Франсиско де сурбаран: жизнь и творчество художника

Оглавление

История живописи. детский портрет. 17 век. испания

Испанская школа живописи 17 века сформировалась под влиянием итальянского искусства эпохи Возрождения и дала чудесные образцы портретного жанра.

Диего Родригес де Сильва Веласкес

(1599-1660) — испанский живописец, представитель Золотого Века в испанском искусстве. Непревзойденный мастер портрета, придворный живописец Филиппа IV (за 37 лет написано полтора десятка портретов короля). Любимыми моделями художника были дети испанского короля — инфанта Маргарита и принц Балтазар Карлос. Портреты детей кисти Веласкеса  несколько сдержанны в эмоциональном плане, особенно  портреты раннего периода, но их лица всегда очень выразительны и живы. Великолепно написаны тяжелые придворные костюмы, (щедро декорированные) осязаемо, фактурно, с благородным сочетанием цвета. Модели, как правило, представлены в полный рост, они торжественны и значительны, это драгоценные образцы парадного портрета. Маленькие детские фигурки совершенно трогательны в парадных «взрослых костюмах», но они торжественны и преисполнены чувства собственного достоинства, ведь высокое происхождение обязывает…

Диего Веласкес. «Донна Антония де Ипенарьета и Галлис с сыном». 1631. Прадо.Диего Веласкес. «Менины». 1656-57. Фрагмент. Прадо, Мадрид.

Диего Веласкес. «Менины». 1656-57. Прадо, Мадрид.

Диего Веласкес. «Портрет Принца Балтазара Карлоса». 1630-е г.г. Музей изящных искусств, Бостон.

Диего Веласкез. «Портрет Принца Балтазара Карлоса в виде охотника». 1630-е г.г. Прадо.Диего Веласкес. «Портрет Принца Балтазара Карлоса на пони». 1630-е г.г. Прадо.Диего Веласкес. «Балтазар Карлос».1640. Национальный художественный музей, Вена.Диего Веласкес. «Портрет Филиппа Просперо». 1680. Национальный художественный музей, Вена. Диего Веласкес. «Инфанта Маргарита». Национальный художественный музей, Вена.Диего Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты». 1654-55. Фрагмент. Лувр.Диего Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты в белом». 1656. Музей истории искусств, Вена.Диего Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты». 1659. Музей истории искусств, Будапешт.Диего Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты». 1660. Прадо.

Портретное творчество Веласкеса имело множество последователей, но их портретам не хватает легкости и артистизма великого испанского художника.

Неизвестный испанский художник. «Портрет Балтазара Карлоса». 1635.Детские портреты написал великий испанец Франсиско де Сурбаран (1598-1669). Драматический «Портрет дюка Мединацелли» отличает колористический аскетизм и светотеневые конфликты. Оригинальна композиция портрета: непроницаемые темный фон будто выталкивает на первый план героизированную фигурку мальчика, крепко сжимающего эфес шпаги. Романтичны складки драпировки, скромно занимающий небольшой уголок картины. Лирична и  трогательна фигурка маленькой девочки в картине «Отрочество Мадонны».Франсиско де Сурбаран». «Портрет дюка Мединацелли». Толедо.Франсиско де Сурбаран. «Отрочество Мадонны». 1658. Эрмитаж. 

Сурбаран, переводчик с испанского на визуальный

В Испании Франсиско де Сурбаран один из самых знаменитых художников золотого века. За пределами своей родины он остается практически неизвестным. Но он прекрасен. Современник Диего Веласкеса, Сурбаран работал прежде всего в монашеских учреждениях Севильи.Его шедевры характеризуется яркими светло-темными контрастами и слегка рудиментарным стилем живописи. Его работы резонируют с современностью.Его стиль отличается немного неудобным качеством, которое привлекательно для нынешнего зрителя. Он никогда полностью не осваивал анатомию человеческой фигуры или перспективы.«Он был художником, который очень настроен на светло-темные контрасты, у него был тип письма образной манеры Караваджо, и присутствует очень сильное чувство скульптурного иллюзионизма в его картинах …».

Франциско де Сурбаран (1598-1664) родился в пригороде Севильи. С 1614 года он учился в мастерской известного живописца Педро де Вильянуэвы, автора многочисленных религиозных композиций. Через три года Сурбаран стал уже самостоятельным мастером и начал выполнять заказы церквей и монастырей. Художник не любил больших городов, и даже Севилья казалась ему слишком шумной. Он предпочитал работать в окрестных монастырях. Однако, когда в 1629 году муниципалитет Севильи предложил Сурбарану перебраться в город и основать там свою мастерскую, художник изменил своим пристрастиям, но и обосновавшись в Севилье, он предпочитал выполнять заказы монастырей.

В 50-х годах XVII века Сурбаран уже не пользуется тем успехом, который сопровождал его на протяжении всей жизни, его работы стали казаться современникам архаичными.В 1658 году художник переезжает в Мадрид, где и умирает в безвестности.

13 прекрасных работ были созданы в Севилье между 1640 и 1644 годами и они должны были быть отправлены в Латинскую Америку в качестве католической пропаганды для испанских миссионеров, хотя они так и не доехали до места назначения.

Ничего не было известно о местонахождении работ, пока они не появились на аукционе в Лондоне в 1720-х годах.

И появилось несколько ярких легенд, одна о том, что они были захвачены британскими пиратами и привезены в Англию, но уже известно, что это только легенда. Ну, так, по крайней мере считается.

В Лондоне все 13 купил еврейский купец, который владел ими до своей смерти в 1756 году, потом их купил на аукционе епископ Даремский, Ричард Тревор, Он переделал Длинную столовую в замке специально для публичной демонстрации шедевров, заявив таким образом о необходимости социального, политического и религиозного согласия между христианами и евреями в Соединённом Королевстве.

Сегодня это самая обширная общественная коллекция работ Франсиско Субарана за пределами Испании.

Длинная столовая в Оклендском замке с картинами Франсиско де Сурбарана.

С помощью рентгена, ультрафиолета, пигментного анализа и других методов учёные впервые попытаются выяснить историю создания этих монументальных работ.

Они представляют собой потрясающий подвиг рассказов барокко: это как фильмы для того времени.

Все персонажи — каждая отдельная личность, уникально поставленная, костюмированная и аксессуарированная, возвышающаяся над ярким, туманным небом и низким горизонтом сильванских пейзажей — кажутся, примерно такими же старыми, как и в сорок девятой главе Книги Бытия. Там умирающий Иаков пророчествует в великолепных стихах о судьбах основателей двенадцати колен Израилевых.

Каким должен быть Иосиф?Как предвидится Сурбаран, он должным образом магический, в фантастической одежде, украшенной мехом и золотом. Его лицо читается между блестящим синим шарфом и массивным красно-синим тюрбаном, который бросает тень на его глаза. Он еще молод, но уже зрел умом и опытом. Его выражение — настороженное — неизученное, — но он не выглядит таким: в нем есть затяжная сладость. Он человек необычайного разума и сердца, дисциплинированный опытом. Чтобы встретить его взгляд, нужно почувствовать его строгую справедливость и запас сострадания.

Дан

У Франсиско де Сурбарана значительное наследие, вот немного других картин

Святая Маргарита Антиохийская

Агнец божий

Святой Франциск в созерцании

И еще раз столовая в Оклендском замке с картинами Франсиско де Сурбарана.

Святая Маргарита versus Святая Марина. Вопрос к знатокам православной агиографии

Случайно наткнулся на занимательное в агиографии.Сначала краткое изложение.

Православной Святой Марине Антиохийской соответствует католическая Святая Маргарита Антиохийская.

Можно ознакомиться со статьёй в Википедии.На Востоке была почитаемая Святая великомученица Марина (Ἁγία Μαρίνα)(память 17 июля), в католической церкви она превратилась в Св.Маргариту (память 20 июля).

Правда есть некоторая путаница (это ещё не вопрос к знатокам. Вопрос будет в конце).

Марина — не греческое имя. Это перевод на латинский язык греческого имени Пелагия (Πελαγία) — букв.

«морская».

Таким образом греческую святую должны были звать Пелагия, но в Греции, а затем и в России прижился именно латинский вариант (благодаря языку Византийской империи).

В то время как на латинском западе исчез латинский вариант имени, заменившись на греческое(!) имя Маргарита (Μαργαρίτα, от греч. μαργαρίτης — жемчужина).

Воистину чудо!

Но тут выясняется, что святые девицы в Антиохиях вообще ходили косяками. И всех их звали одинаково.

Пелагия Антиохийская (ум. IV век) — раннехристианская мученица, дева. Память в Православной церкви совершается 8 октября.Смерть Пелагии произошла, когда ей было 15 лет.Заметим, что Св. Марина тоже считается казненной в 15 лет. Жизнеописание Пелагии сильно похоже на жизнеописние Марины в сокращенном виде.Но православные утверждают, что это две разных святых. Более того, жили якобы в разные Антиохиях. Марина жила в Антиохии в Писидии, а Пелагия — в Антиохии Сирийской. В одно и то же время.

Пелагия Антиохийская (Елеонская, Палестинская; ум. ок. 457 года) — христианская святая, почитается в лике преподобных, память совершается 8 октября по юлианскому календарю.

Заметим, память обеих Пелагий 8 октября. Но жили они в разное время. Жизнеописание на этот раз другое. Вторая Пелагия казни не подвергалась, а ограничилась монашеством на Елеонской горе (под видом мужчины). Но это не всё. Читаем жизнеописание Пелагии 2-й:

«Родилась в Антиохии Сирийской, отличалась необыкновенной красотой, до обращения ко Христу вела легкомысленный и распущенный образ жизни, была танцовщицей и блудницей. Имела прозвище Маргарита, что значит «Жемчужина»».ЧТОО? Так её тоже звали Маргарита?!

Читаем:

«Восточная церковь знает Маргариту Антиохийскую под именем святой Марины, и отмечает день её памяти 17 (30) июля. До прославления в 2000 году собором РПЦ двух православных святых Маргарит, всех Маргарит в таинстве крещения называли Маринами«

В 2000 году РПЦ признала святыми двух новомучениц российских, иже от большевиков умученных(с).Маргарита (Гунаронуло) — игуменья, убитая в 1918 году.Маргарита (Закачурина) — инокиня, расстрелянная в 1937 году.

Значит, до этого в России никакие Маргариты не почитались. Креститься можно было только Мариной.

НО, вопрос — как же тогда получили свои имена те две Маргариты, которых канонизировали в 2000 году?

Причём в обоих случаях идёт речь о монашеских именах. Так как первая их них носила в миру вполне христианское имя Мария, а вторая, соответственно, Евдокия Закачурина.

Может быть, знатоки православия мне ответят на этот вопрос? Как такое может быть — имя не считалось православным, а православных монахинь этим именем называли? На закуску пару картинок с изображением Св.Маргариты Антиохийской.

Так видел Св.

великомученицу немецкий художник Бартоломей Цайтблом (Bartholomäus Zeitblom). Кстати, зацените немецких девушек 15-го века:

Испанская девушка 17-го века тоже неплоха. Конечно, это не аутентичная святая 4-го века. Но испанский художник Франсиско Сурбаран так видел:

Святая с драконом — Сонькин чердак

Saint Margaret sculpture 1475

Святая Маргарита Антиохийская (католич.), святая Марина (правосл.) — христианская дева, почитаемая в лике великомучениц.

Историческая достоверность её существования находится под сомнением. Она была объявлена неканонической святой папой Геласием в 494 году, но её почитание на Западе возобновилось в течение крестовых походов. Маргарита обладала репутацией покровительницы всех, кто писал или читал её житие, что, без сомнения, способствовало распространению её популярности.

https://youtube.com/watch?v=5qKivug9rRk

В Католической церкви входит в число 14 святых помощников. Одна из святых, являвшихся Жанне д’Арк.

Согласно «Золотой легенде» и другим текстам, Маргарита (в правосл. традиции Марина) родилась в Антиохии (в Писидии, Малая Азия — не путать с Антиохией на Оронте (Сирия)) и была дочерью языческого жреца Эдессия. Выгнанная отцом из-за принадлежности к христианству, дева поселилась в полях вместе со своей кормилицей и её стадами.

Олимврий, римский епарх (префект), увидал Маргариту-пастушку и предложил ей брак, при условии, что она отречётся от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что её жестоко пытали и, после череды чудес, в 304 году она была убита.

Одно из этих чудес: Маргариту бросили в пасть сатаны в образе дракона, но так как в руках у неё был крест, в желудке у дракона возникло беспокойство, и он изверг её целой и невредимой.

После этого, согласно житию, записанному, как считается, свидетелем её последних дней Феотимом, укрощённый Вельзевул вступил с ней в беседу и признался в некоторых грехах.

Учеными предпринимались попытки, не очень успешные, доказать, что группа легенд, связанная со святой Маргаритой, является результатом развития сказаний о языческой богине Афродите.

Святая Маргарита Антиохийская была одной из самых популярных святых в средневековой Англии, в первую очередь из-за ее связи с рождением ребенка. Многие церкви размещались боковые алтари или изображения этой святой.

Изображение Святой Маргариты — один из самых распространённых сюжетов для росписи в Англии, некоторые церкви иллюстрируют всю её жизнь — более двадцати сцен — украшают их стены.

Из-за обещаний Маргариты перед смертью помочь каждому — особенно женщинам во время родов —  кто переписывает или читает её житие довольно часто, некоторые писали эту легенду на длинных полосках пергамента и затем закрепляли вокруг живота женщинам во время родов. 

Святая Маргарита в западноевропейской живописи обычно изображается вместе с драконом, и различными пастушьими атрибутами (символами её сельской жизни) — посохом, шляпой и т. д.

Святая Маргарита и дракон. Иллюстрация в манускрипте, ок. 1440 г

Alte Pinakothek, Munich

Antoine Auguste Ernest Herber Святая Маргарита поражает дракона

candid-peter вторая половина 16 в

Felice Brusasorci aka Felice Riccio (1542 Verona 1605)

Lesser Poland St. Catherine and St. Margaret 1525

Marguerite d’Antioche Raphael 1518.

Pedro de Rubiales St Margaret 1582

Sainte Marguerite, Maitre de Pacully, fin du XVe siècle

Tiroler Meister Hl Margaretha c1470-1480

Ulm Muenster Neithart KapelleAltarbild 1489–1497

Waldburg Gebetbuch 1486.

Альбрехт Дюрер Святая Маргарита

https://www.youtube.com/watch?v=up_ylx7uuFY

Лукас Кранах Старший

Неизв. автор, Австрия, 15 в

Неизвестный художник Мистический брак. Богородица с младенцем в окружении свв. Варвары (с башенкой), Екатерины (с колесом), Доротеи (с цветами) и Маргариты (с драконом).

Франсиско де Сурбаран Святая Маргарита и дракон.

биография

1633 портрет Франсиско Зумеля

Сурбаран родился в 1598 году в Фуэнте-де-Кантос , Эстремадура ; он крестился 7 ноября того же года. Его родителями были Луис де Сурбаран, галантерейщик, и его жена Изабель Маркес. В детстве он начал имитировать предметы углем . В 1614 году отец отправил его в Севилью учиться на три года у Педро Диаса де Вильянуэва, художника, о котором очень мало известно.

Первый брак Сурбарана в 1617 году был заключен с Марией Паэт, которая была на девять лет старше. Мария умерла в 1624 году после рождения третьего ребенка. В 1625 году он снова женился на богатой вдове Беатрис де Моралес. 17 января 1626 года Сурбаран подписал контракт с настоятелем доминиканского монастыря Сан-Пабло-эль-Реаль в Севилье, согласно которому в течение восьми месяцев он написал 21 картину. Четырнадцать картин изображали жизнь святого Доминика ; другие представляли святого Бонавентура , святого Фомы Аквинского и четырех Учителей Церкви . Эта комиссия утвердила Сурбарана как художника. 29 августа 1628 года Севильские мерседарии поручили Сурбарану создать 22 картины для обители в их монастыре. В 1629 году старейшины Севильи пригласили Сурбарана навсегда переехать в город, так как его картины приобрели такую ​​высокую репутацию, что он повысит репутацию Севильи. Он принял приглашение и переехал в Севилью со своей женой Беатрис де Моралес, тремя детьми от первого брака, родственницей по имени Изабель де Сурбаран и восемью слугами. В мае 1639 года умерла его вторая жена, Беатрис де Моралес.

К 1630 году он был назначен художником Филиппа IV , и есть история, что однажды государь положил руку на плечо художника и сказал: «Художник королю, король художников». После 1640 года его суровый, суровый и резкий стиль стал невыгодным по сравнению с сентиментальной религиозностью Мурильо, и репутация Сурбарана пошла на убыль. Начиная с конца 1630-х годов, мастерская Сурбарана производила множество картин для экспорта в Южную Америку.
Серия « Джейкоб и его двенадцать сыновей» , изображающая патриарха Иакова и его 12 сыновей, похоже, была нацелена на рынок Южной Америки, но оригиналы хранятся в замке Окленд в Бишоп Окленд , графство Дарем , Англия.

7 февраля 1644 года Сурбаран женился в третий раз на другой богатой вдове, Леонор де Тордер. Только в 1658 году, в конце жизни Сурбарана, он переехал в Мадрид в поисках работы и возобновил контакты с Веласкесом . Популярный миф гласит, что Сурбаран умирает в нищете, но на момент его смерти стоимость его поместья составляла около 20 000 реалов .

Франциско Сурбаран. Описание картины «Мадонна с младенцом»

Творчество Сурбарана Франциско пришлось на эпоху «золотого века». Он учился живописи и в дальнейшем писал свои работы в городе Севилье — одном из крупнейших центров культуры в Европе.

Художник был очень набожным человеком и в большей части своей, его работы посвящены религиозной тематике, он много писал картин на библейские сюжеты для монастырей. Вторая страсть Сурбарана — это натюрморты.

Он рисовал предметы обихода, утварь, фрукты, даже когда выполнял портретные изображения и значительно преуспел в этом стиле.

Художник писал картину в преклонном возрасте, когда религиозная тематика особенно остро будоражила его сознание.

Он обратился к теме материнства не случайно, ему доводилось видеть много картин своих современников, где Мадонна парит при вскармливании или она излучает свет и это его возможно немного раздражало.

Присмотритесь к лицу кормящей матери — обычное лицо женщины застывшей в умилении, любви к своему маленькому сыну, который тянет неумело свои ручонки навстречу ей.

Художник выполнял свою работу как истинный документалист, как было сказано ранее, он тщательно изучал библейские сюжеты, прежде чем приступать к очередной работе.

Волосы женщины не убраны и глаза у неё немного припухши, словно она вот-вот только проснулась, от разбудившего её плача проголодавшегося ребёнка.

Мадонна с младенцом. Франциско Сурбаран

Ребёнок завёрнут в простую белую материю, а не в золотые парчи, как было принято изображать портретистами в ту эпоху, взгляд его неосознанный, полусонный, его голова инстинктивно прильнула к груди матери.

Особенно красивы руки Мадонны, они бережно обхватили маленькое, хрупкое тело Христа, именно этот момент значат намного больше чем святящиеся ореолы вокруг лиц, золотые одеяния и убранства, приём часто использовавшийся другими художниками того времени.

Вы словно перестаёте замечать простоту одеяния женщины её слегка не аккуратный вид, автор умело мелкими деталями смог передать святость и возвышенность этого образа.

Возможно, автор писал образ со своей матери, в моменты грусти, когда человек в возрасте, особенно становится сентиментален.

Хотелось бы обратить внимание на ещё одну деталь картины, в правом нижнем углу не случайно лежат некоторые предметы. Как говорилось выше, Сурбаран испытывал тягу к написанию натюрмортов и изображённые предметы это отдельные элементы картины, тщательно прорисованные

Как говорилось выше, Сурбаран испытывал тягу к написанию натюрмортов и изображённые предметы это отдельные элементы картины, тщательно прорисованные.

Глиняный кувшинчик и яблоко на блюде несут информацию о том, что Мадонна из материального мира, вкушала обычную земную еду, что делает её земной женщиной, любящей матерью.

Франциско Сурбаран истинный мастер своего ремесла, не пользуясь художественными приёмами приукрашивания сюжетов, часто обращал внимание на народный быт и внедрял в религиозную тематику. Он больше интересовался человеческими лицами и на склоне лет добился огромных результатов в этом направлении, передавать те неуловимые эмоции и моменты, от чего порою кажется, что изображённые люди словно живут в картинах

Он больше интересовался человеческими лицами и на склоне лет добился огромных результатов в этом направлении, передавать те неуловимые эмоции и моменты, от чего порою кажется, что изображённые люди словно живут в картинах.

Автор сочинения: Cильвен

Картина Натюрморт с лимонами апельсинами и розой

  • В каком году написана(когда): в 1633
  • Оригинальное название картины на английском: исп.
  • Холст
    Музей Нортона Саймона

Описание картины «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой»

«Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» (исп. Naturaleza muerta con limones, naranjas y taza, англ. Still Life with Lemons, Oranges and a Rose) — картина, написанная в 1633 году испанским художником Франсиско де Сурбараном (Francisco de Zurbarán, 1598—1664).

Принадлежит Музею Нортона Саймона в Пасадине (Калифорния, США). Размер картины — 62,2×109,5 см. Также употребляется заглавие «Натюрморт с апельсинами и лимонами».

Невзирая на закоренелое заглавие картины, в левой части картины изображены не лимоны, а цитроны, которые отличаются от лимонов более толстой и бугорчатой кожицей.

1 Описание
2 История
3 Другие картины
4 Примечания

Описание

Наружные изображения
Рентгенограмма картины

Три группы предметов — жёлтые цитроны на тарелке, оранжевые апельсины в плетенке, также чашечка на серебряной тарелке с лежащей розой, — ярко выделяются на тёмно-коричневой поверхности стола и чёрном фоне сзади него. Считается, что изображённые предметы являются религиозной аллегорией Троицы. Не считая этого, апельсины с цветами и чашечка с водой ассоциируются с чистотой Девы Марии, а роза без шипов — с безгрешным зачатием.

Рентгенограмма картины показала, что вначале Франсиско де Сурбаран изобразил ещё одну серебряную тарелку, стоящую меж тарелкой с цитронами и плетенкой с апельсинами, на которой лежали карамелизованные куски батата (сладкого картофеля) — пользующегося популярностью в то время в Испании сладости (batatas confitadas).

История

Картина была написана в 1633 году. Она считается единственным натюрмортом Франсиско де Сурбарана, который был подписан и датирован самим художником.

С 1930-х годов картина принадлежала собранию итальянского собирателя Алессандро Контини Бонакосси (Alessandro Contini Bonacossi) из Флоренции. Как и все другие картины из коллекции, предполагалось, что она перейдёт с собственность страны, но в итоге сложных переговоров наследникам Контини Бонакосси удалось сохранить у себя часть картин, включая этот натюрморт.

В 1972 году картина была приобретена Нортоном Саймоном (Norton Simon), который заплатил за неё &&&&&&&&02725000.&&&&&02 725 000 баксов — тогда, это была 3-я по величине стоимость, выплаченная за картину «старенькых мастеров».

Другие картины

Приблизительно в 1630 году Сурбаран написал маленькую (21,2×30,1 см) картину, на которой он изобразил чашечку с серебряной тарелкой и розой, приблизительно в том же самом ракурсе, как на этом натюрморте. Эта картина, «Чашка с водой и роза», в текущее время находится в Английской Государственной галерее.

Известна ещё одна картина Сурбарана с схожим расположением предметов — «Натюрморт с 4-мя сосудами» (исп. Naturaleza muerta con jarra y tazas, 46×84 см), хранящаяся в музее Прадо в Мадриде.

Франсиско де Сурбаран
Чашечка с водой и роза (ок. 1630)
Государственная галерея, Лондон
Франсиско де Сурбаран
Натюрморт с 4-мя сосудами
Музей Прадо, Мадрид

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там.

В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей.

В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте».

В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.

В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.

Большинство произведений Сурбарана находятся в Мадриде, Севилье, Кадисе и Гуадалупе. Живопись Сурбарана оказала заметное влияние на латиноамериканское искусство.

Стиль

Святой Франциск , 1632, Национальный музей изящных искусств , Буэнос-Айрес

Неизвестно, имел ли Сурбаран возможность увидеть картины Караваджо , только то, что в его работах аналогично используется светотень и тенебризм (драматическое освещение). Художник, который, по мнению некоторых историков искусства, оказал наибольшее влияние на его характерно строгие композиции, был Хуан Санчес Котан

Полихромная скульптура, которая к моменту обучения Сурбарана достигла в Севилье уровня сложности, превосходящего скульптуру местных художников, стала еще одной важной стилистической моделью для молодого художника; Творчество Хуана Мартинеса Монтаньеса особенно близко по духу к творчеству Сурбарана.

Агнус Деи , ок. 1635–1640, Музей Прадо

Он писал свои фигуры прямо с натуры, и он широко использовал мирскую фигуру в изучении драпировок, в чем он был особенно искусен. У него был особый дар к белым драпировкам; как следствие, дома картезианцев в белых одеждах изобилуют его картинами. Говорят, что этих жестких методов Сурбаран придерживался на протяжении всей своей карьеры, которая была успешной, полностью ограничивалась Испанией и отличалась немногими случаями, выходящими за рамки его повседневной работы. Его предметами были в основном суровые и аскетические религиозные бдения, когда дух подчинял плоть, композиции часто сводились к одной фигуре. Стиль более сдержанный и сдержанный, чем у Караваджо, цветовой тон часто довольно голубоватый. Исключительные эффекты достигаются за счет точно обработанных передних планов, сосредоточенных в основном в свете и тени. Фон часто бывает безликим и темным. Сурбарану было трудно рисовать глубокий космос; когда представлены внутренние или внешние декорации, эффект напоминает театральный фон на неглубокой сцене.

Поздние работы Сурбарана, такие как Святой Франциск (ок. 1658–1664; Старая пинакотека ), демонстрируют влияние Мурильо и Тициана в их более свободной манере письма и более мягких контрастах.