет противника.

Какой был черный четверг?

Черный четверг – это название, данное четвергу, 24 октября 1929 года, когда панические инвесторы заставили индекс Dow Jones Industrial Average упасть на 11% при открытии в очень большом объеме. Черный четверг положил начало краху Уолл-стрит 1929 года, который длился до 29 октября 1929 года.

Черный четверг может также относиться к ранним праздничным покупкам, происходящим в четверг вечером после ужина в День Благодарения и перед покупками в « Черную пятницу ».

Ключевые выводы

  • Черный четверг может относиться к двум датам, но чаще используется для описания дня, когда индекс DOW резко упал в 1929 году, вызвав Великую депрессию.
  • Этот день вызвал такой эффект домино от продаж, что индекс упал почти на 90% и не мог восстановиться почти 25 лет.
  • Черный четверг был днем, когда DOW упал, но на самом деле это было подстрекательское событие, вызвавшее болезненную распродажу, которая длилась годами и обанкротила инвесторов всех уровней благосостояния.

Понимание черного четверга

Черный четверг и последовавший за ним крах 1929 года вызвали полную перестройку рыночного регулирования индустрии ценных бумаг США.Эти события привели к обнародованию Закона о ценных бумагах 1933 года и Закона о фондовых биржах 1934 года.1 Многие инвесторы брали ссуды или использовали большие средства для покупки акций, и крах в «Черный четверг» уничтожил их в финансовом отношении, что привело к повсеместным банкротствам банков. Черный четверг стал катализатором, который в конечном итоге отправил экономику США в экономический переворот, названный Великой депрессией 1930-х годов.

Еще до открытия Нью-Йоркской фондовой биржи в тот роковой четверг 1929 года инвесторы уже были в панике.Промышленный индекс Доу-Джонса накануне упал на 4,6%. Washington Post  заголовок воскликнул: «Огромные продажи волна создает Near-Panic как акции Collapse.» Когда рынок открылся на Черном четверг на 305.85, она сразу упала на11% во время внутридневной торговли.

Фондовый рынок уже упал почти на 20% с его рекордного закрытия (в то время) 381,2 3 сентября 1929 года. Что еще хуже, объем торгов составил 12,9 миллиона акций – в три раза больше нормального объема.Тремя ведущими банками в то время были Morgan Bank, Chase National Bank и National City Bank of New York.Они покупали акции, чтобы попытаться восстановить доверие на рынках. Dow немного восстановился, закрывшись на 2% до 299,47.В пятницу Dow закрылся повышением до 301,22.

Однако в Черный понедельник он упал до 260,64, что спровоцировало всеобщую панику в Черный вторник.К концу дня индекс Доу-Джонса упал до 230,07, что означает потерю еще 12%.

После краха индекс Доу-Джонса продолжал снижаться еще три года, достигнув дна 8 июля 1932 года на отметке 41,22.Индекс Доу-Джонса потерял почти 90% своей стоимости с момента своего пика 3 сентября 1929 года. Фактически, он не достигал этого максимума в течение 25 лет, до 23 ноября 1954 года.

Хотя ему предшествовал «Черный четверг», обвал фондового рынка 1929 года на самом деле был вызван несколькими факторами. К ним относятся избыточное производство в нескольких отраслях, избыток предложения во многих областях рынка, неустойчивые цены на акции, множество акций, купленных с маржой, и нехватка денежных средств на обочине.

Краткий обзор

Черный четверг официально завершился как один из самых процветающих бычьих рынков и изменил существовавшее тогда позитивное представление о том, что бычьи рынки означают сильную экономику США.

Особое внимание: шоппинг в Черный четверг

В последние годы «Черный четверг» приобрел положительный оттенок, так как он часто используется для описания праздника Благодарения в Соединенных Штатах. Вечером Дня благодарения открываются новые магазины, чтобы пораньше начать безумные покупки в Черную пятницу. Термин «черные» в случае «Черной пятницы» относится к черным чернилам, которые традиционно использовались бухгалтерами для записи прибыли, в то время как красные чернила использовались для записи убытков.

Шоппинг-версия «Черного четверга» вызвала растущее сопротивление среди сотрудников розничных торговцев, которые жалуются, что вынуждены уходить с семейных обедов в День Благодарения раньше, чтобы вовремя явиться на работу. Многие магазины с каждым годом открываются раньше, в Черный четверг, чтобы противостоять растущей популярности онлайн-продаж.

Первый урок не усвоили

—12 апреля 1951 года вы принимали участие в воздушном бою, который американские историки позже назвали «чёрным четвергом» авиации США. Помните подробности того дня?

Также по теме


Вечный партизан Онода: как японский офицер 30 лет воевал в джунглях Филиппин после капитуляции империи

Младший лейтенант японской императорской армии Хироо Онода почти 30 лет вёл партизанскую войну против филиппинских властей и…

— Конечно. Тогда на свой боевой счёт я записал первого сбитого американца. 12 апреля 48 американских стратегических бомбардировщиков В-29А Superfortress попытались нанести массированный удар по корейскому городу Сингисю (сегодня он называется Синыйчжу. — RT). Их охраняли 18 истребителей F-86 Sabre, 34 F-84 Thunderjet и 24 F-80C Shooting Star. На перехват этих 124 самолётов вылетели 44 наших МиГ-15.

Бомбардировщики шли тремя группами, по 16 в каждой. Задачей моего звена было атаковать истребители США и увести их от В-29А. Мы с ходу пошли в атаку. Я определил командирский самолёт в эскадрилье Thunderjet и открыл огонь. Одна очередь прошла позади хвоста американского самолёта, вторая попала точно в цель. F-84 задымил и стал уходить, потом свалился в штопор. Затем мы стали гоняться за пытающимися выйти из схватки истребителями США, о защите своих «летающих крепостей» американские пилоты уже не думали.

Потом я заметил В-29А, летящие одиночно или малыми группами в сторону моря. Я и мои лётчики открыли по ним огонь. После каждого попадания в борт Superfortress из пробоин шёл белый дым. Потом внизу мы увидели боевые корабли США. Чтобы не попасть под огонь их зениток, пришлось отвернуть в сторону берега.

Потом подсчитали, что воздушный бой у берегов реки Ялуцзян шёл всего девять минут. За это время наши лётчики, по официальным данным, признанным американцами, уничтожили 12 бомбардировщиков и 5 истребителей США. А нам тогда, в апреле 1951-го, сообщили, что на аэродромы взлёта вернулись только 23 из 48 В-29А, остальные были подбиты и упали в море. В любом случае, таких массовых потерь техники и пилотов у них ещё не было. Они надолго прекратили посылать на бомбардировки большие группы самолётов. Вылетали поодиночке, в основном по ночам.

— Но, как известно, после «чёрного четверга» ВВС США получили ещё и «чёрный вторник». Вы участвовали в том бою?

— Нет, тогда отличились коллеги — лётчики 303-й дивизии нашего 64-го авиакорпуса. 30 октября 1951 года на территорию Северной Кореи пытались прорваться 21 Superfortress и почти 200 прикрывающих их истребителей разных типов. Наши лётчики урок повторили: сбили 12 В-29 и четыре F-84.

А я в тот день сошёлся в воздушной дуэли с самолётами Thunderjet. Один из них повредил, но он смог улететь на бреющем в сторону моря. Через много лет в США рассекретили часть архивов. Стало известно, что подбитый мной истребитель упал в воду, катапультировавшийся лётчик остался жив.

Звание Героя Советского Союза я получил за 13 засчитанных самолётов противника. Но по моим подсчётам, всего в Корейской войне я сбил 21 истребитель противника. Часть самолётов упали в Жёлтое море, в акваторию которого залетать нам запрещалось, чтобы не быть сбитыми и не попасть в плен к американским морякам. Всего наши лётчики уничтожили в ходе Корейской войны около 1300 самолётов авиации противостоящей нам коалиции во главе с США.

38-я параллель

Корея в течение всей своей истории была лакомым куском сначала для азиатских соседей, а потом и для пришедших в регион европейцев. Очередное столкновение интересов на полуострове произошло в 1945 году, когда страна была полностью освобождена от японского владычества силами СССР и США. В связи с этим Корея была временно (как предполагалось изначально) разделена на две зоны влияния — американскую и советскую. Граница между зонами проходила по 38-й параллели. В обеих Кореях были проведены выборы, в ходе которых к власти пришли весьма колоритные политики, во многом задавшие направление развития своих стран.

Президентом Южной Кореи стал Ли Сын Ман, долгое время живший и работавший в США, женатый на австрийке сторонник западного пути (более того, христианин по вероисповеданию). На севере в ходе выборов, организованных советской стороной, был избран бывший партизан Ким Ир Сен, отряд которого отличился в борьбе с японскими оккупантами. Лидер Северной Кореи тоже успел побывать в эмиграции (в Советском Союзе) и имел свои представления о будущем страны. В 1948 году конституции обеих Корей открыто ставили целью воссоединение страны, однако каждое правительство хотело видеть ее под своим флагом. Несмотря на то, что в следующем году советские и американские войска были выведены с полуострова, Пхеньян и Сеул продолжали готовиться к неминуемому конфликту.