Василий розанов. «моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти»

Оглавление

Василий Васильевич Розанов

«Вообще, Ваши статьи, как и Ваша книга, страдают неопределенностью предмета и
неопределенностью метода».Из
письма Н.Н. Страхова к В.В. Розанову, 1889
г.

Розанов Василий Васильевич
(1856-1918) — русский философ-идеалист. Автор большого
количества статей и книг по вопросам церкви и
религии, брака, литературы и т. д. В 1900 г. вместе с
Мережковским, Гиппиус и Минским основал в
Петербурге Религиозно-Философское общество.
Политические взгляды Розанова насквозь
консервативны. Его главные произведения —
«Религия и культура», «В мире неясного и
нерешенного», «Семейный вопрос в России»,
«Сахарна», «Обонятельное и осязательное
отношение евреев к крови» и т. д. Постоянный
сотрудник «Нового Времени».

Биографические материалы:

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. В литературных кругах
его называли «русским Ницше» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий
философский словарь. М. 2010).

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Философ,
писатель, педагог (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический
словарь, 2001). 

Джимбинов С.Б. Русский философ и писатель (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Федякин С. Р. Предвосхищающие опыт
экзистенциалистов (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе,
доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П.
Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Платонов О.А. Русский мыслитель (Энциклопедический
словарь Русской цивилизации).

Сохряков Ю. Мыслитель и публицист (Большая
энциклопедия русского народа
).

Сохряков Ю. Историк литературы (Большая
энциклопедия русского народа
).

Фатеев В.А. Литературный критик (Русская
литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.
Том 3. П — Я).

Фролов И.Т. Русский религиозный философ (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Бекус Н.Э., Быковский А.Н. Вёл активный диалог с
Бердяевым, В.С. Соловьёвым, Блоком, Мережковским… (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Еврейский вопрос в произведениях Розанова (Большая
энциклопедия русского народа
).

Своеобразным освещением исторических событий будил
мысль неожиданными параллелями и взглядами (Библиотека русской
религиозной, философской и художественной литературы «Вехи»
).

Юрий ПАВЛОВ. Критика ХХ – ХХI вв.: литературные портреты, статьи,
рецензии. 2009. Глава 1.
Василий Розанов: «человек – соло».

Ирина РЕПЬЕВА. Семейное
счастье.

Геннадий МУРИКОВ. В.В. Розанов:
христианство и сексуальность (к 90-летию со дня кончины).
09.10.2009

Едошина И.А. Образ России сквозь призму русской классической литературы в последней работе
В.В. Розанова.

Далее читайте по теме (сочинения и
литература).

Религия в творчестве

Сам Василий Розанов о себе говорил, что он «вечно излагает себя». Он отмечал, что все, о чем он пишет, в конечном итоге так или иначе восходит к Богу. Он полагал, что в то время как вся религия мира индивидуальна, христианство стало личным. Философ предоставляет каждому право решать, но не то, какую конфессию исповедовать, это уже было решено некогда, а вопрос укоренения личности в общей вере.

Он считал, что воцерквление невозможно произвести только через обряды таинства. Необходима искренняя убежденность, вера в то, что все теперь в его жизни отмечено оттенком религиозности.

Отношение к богу и к церкви он рассматривает сквозь призму понятия о совести. Именно этому чувству он отводит роль разделителя в личность на субъективную и объективную составляющую. Он различает в вопросе совести два аспекта – отношение ее к Богу и отношение к церкви.

Бог, с его точки зрения, является Личным бесконечным духом.

Розанов Василий Васильевич

, русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1880—1893 преподавал в гимназии (Симбирск, Елец, Белый, Вязьма). Его 1-я книга «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886) — один из вариантов гегельянского обоснования науки — успеха не имела; однако она примечательна тем, что содержит программу позднейшего мистического теизма Р. Широкую популярность снискал литературно-философский этюд Р. «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891), положивший начало последующему истолкованию Ф. М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др., с которыми позднее Р. сблизился как участник религиозно-философских собраний (1901— 1903). С конца 1890-х гг. Р. — видный журналист позднеславянофильского толка, сотрудник журнала «Русский вестник» и «Русское обозрение», один из ведущих публицистов «Нового времени». Статьи Р. вызывали резкую критику со стороны революционных марксистов (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 172). Сознательная беспринципность и двусмысленность его высказываний была с осуждением встречена либералами. Выступая, как правило, с шовинистических позиций, Р., однако, не был последовательным охранителем. Резкую критику постановки школьного образования в России содержали его статьи «Сумерки просвещения» (1893) и «Афоризмы и наблюдения» (1894). В книге «Когда начальство ушло» (1910) Р. в сочувственных тонах описывал брожение в массах в эпоху русской Революции 1905—07. Сборники «Религия и культура» (1899) и «Природа и история» (1900) свидетельствовали о попытках Р. найти решение социально-философских проблем в церковной религиозности, причём его отношение к православной церкви («Около церковных стен», т. 1—2, 1906) оставалось глубоко противоречивым. Пытаясь приспособить православие к запросам современности и подвигнуть его к обновленному культу «жизненной силы», Р. требовал пересмотра христианских воззрений на сексуальные и семейные отношения в нашумевшей книге «Семейный вопрос в России» (т. 1—2, 1903). В сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911) Р. окончательно размежёвывается с христианством по вопросам пола (противопоставляя при этом Ветхий завет как утверждение жизни плоти — Новому).

Р. стремился в своих сочинениях к предельной эмоциональной насыщенности; его книги «Уединённое» (1912), «Смертное» (1913) и «Опавшие листья» (ч. 1—2, 1913—15) представляют собой собрание объединённых по настроению разрозненных эссеистических набросков, беглых умозрений, дневниковых записей, внутренних диалогов. Высказывания Р. по религиозным, философским, историческим и литературным вопросам, перемежающиеся с бытовыми зарисовками, выдают глубокий духовный кризис, не могущий найти разрешения в безоговорочном принятии христианских догматов, к которому Р. тщетно стремится; итогом мысли Р. остаётся пессимизм и «экзистенциальный» субъективный идеализм в духе

С. Кьеркегора (отличающийся, однако, культом индивидуальности, реализующей себя в стихии пола). Исторический пессимизм Р. в полной мере сказался в его набросках «Апокалипсис нашего времени» (в. 1—10, 1917), где Р. с отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, считая её трагическим завершением российской истории.

Соч.: Литературные очерки, СПБ, 1899; В мире неясного и нерешенного, СПБ, 1901; Декаденты, СПБ, 1904; Итальянские впечатления, СПБ, 1909; Война 1914 и русское возрождение, 2 изд., П., 1915; Из последних листьев. Апокалиптика русской литературы, «Книжный угол», 1918, № 5; Избранное, Нью-Йорк, 1956.

Лит.: Грифцов Б., Три мыслителя, М., 1911; Шкловский В., Розанов, в кн.: Сюжет как явление стиля, П., 1921; Голлербах Э., В, В. Розанов. Жизнь и творчество, П., 1922; История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Leskovec P., Basilio Rozanov e la sua concezione religiosa, Roma, 1958: Rozanov, L., 1962.
В. С. Муравьев.

Большая советская энциклопедия, 1969 — 1978 гг, в 30 томах.   

Еврейская тема

Весьма активно поднимал в своем творчестве Василий Розанов еврейский вопрос. Все дело в его особом взгляде на мир, наполненном мистическими и религиозными чертами. Он утверждал святость брака, деторождения. Василий выступал против отрицания плоти, аскетизма и безбрачия. Он приводил то, как освящались пол, семья и зачатие в Ветхом Завете, противопоставляя его Новому Завету, подобно жизнь смерти.

Это был антихристианский бунт. Вскоре он перешел в органический консерватизм, наполненный любовью к бытовому исповедничеству, семье. Отсюда происходил антисемитизм, который прослеживался в его творчестве и возмущал широкую часть аудитории. Некоторые его высказывания были неприкрыто антисемитскими

Но важно учитывать, что для философа в целом было характерно впадать в крайности – это была яркая особенность его мышления, которая представляла его интересным и примечательным. Он делал многие вещи нарочито

Был и юдофилом, и юдофобом в один и тот же момент.

Однако сам Розанов отрицал антисемитизм в собственных произведениях. Когда рассматривалось нашумевшее дело Бейлиса, Василий занялся изданием многочисленных статей. И по оценкам еврейской энциклопедии, в них он оправдывал обвинение евреев в ритуальном убийстве, доказывая, что основа их культа состоит в кровопролитии.

Из-за подобной двойственности абсолютно противоположных взглядов Розанов активно обвинялся в беспринципности. Именно за эти статьи, содержавшие восторженный гимн иудеям и проповеди антисемитизма, он и покинул Религиозно-философское общество в 1913 году.

Лишь ближе к окончанию своего земного пути Розанов перестал высказывать открытую враждебность в адрес евреев, порой отзываясь о них с восторгом. В последней книге он восхвалял произведения Моисея, а также написал строчки: «Живите, евреи. Я благословляю вас во всем…».

Эгоцентризм

Вам будет интересно:Гастон Башляр: биография, деятельность, основные идеи

Исследователи его трудов замечают эгоцентричную направленность философа. Первоначальные его издания многие критики встречали с недоумением. Положительных рецензий на первые произведения Розанова попросту не выходило. Ему все давали неистовый, яростный отпор. Розанов заявлял на страницах своих трудов: «Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали».

Он был российским писателем, который успел познать почет и любовь и своих читателей. Это проявилось в отзывах его поклонников, которые были написаны интимно, в отдельных письмах.

Взгляды

Розанов пытался примирить христианское учение с идеями здорового секса и семейной жизни, хотя, как выразился его противник Николай Бердяев , «противопоставил секс Слову». Из-за упоминания фаллоса в сочинениях Розанова Клаус фон Бейме назвал его Распутиным русской интеллигенции .

Зрелые произведения Розанова — это личные дневники, содержащие интимные мысли, импровизированные строчки, незаконченные сентенции, яркие афоризмы , воспоминания, короткие очерки . Эти произведения, в которых он, таким образом, пытался воссоздать интонации речи, образуют слабо связанную трилогию , включающую « Солитарию» (1911 г.) и два тома « Опавших листьев» (1913 и 1915 гг.).

Розанов часто называл себя «подпольным человеком» Федора Достоевского и одновременно заявлял о своем праве придерживаться противоположных взглядов

Он первым привлек к себе внимание в 1890 — х годах , когда он опубликовал политические очерки в консервативной газете Новое время ( «Новое время»), владеет и управляет Суворин. Комментарии Розанова, всегда парадоксальные и вызывающие споры, привели его к столкновениям с царским правительством и такими радикалами, как Ленин

Например, Розанов с готовностью перешел от критики русского православия и даже того, что он считал христианской озабоченностью смертью, к пылкой похвале христианской веры , от восхваления иудаизма к неприкрытому антисемитизму и от признания гомосексуализма еще одной проблемой. стороны человеческой натуры к язвительным обвинениям в том, что Гоголь и некоторые другие писатели были латентными гомосексуалистами. Он объявил политику «устаревшей», потому что «Бог больше не хочет политики», построил «апокалипсис нашего времени» и рекомендовал «здоровые инстинкты» русских людей, их стремление к власти и их враждебность к модернизм.

Розанов умер от голода в монастыре в голодные годы после революции. Его творчество было подавлено и в значительной степени забыто в Советском Союзе , хотя среди его поклонников были некоторые выдающиеся писатели, в том числе Максим Горький и Венедикт Ерофеев , и его идеи, как считается, оказали влияние на подход Владимира Набокова к повседневному миру. существование (быт / быт ) как утопическое. Однако в последнее время его парадоксальные сочинения снова стали доступны российским читателям, и среди читателей, симпатизирующих политическим взглядам Розанова, наблюдается возрождение. Розанов является главным источником вдохновения для философского романа Дмитрия Галковского « Бесконечный тупик» (1988), который пересматривает историю России XIX века и помещает Розанова в центр русской философской мысли. Розанов остается малоизвестным за пределами России, хотя некоторые западные ученые все больше увлекаются его творчеством и его личностью.

Философия

Философия Василия Розанова отличается нетипичными чертами, несмотря на то что она входит в общий русский философский круг. Сам мыслитель находился в эпицентре бушевавших в начале XX века в Российской империи событий. Он активно общался со многими писателями, деятелями искусства. Немало его трудов выражали идейную, содержательную реакцию на замечаемые им явления. Он критиковал мнение Бердяева, Соловьева, Блока и многих других.

Больше всего Василия Розанова волновала проблематика морали и этики, религиозности и оппозиции. Он часто рассуждал на тему апологии семьи. В своих произведениях он старался избавиться от противоречий.

Интерпретируя философию Розанова, кто-то провозгласил, что это рассуждения «маленького религиозного человека». И действительно, он весьма активно исследовал внутренние диалоги такой личности с теологией, он подчеркивал сложность этих вопросов.

Масштаб задач, рассматриваемых Розановым, связан лишь отчасти с церковью. Она не поддается критическим оценкам. Человек находится в одиночестве, минуя внешние институты, объединяющие людей, создающие для них какие-то общие задачи.

Религию он рассматривает как собрание, общественное объединение. В то время как выяснение личных духовных вопросов приводит к противоречиям. Человек старается найти свои методы, связаться и объединиться с окружающими, ожидая, что тогда все встанет на свои места.

цитаты

основные сочинения

  •  Розанов В. В. О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания (1886)
  •  Розанов В. В. Органический процесс и механическая причинность (1889)
  •  Розанов В. В. Место христианства в истории (1890)
  •  Розанов В. В. Цель человеческой жизни (1892)
  •  Розанов В. В. Красота в природе и ее смысл (1894)
  •  Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. Достоевского (1894)
  •  Розанов В. В. Литературные очерки (1899)
  •  Розанов В. В. Сумерки просвещения (1899)
  •  Розанов В. В. Религия и культура (1899)
  •  Розанов В. В. Природа и история (1899)
  •  Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного (1901)
  •  Розанов В. В. Семейный вопрос в России (1903)
  •  Розанов В. В. Около церковных стен (1906)
  •  Розанов В. В. Русская церковь. Дух. Судьба. Ничтожество и очарование (1909)
  •  Розанов В. В. Когда начальство ушло (1910)
  •  Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства (1911)
  •  Розанов В. В. Темный Лик. Метафизика христианства (1911)
  •  Розанов В. В. Библейская поэзия (1912)
  •  Розанов В. В. Уединенное (1912)
  •  Розанов В. В. Литературные изгнанники (1913)
  •  Розанов В. В. Опавшие листья (1913)
  •  Розанов В. В. Сахарна (1913)
  •  Розанов В. В. «Ангел Иеговы» у евреев (1914)
  •  Розанов В. В. В соседстве Содома (1914)
  •  Розанов В. В. Опавшие листья. Короб второй (1915)
  •  Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени (1917-1918)
  •  Розанов В. В. Мимолетное (1914-18)
  •  Письма В. В. Розанова к Э. Голлербаху
  •  Розанов В. В. Духовное завещание // Русский архив. — М.: Студия «ТРИТЭ», «Российский архив», 1994. — С. 257-261.

источники

  •  Василий Розанов. Pro et contra. — СПб.: РХГИ, 1995.
  •  Воронцова И. В. Протоиерей Александр Устьинский и «реформатор» Василий Розанов: История духовного суда над протоиереем Александром Устьинским, изложенная в переписке 1903 года // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. — 2010. — № II:3 (36). — С. 83–101.
  •  Воронцова И. В. Разработка тезисов «неохристианской» доктрины в переписке В. В. Розанова и протоиерея А. П. Устьинского (1898–1901) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. — 2010. — № II:2 (35). — С. 7–21.
  •  Голлербах Э. Ф. В.В. Розанов: Жизнь и творчество. — Paris: YMCA-Press, 1976.
  •  Иоанн Кронштадтский св. Предсмертный дневник. 1908 май-ноябрь. — М.-СПб.-Кронштадт: Отчий дом, 2009.
  •  Каллаш М. А. (Курдюмов). О Розанове. — Paris: YMCA-Press, 1929.
  •  Красовицкий Стефан, о. Соблазн утонченной самости // Вестник РСХД. — 1970. — № 3.
  •  Меньшиков М. О. Тоже стиль модерн // Новое время. — 1903. — 23 марта. — С. 2-3.
  •  Перцов П. П. Воспоминания о В. В. Розанове // Новый Мир. — 1998. — № 10.
  •  Перцов П. П. Литературные афоризмы // Русский архив. — М.: Студия «ТРИТЭ», «Российский архив», 1994. — С. 212-236.
  •  Половинкин С. М. Записки Петербургских Религиозно-философских собраний. 1901-1903. — М.: Республика, 2005.
  •  Струве П. Б. Большой писатель с органическим пороком // Русская мысль. — 1910. — № 11. — Дата обращения: 22.08.2017.
  •  Феодор (Поздеевский), сщмч. Современная моральная беспринципность в приложении к вопросу о характере христианской жизни // Новый священномученик Феодор Волоколамский (Поздеевский). Служба Богу и России. Статьи и речи 1904-1907 годов. — М.: Паломник, 2002. — С. 181-205.
  •  Флоренский Павел, о. На Маковце. Из переписки с Василием Васильевичем Розановым // Философская и социологическая мысль. — 1990. — № 4. — С. 108-112.
  •  Флоровский Георгий, о. Пути русского богословия. — Вильнюс, 1991.
  •  Crone Anna Lisa. Eros and creativity in Russian religious renewal. The philosophers and the Freudians. — Leiden, Boston: Brill, 2010.
  •  Ure Adam. Vasilii Rozanov and the creation. The Edenic vision and the rejection of eschatology. — New York: Continuum, 2011.

Сноски

Московский университет

В 1878 г., окончив гимназию, молодой человек
решил поступить в Московский университет на историко-филологический
факультет, где он слушал лекции С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского,
Ф. Е. Корша и др. На четвёртом курсе был удостоен стипендии имени
А. С. Хомякова. Розанов надеялся найти здесь единомышленников и
наставников, которые смогли бы ответить на мучившие его вопросы.

В университетские же годы у него происходят
кардинальные перемены в мировоззрении. Хотя, по его собственному
признанию, «университет он проспал», однако именно здесь
он стал «консерватором», поскольку «стал в университете
любителем истории, археологии, всего «прежнего». Особое
значение для него в эти годы имели занятия по средневековой истории
и культуре. С этого времени Василий Васильевич, дотоле равнодушно
относившийся к православию, полюбил чтение Библии.

А.Н. Николюкин вообще считает, что уже
с первого курса Розанов «перестал быть безбожником» и
Бог стал для него — «мой дом», «мой угол», «родное».
«С того времени и до этого, — отмечал Василий Васильевич в
своей автобиографии (1909), — каковы бы ни были мои отношения к
церкви (изменившиеся совершенно с 1896-1897гг.), что бы я не делал,
что бы не говорил или писал, прямо или в особенности косвенно, я
говорил и думал собственно только о Боге: так что Он занял всего
меня, без какого либо остатка, в то же время как-то оставив мысль
свободною и энергичною в отношении других тем».

В университете, на четвертом курсе Розанов
был стипендиатом А.С. Хомякова и очень любил историю. Особенно запомнились
ему лекции В.О. Ключевского, который после смерти С.М. Соловьева,
с 1879 года стал читать лекции по русской истории в Московском университете.
Но ни темы, ни хода мыслей первой, пробной лекции Розанов так и
не запомнил. Ему больше запомнилось другое: «строение мысли,
строение фразы как словесного предложения». Характеризуя манеру
ведения лекций, писатель продолжает: «С ним хлынула в университет
огромная русская волна; в университет, несколько европейский, несколько
космополитический и без определенного вкуса. И все это без вражды
к кому-нибудь, к чему-нибудь…»

В итоге он делает следующий вывод, говоря
о русском историке: «Русская порода, кусок драгоценной русской
породы, в ее удачном куске, удачном отколе — вот Ключевский».

На третьем курсе университета Розанов
женится на Аполлинарии Сусловой — «музе Достоевского»,
красивой, но весьма своенравной женщине, дочери купца-миллионщика.
Много лет спустя после разлуки с Сусловой, вскоре его бросившей,
Василий Васильевич сравнивал ее по темпераменту с «раскольницей
поморского согласия» или «хлыстовской богородицей».

Окончив университет в 1882 году, отказался
держать экзамен на магистра, решив заниматься свободным творчеством.

В Сергиевом Посаде

В летние месяцы 1917 года Василий Розанов переезжает из Петрограда в Сергиев Посад. Там он селится в доме преподавателя местной духовной семинарии. На последних страницах биографии Василия Розанова остается открыто нищий человек, живший в голоде. В 1918 году он написал обращение в «Апокалипсисе», где попросил денежную помощь. Прославленный благодаря своей философии Розанов Василий Васильевич был уже на краю бездны, признавал, что без помощи не сумел бы выжить в тот последний год. В феврале 1919 года он умирает.

У Василия Розанова было 5 детей – 4 девочки и один мальчик. Дочь его, рожденная в 1900 году, Надежда Васильевна, становится художницей и иллюстратором.

Биография

Вам будет интересно:Сократический метод: определение и суть

Родной город его – Ветлуга в Костромской губернии. Он был рожден в чиновничьей семье, у него было много братьев и сестер. Будущий писатель Василий Розанов рано потерял обоих родителей. Фактически воспитанием его занялся старший брат Николай. С 1870 года они переехали в Симбирск, там его молодой попечитель стал преподавателем в гимназии. Описывая свою жизнь (годы 1856-1919), российский философ В. Розанов отмечает, что, если бы не его брат, он бы попросту не выжил. Николай успел к моменту смерти родителей закончить университет в Казани, он предоставил Василию все условия для получения образования, фактически заменил ему отца.

В Симбирске потенциальный писатель был постоянным посетителем библиотеки Карамзина. В 1872 году он сменил место жительства на Нижней Новгород, где он поступил в гимназию и в 1878 уже закончил обучение.

По окончании учебного заведения он поступил в Московский университет. Там он присутствовал на лекциях Соловьева, Ключевского, Корша и многих других. К четвертому курсу будущий философ Василий Розанов получал стипендию Хомякова. В 1880 году он женился на А. П. Сусловой, которой был 41 год. До того момента она являлась любовницей семейного Ф. Достоевского.