Кто такие евреи и откуда они взялись

Оглавление

Источники

  1. ANNUAL ASSESSMENT 2013-2014
  2. JEWISH POPULATION IN THE WORLD AND IN ISRAEL (англ.). cbs.gov.il (2013). — Statistical Abstract of Israel 2013 — No. 64 Subject 2 — Table No. 11. Проверено 16 сентября 2013.
  3. Shen, P; Lavi, T; Kivisild, T; Chou, V; Sengun, D; Gefel, D; Shpirer, I; Woolf, E; Hillel, J (2004). «Reconstruction of patrilineages and matrilineages of Samaritans and other Israeli populations from Y-chromosome and mitochondrial DNA sequence variation». Human Mutation. 24 (3): 248–60.
  4. Авраам — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. Иосиф Флавий. «Иудейские древности» Кн. I, гл. 6
  6. Хабиру — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. Евреи — европейцы по матери
  8. Спецкомиссия нашла 106 миллионов человек со связью с евреями и с Израилем

Евреи относится к еврейской истории

Понятия Шаббат • Шма • Машиах • Рав • Иерусалим • Иудаизм • Евреи-мореплаватели • Евреи и ислам 
Государства Аба-Сава • Адиабена • Айт Даввад • Аксум • Андалусия • Андшуваннам • Арарат • Ахты • Бизерта • Борион • Вади-л-Кура • Гадес • Галилея • Гесем • Гибралтар • Гранада • Гуш-Катиф • Драа • Биробиджан • Еврейский экзилархат в Вавилонии • Израиль • Израильское царство • Иоктаб • Исфахан • Итурея • Иудея • Иудея и Самария • Карфаген • Красная Слобода • Кулаши • Йоденсаванна • Лусена • Мата Мехасия • Махоза • Мисурата • Муни • Нагардея • Нареш • Низибис • Нисбор • Новый Карфаген • Нумидия • Нюгди • Пумбедита • Сале • Самария • Самкуш • Сасанидская Иудея • Севилья • Семендер • Семиен • Сидон • Синай • Сицилия • Сура • Тайма • Танжер • Теднест • Тир • Тирдима • Тлемсен • Толедо • Триполитания • Фадак • Фарахабад • Хавила • Хазария • Хазарский каганат • Хайбар • Ханаан • Хасмонейское царство • Химьяр • Чуфут-Кале • Эдом • Эрец-Исраэль • Эс-Сувейра • Эцион-Гевер • Юдесаптан • Ямит • Яхудистан • Яхудлык

Проекты: Ангола • Крым • Ливия • Мадагаскар • Манчжурия • Уганда 

Прочее Еврейка • Шикса • Дети евреев • Еврейство по матери (по отцу) • Борьба Эзры и Нехемии против смешанных браков • Римлянки и евреи • Интеллект • Заиорданье • Кайфын • Абир • Крав-мага • Раданиты • Космонавтика • ЛЗЕ • Непрерывный ишув • многожёнство у евреев • Евреи в астрономии • Евреи в биологии • Евреи в химии • Евреи в физике • Евреи в медицине • Евреи в математике • Евреи в инженерно-конструкторской деятельности • Евреи в музыке • Евреи-изобретатели оружия • Евреи — лауреаты Нобелевской премии • Евреи-поселенцы • Еврейские беженцы • Евреи в алхимии • Евреи в революционном движении • Историография у евреев • Еврейские пираты • Хаккафот 
Субэтносы Абайудайя • Алжирские евреи • Ашкеназы • Бану ан-Надир • Бану Кайнука • Бану Курайза • Берберы • Берегваты • Бней-Исраэль • Бней Менаше • Бней-Эфраим • Бухарские евреи • Гиксосы • Египетские евреи • Горские евреи • Грузинские евреи • Дёнме • Джерауа • Евреи в Армении • Индийские евреи • Жидовствующие • Игбо • Йеменские евреи • Иранские евреи • Камерунские евреи • Караимы • Карфагенские евреи • Китайские евреи • Колено Дана • Кочинские евреи • Крымчаки • Лахлухи • Лемба • Ливийские евреи • Марокканские евреи • Нафуса • Пропавшие колена • Романиоты • Русапе • Сабры • Самаритяне • Сефарды • Сефви • Сицилийские • Тунисские евреи • Фалаша • Евреи во Франции • Фалашмура • Хаббани • Хабиру • Шуэтас • Чёрные евреи 
Противники и войны Антисемитизм • Ассирийская армия • Поход на Хайбар • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Иран • I Иудейская • Маккавейская • Морские сражения Израиля • Химьяро-аксумская война • Хазары и Русь • Войны фалаша • Англо-Еврейская война • Война Израиля за независимость • Синайская война • Шестидневная война • Война на истощение • Война Судного дня • «Энтеббе» • I Ливанская • Ирак • Интифада I • Интифада II • II Ливанская • Литой свинец • Нерушимая скала

Название

Современное название ивр. יְהוּדִים, עִבְרִים‎, йеhудим, иврим; идиш ייִדן (й)идн; ладино ג׳ודיוס джудиос.

Древним названием является также бнэй-Исраэль — сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).

Согласно Танаху корень евреев происходит из месопотамской семьи середины 2-тысячелетия до нашей эры. Праотцы народа Авраам, Ицхак и Иаков. Потомки Иакова образовали 12 колен Израиля, которые жили во второй половине 2-тысячелетия до нашей эры в Египте. Приблизительно к началу 1-тысячелетия до нашей эры, они вышли из Египта и обосновались на земле Ханаан.

Происхождение слова «иудеи»

Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди). В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, рус. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

Происхождение слова «евреи»

На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка иврит = «еврейский­», букв. «еврейская»). Буквальное значение слова «иври» — «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר‎) — «перейти»). Это дает возможность дополнительного толкования — «пришелец с той стороны (реки Евфрат?)». Другое традиционное толкование упоминает предка Авраама Евера (Эвера), правнука Сима. Существует также версия происхождения этнонима «иври» от названия группы племен хабиру.

Название в русском языке

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Ἑβραῖος , позднее , которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי‎ (иври). Подобным образом происходит и латинское hebraeus, к которому восходят англ. Hebrew, нем. Hebräer, фр. Hebreu, итал. ebreo, исп. hebreo и т. д.

Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно, как и польск. Żyd или чеш. Žid, восходит к позднепраславянскому *židъ, заимствованному из итал. giudeo, которое, в свою очередь, является продолжением лат. judaeus — «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском и чешском языках, где слово еврей не употребляется, и в галицком диалекте литературного украинского языка — но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово єврей.

Слово гебреи (hebraeus) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

Восстановление Израиля в наши дни

Сам тот факт, что после стольких скитаний на земле все еще существует народ, определяющий себя как евреи, поистине удивителен. Но именно это и предвозвещают последние слова Моисея, записанные около 3500 лет назад. В 1948 году, при содействии ООН, Израиль был восстановлен на прежней территории, как и предсказывал Моисей несколько тысячелетий назад:

Примечательно, что новое государство было создано вопреки жестокому сопротивлению соседних народов. На Израиль нападали и в 1948, и в 1956, и в 1967, и в 1973 году. Нередко крохотному государству приходилось воевать одновременно с пятью странами. Но, как бы то ни было, Израиль не только выстоял в этой борьбе, но и расширил свои границы. В войне 1967 года евреи вернули Иерусалим, свою историческую столицу, основанную Давидом 3000 лет назад. Создание государства Израиль, а также многочисленные войны вокруг его независимости, стали причиной ряда острейших проблем современности.

Фамилии евреев

Еврейские священнослужители имели два очень популярных титула – Леви и Коэн. Эти статусы передавались по мужской линии (от отца к сыну и т. д.). Именно эти слова послужили продуктом для образования целого ряда распространенных среди евреев фамилий:

  • Каганский;
  • Кац;
  • Каганович;
  • Кон;
  • Каганер;
  • Левит;
  • Левинсон;
  • Левитан;
  • Левитанский;
  • Левитин.

Более 3% еврейского населения носит фамилию Коэн, на втором месте стоит фамилия Леви (1,5%).

Многие фамилии являются производными от мужских имен. Если рассматривать это на простом примере, то можно взять русское имя Иван, добавить к нему окончание «ов» и получить широко известную фамилию Иванов. Тот же принцип действия и у евреев.

В России к имени добавляется суффикс «-ович/-евич», а в некоторых случаях «-ский/-чик». Получаются фамилии: Якубович, Беркович, Абрамович, Давидович.

Также популярны окончания «-бейн», «-штам», «-сон». (Давидсон, Якобсон, Аронштам, Гиршбейн, Мандельштам).

Фамилии могут образовываться и от женских имен. Например, фамилия Ривман произошла от имени Рива, Годельсон – от имени Голд, Цивьян – от имени Цива.

Иногда фамилии – это отголосок профессии. Рабинович и Рабинзон – от раввина; Меламед – преподаватель религиозных дисциплин; Шульман – служитель синагоги; Шнейдеров – портной; Шустер – сапожник; Гендлер – торговец.

В главной еврейской книге – Торе – можно найти сравнения евреев с такими животными, как лев, осел, лань и т. д. Фамилия Йеуду отождествляется со львом, Нафтали – с ланью, Иссахара – с сильным и выносливым ослом.

Внешность тоже может стать поводом для образования фамилии. Файн – красивый, Шварцман – черный, смуглый, Штаркман обладает невероятной физической силой, встречались и забавные – Горбонос, Здоровяк, Беленький и т. д.

Ссылки[править | править код]

  • Святой Иоанн Златоуст о евреях
  • Еврейская энциклопедия на сайте Руниверс в форматах DjVu и PDF
  • Евреи, еврей, еврейская религия и традиции
  • Ганс Ф.К. Гюнтер. Расология еврейского народа | PDF
  • Ганс Альфред Грунски. Вторжение еврейства в философию | PDF
  • Александр Севастьянов. «Каяться и платить!..» Предисловие к книге «Россия и евреи», Изд. АЗЪ, Москва 2007
  • Кевин Макдональд. Системный анализ еврейского участия в интеллектуальных и политических движениях ХХ столетия (PDF)
  • Кевин Макдональд. Сталинские добровольные палачи. Евреи как враждебная элита в СССР. Рецензия на книгу Юрия Слёзкина «Эра Меркурия» (PDF)
  • Джон Энтин. Цепочки ДНК доказывают, что евреи являются «расой» (PDF)
  • Статья «Евреи» С. И. Лучицкая. // Словарь средневековой культуры. 23 илл.
  • А. Д. Элькинд. Антропологическое изучение евреев
  • Еврейское доминирование в Веймарской Германии в 1919-1932 гг.
  • Эрве Риссен. Психопатология еврейства
  • Ингрид Веккерт. Эмиграция евреев из Третьего Рейха & «Газенвагены» – критический анализ доказательств
  • Томас Дaлтон. Геббельс о евреях
  • Томас Дaлтон. Причастность евреев к мировым войнам
  • Керри Болтон. Немецкие евреи-националисты в Веймарской республике и Третьем рейхе
  • Джон Уэр. Джозеф У. Бендерски, «Еврейская Угроза»: антисемитская политика армии США | Альтернативная ссылка

Государство еврейского народа

С первоначальным определением границ Израиля начинается функционирование молодого еврейского государства. Постепенно страна начинала богатеть, расширяя свои границы и укрепляя положение среди соседних народов.

Важнейшим событием становится строительство Храма в Иерусалиме. Это свершилось в период правления знаменитого царя Соломона, при котором Израильское царство достигло вершины своего развития и процветания.

Увы, после смерти Соломона ситуация в стране оказалась весьма напряжённой. Из-за ослабления государства и разделения власти происходит раскол на два новых образования — Северный Израиль и Иудею

Я уверена, что именно распад некогда могущественной страны привлёк внимание её агрессивных соседей

Под натиском ассирийцев сдаётся Северный Израиль. Ассирия вела жесткую политику на захваченных территориях. Местное население вытеснялось с исконных земель, а вместо него прибывали представители других наций, которых ассирийцы привозили специально.

Джеймс Тиссо «Бегство пленных»

Значимый вклад в науку

Российские евреи заняли нишу не только в политике страны, но и в науке, искусстве.

  • Вольфкович Семен Исаакович (химик) – внес огромный вклад в развитие химии. Удостоен Сталинской премии второй степени за разработку технологического процесса комплексного использования фосфатного сырья с получением фосфорных и азотных удобрений, кремнефторида натрия и редких земель.
  • Бернштейн Сергей Натанович (математик) – его диссертация была посвящена решению проблемы Гильберта. Он нашел условия аналитичности решения уравнений второго порядка эллиптических и параболических типов.
  • Гинсбург Виталий Лазаревич (физик-теоретик) – Нобелевский лауреат, премирован за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.
  • Канторович Леонид Витальевич (математик) – лауреат Нобелевской премии за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.

О евреях существует один небезынтересный факт: 1/5 обладателей престижной Нобелевской премии – либо евреи, либо имеют еврейские корни. Это еще раз подтверждает силу и мощь их уникального интеллекта.

В искусстве этим людям также отведено много места:

  • Осип Эмильевич Мандельштам – это всем известный русский поэт, родившийся в еврейской семье.
  • Исаак Осипович Дунаевский – талантливый и знаменитый композитор еврейского происхождения.
  • Маршак Самуил Яковлевич – поэт, детский писатель (еврей).
  • Борис Леонидович Пастернак – выдающийся и почитаемый поэт, еврей по происхождению.

Таким образом, можно заметить, что евреи в правительстве, науке, искусстве покоряют невероятные вершины и не просто имеют успех, а производят настоящий фурор и переворот.

Несмотря на то, что Израиль — это колыбель трёх мировых религий, 78% жителей страны исповедует иудаизм

В Израиле проживают представители трех мировых религий: иудаизма, христианств и ислама и для них столица страны является святыней. При этом, к какой религии относятся большинство жителей страны, можно узнать из данных статистических исследований.

Так по состоянию на 2016 год из 7 000 000 израильтян иудаизм исповедовало 78% граждан страны. Кроме того, ещё 15% из них исповедует ислам суннитского толка, Что же касается христиан, то их примерно 2%.

2%
столько в Израиле, из общего числа граждан (7 000 000), христиане

Кроме того остальные 3% — это последователи новых религий, члены разных религиозных общин и течений — бахаи, друзы, ахмадисты и т.д.

Стена плача и Храмовая гора, Иерусалим, столица Государства Израиль. Кроме того в Израиле находятся также святыни ислама. Фото: upload.wikimedia.org

У израильтян существует обязанность формально заявить о своей вере или же об отрицании всякой веры. Это связанно как с религиозными особенностями иудаизма, так и законодательством Израиля.

В результате достаточно сложно точно сказать, сколько именно последователей той или иной религии проживает здесь. При этом сами евреи бываю как религиозны и ультрарелигозные, так и нерелигиозные. Ультрарелигиозные отличаются особой одеждой и рвением к исполнению религиозных требований и традиций иудаизма.

Иудаизм, иудейство, «иудейская религия» — религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время.

14,3 млн
такое количество людей в мире, а это примерно 0,2%, исповедуют иудаизм

Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более 3000 лет. Иудеи — этнорелигиозная группа. Она включает в себя тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2015 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 14,3 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли.

Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.

Стена Плача, Иерусалим, Израиль. Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии. Фото: toldot.ru

В иудаизме имеют большое значение молитва Шма, соблюдение шаббата, кашрута, и ношение кипы (головного убора). Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида.

Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии Иудеи чтут Тору, кроме того они обязаны знать 13 Основ веры, всего же заповедей в иудаизме 613. Шесть заповедей обязательны для соблюдения постоянно:

  • верить во Всевышнего;
  • не признавать других богов;
  • утверждать Его единственность;
  • любить Его;
  • трепетать перед Ним;
  • не следовать за сердцем или за глазами, чтобы не отвратиться (от Всевышнего).

Зачем нужна религия

Гонимый и презираемый народ?

Но если они такие умные, успешные и талантливые, то неизбежно встает один вопрос: «Почему евреи – гонимый народ?» Они рассеяны буквально по всему миру, их пытались уничтожить, но вопреки всему они живы, более того, счастливы и сосредоточены на собственных великих свершениях. На самом деле вопрос носит риторический характер. Евреи, прожившие всю жизнь в России, конечно, отличаются от тех, кто родился на иудейской земле, но все же в их словах, жестах, поступках есть пренебрежение к «гоя», именно этим нелестным эпитетом награждаются люди – не евреи. Гой – это весь другой народ. И чаще всего это слово носит негативную окраску.

Характер. Черты. Нрав

Многие люди верят в то, что черты евреев имеют свои особенности и принципиальные отличия от черт характера других людей. Еврейский этнос обладает положительными и отрицательными качествами (как и у любого народа). Евреи наделены повышенной приспособляемостью, всегда с легкостью ориентируются в новом месте, не испытывают дискомфорт. Самоуверенность и наглость – на их языке эти черты называются коротким и емким словом «хуцпа».

Евреи необычайно устойчивы к любым конфликтам, жизнерадостны и очень умны. Все это позволяет им добиваться необыкновенных успехов в любой отрасли, отмечается тяга к знаниям, повышенная способность к обучению. Они всегда приходят на помощь друг другу, а также противопоставляют себя другим народам.

Происхождение русского названия[править | править код]

Русское название «еврей» восходит через старославянский язык к древнегреческому Έβραίος («hebraios», позднее «эврэос»), которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания евреев — ивр. עִבְרִי («иври»). Буквальное значение слова «иври» — «пришелец с той стороны». От того же корня (ивр. ע-ב-ר) происходят глаголы «леhаавир» (ивр. להעביר) — «передать» и «лаавор» (ивр. לעבור) — «перейти».

В энциклопедии архимандрита Никифора (Москва, 1861 г.) можно прочитать, что «еврей» — это пришелец с чужой земли, от еврейского глагола «эвэр» (עבר) — «переходить через». Так как греческое слово «планетос» (др.-греч. πλανήτης «блуждающий», ἀστηρ πλανήτης «блуждающая звезда») не употреблялось нашими предками, а планеты с точки зрения родноверов-инглингов называли землями, то один из возможных переводов слова «евреи» на современном языке — это «перешедшие с другой планеты», то есть инопланетяне.

В современном массовом сознании принято считать, что имеется в виду пришельчество евреев через реку Евфрат или Иордан; создатель сайта Zarubezhom.com полагает, однако, что евреи являются чужепланетными пришельцами.

Возможно, чужепланетное происхождение евреев отчасти объясняет их представление об исключительности и богоизбранности своей расы, её превосходстве над всеми остальными и отношение к «гоям» как к неполноценным людям.

Легенда о том, что евреи берут свое самоназвание от «прародителя Евера», чьё племя (сообщество или воинственная и пленённая в своё время банда) было одним из тех, кто отказался участвовать в небогоугодном деле — постройке Вавилонской башни, лишь дополняет вышеописанное о происхождении слова «еврей» и демонстрирует многообразие и сложность в доказательствах той или иной забытой или специально сокрытой кем-то и когда-то истины в наши, времена современности.[Источник?]

Происхождение слова еврей начинается с Авраама

Авраама, скорее всего, стали называть жители земли Эмориской – Эморийцы.

Существует несколько значений слова еврей, которые, по сути, означают одно и то же:

  • Человек (пришелец, странник, чужеземец) из-за реки,
  • Человек (пришелец, странник, чужеземец) с другого берега
  • Человек (пришелец, странник, чужеземец) из другой земли

По сути, все об одном. И такая точка зрения есть в иудаизме, что Авраама стали называть пришельцем, чужеземцем. Поэтому, Авраам и сам мог считать себя пришельцем, но не исповедовать это, как некое религиозное направление. В те времена редко кто мог отважиться скитаться по чужим землям в поисках пристанища. Это хорошо видно в той же главе, где Авраама впервые назвали евреем. Более могущественные цари напали на слабых, разгромили их, забрали их имущество, людей, скот, еду. На основании этого, можно сделать вывод, что странников и чужеземцев можно было пересчитать по пальцам. Странник обрекал себя на большую опасность. Одним из таковых был Авраам.

Когда Йосэйф попал в рабство, у него тоже было прозвище – еврей.

Если считать, что Йосэйфа называли, потому что он был потомком Евера, то это совсем не логично. Откуда египтяне могли знать Евера, а Йосэйфа знать, как его потомка. В словах: он привел к нам человека, Иври – нужно понимать, как привел к нам чужеземца.

Привел к нам – говорит о том, что привел раба из чужой земли.

Йосэйф говорит, что он не местный, а человек из чужой земли, которую он называет – земля Иврим, земля евреев (пришельцев, чужестранцев).

Если верить точке зрения, что происхождение слова еврей от Евера, то для египтян мерзость есть вместе с потомками Евера. Но это не так. Здесь очевидно, что для египтян, все остальные народы, пришедшие из других земель, были евреями, с которыми было ритуально скверно сидеть за одним столом. Сколько было евреев в те времена в Египте? Один Йосэйф. С братьями Йосэйфа, египтяне ели вместе, впервые.

Кем были евреи в Египте, когда Йосэйф их туда переселил? Они были пришельцами и странниками. А когда они поселились в Прекраснейшей земле, кем они были до этого 40 лет?  — Они были странниками, и в землю вошли пришельцами. Кем были евреи в Вавилонском плену? – изгнанниками и чужеземцами в чужой земле. Кем были евреи и остаются, по сей день во всех странах мира? — Странницами, изгнанниками, чужестранцами. Поэтому, все сводится к одному – значение слова еврей, происходит от слова чужеземец. Об этом говорит и одна из мицвот:

Об этом хорошо сказал и посланник Шаул:

На основании этого доверия к воле Йеhовы, посланник Шимон призывает:

Авраам пришел в чужую землю и со своими детьми жил среди язычников (многобожников) не по язычески. Йосэйф оказавшись в чужой стране, отказался жить по язычески, за что и пострадал. Народ, переселенный в прекраснейшую страну не должен был жить по язычески. А сегодня, все мы, рассеянные среди всех народов мира, не должны жить и подражать им, но как сказал Шимон, мы должны быть среди них светом, чтобы они знали через нашу жизнь истинное понимание о добре и зле.

Йосэйф, будучи верен Торе Всевышнего спас всю землю и свой народ.

Уникальные иудейские традиции

Иудейские похороны проходили с соблюдением довольно сложных ритуалов. Из жилища умершего убиралась вся домашняя утварь и мебель, родственники рвали одежду на себе. Соседям приходилось выливать все запасы воды. В современном иудаизме церемониал упростился и над покойным читаются молитвы. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.

В конце осени или начале зимы отмечается праздник Ханука в память о чуде произошедшем в Храме. Когда греки его разорили и осквернили, иудеи смогли найти только один сосуд с чистым маслом для светильника. Его содержимого хватило бы лишь на один день горения. Но произошло чудо: светильник горел восемь дней. В память об этом событии при наступлении сумерек на окнах домов зажигаются светильники. Причем каждый день добавляют по одному огоньку, до тех пор, число не достигнет 8. В это время нет поста и не оплакивают умерших.

Теория происхождения

Где жили евреи в древности? Откуда они берут свое начало? Этот дискуссионный вопрос не дает покоя многим. Бесспорно, евреи – один из самых древнейших народов человечества, который сумел сохранить свою национальную самобытность до сегодняшнего дня, хотя это кажется парадоксальным: на протяжении всей своей истории они подвергались различным гонениям, высылкам, геноцидам. Были в подчинении и рабстве у египтян, вавилонцев, персов, римлян, греков и др.

Где жили евреи в древности? Источников, которые бы достоверно указывали на место их происхождения, нет. Некоторые исследователи полагают, что первые представители евреев появились на Индийском полуострове. Оттуда их вытеснили племена арийцев, и они обосновались на территории Мессопотамии. Одним из косвенных подтверждений тому является тот факт, что свою национальную идентичность они получают от матери-еврейки. Другими словами, еврейское общество не считало человека своим соплеменником, если евреем был только его отец.

Эта традиция прослеживалась и у некоторых кельтов, которые, предположительно, также берут свое начало с Индийского полуострова.

Религия евреев — особенности

Древние евреи существенно отличались своей верой в Единого Бога от окружавших их народов-язычников. Язычники же поклонялись различным божествам и стихиям (вода, огонь, земля, солнце, луна). Связь иудеев с язычниками считалась недопустимой. Отношение еврейского избранного народа к представителям язычества было крайне нетерпимым.

Религия евреев строится на книгах Ветхого Завета – Танах, где особое место занимает Пятикнижие Моисея – Тора. Также евреи утверждают, что вместе с письменным текстом Моисеем при общении с Богом была получена Устная Тора (Мишна), которая передавалась долгое время из уст в уста.

В III веке к Письменной Торе были написаны разъяснения на основании Мишны. Эта многотомная  книга получила название Талмуд. В ней прописаны все правила и законы, которых должны строго придерживаться все евреи. Сюда входят не только религиозные трактаты, но и этика, мораль, законы. Читать и толковать Талмуд по иудейскому закону имеют право только евреи. 

Внешним символом иудаизма является «Менора» — семисвечник, о котором упоминается в Библии. Он находился в Скинии и в Иерусалимском храме до его разрушения. Он символизирует Бога, опирающегося на Древо жизни. 

С XIX  века религия евреев получила символ Шестиконечной звезды,  ее еще называют Звездой Давида.

В оформлении синагог активно используют изображения Скрижалей Завета, на еврейском языке носят наименование «лухот а-брит». Это две каменные плиты, на которых написаны 10 Заповедей.

Постоянная борьба

Земля обетованная постоянно оказывается под ударами. С VIII века до н. э. она оказывается под властью Ассирии, затем Вавилона (586-539 гг. до н. э.), который разрушает знаменитый храм Соломона, затем персидской державы Ахеменидов (539-331 гг. до н. э.), Македонии (332-312 гг. до н. э.). После распада империи Александра Македонского евреи входят в государства Птолемеев и Селевкидов. И все это время евреи постоянно пытались бороться с захватчиками. Например, в результате восстания Маккавеев некоторое время в Иудее правила еврейская династия Хасмонев.

Затем эта земля сталла вассалом Рима. Но с непокорными евреями римляне справиться не могли. Было принято решение полностью выгнать их из этой территории, а саму Иудею переименовать в Сирию Палестинскую, чтобы стереть всю память о них. Это произошло в 135 году.

Критерии еврейства

Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе,

евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном (гиюр)

В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если ещё в XVII—XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.

В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века.

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль гласит:

евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм

Гиюр

Обращение в иудаизм происходит путем прохождения процедуры посвящения, называемой гиюром (ивр. גֶּיוּר‎), который сопровождается у мужчин обрезанием (брит мила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм, миссионерство среди других народов запрещенои гиюр пройти нелегко. Но, очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»). В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший ортодоксальный гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.

В новых течениях иудаизма — реформистском, консервативном и реконструктивистском — имеются иные правила для прохождения гиюра.

[править] У античных авторов

Античные авторы утверждают, что евреев египтяне выгнали:

Иосиф Флавий приводит сведения египетских историков, из которых видно, что когда-то давно на Египет напали гиксосы — предки евреев. Они долгое время правили страной, но впоследствии их иго было сброшено восставшими египтянами, а сами они были изгнаны в Иудею. Вот что он цитирует из египетского историка Манефона:

Имена гиксосов, начиная с их первого царя Силатиса (это несомненно еврейское имя Шалит) указывают на их семитское происхождение, они были выходцами из Ханаана, финикийцами, но были среди гиксосов также хурриты и хетты. Завоевав Египет они взяли себе в жёны египтянок. Слившись друг с другом, они образовали «колена Израиля», по названию ведущего клана.

Изгнанные из Египта израильтяне захватили Ханаан, где постепенно ассимилировали прочих хананеев.

На Египет также нападали народы моря. Игаэль Ядин предположил, что одно из них — данайцы — присоединились к израильтянам как колено Дана. Но в реальности было наоборот — евреи и финикийцы заселяли Грецию из-за традиционно высокой рождаемости отягощённой небольшим размером Израиля и Финикии. Евреи, по-видимому сильно смешались с греками, во всяком случае к «Деяниям Апостолов» Греция была обильно ими заселена, а многие эллинские, да и римские женщины стали прозелитками.

Жившие у моря израильтяне были мореплавателями:

Существовало предание о связи евреев со спартанцами.

Позже последовали Ассирийское пленение и Вавилонское пленение, возникла еврейская диаспора, а вместе с ней и новые смешанные браки, известные, например, по документам Элефантины.

Считается, что 10 колен Израиля пропали в результате пленения. По другим наблюдениям, от них происходят самаритяне либо некоторые другие народы, в частности пуштуны.

Ашкеназские еврейки оказались римско-итальянского происхождения.

«Еврей — дворник»

Еврей — дворник – это короткий анекдот из далеких советских времен. Смысл шутки заключается в том, что эти люди никогда не занимались подобной «унизительной» деятельностью, они предпочитают высокооплачиваемые и престижные должности. Гордость, высокомерие и самолюбие – это неотъемлемые и основные черты евреев. Но наступил момент, когда ситуация начала меняться в худшую для них сторону. Переворотной стала знаменитая шестидневная война, в ходе которой израильские войска разгромили армии Египта, Сирии, Иордании и многих других арабских стран. Наступил период массовой эмиграции. Евреи в СССР систематично вытеснялись с руководящих постов.

Более 20 лет они получали отказы, пытаясь занять свое место под солнцем в стране Советов. Чтобы избавиться от них, принимались процентные нормы для приема в вузы. Все эти меры привели к мощнейшему движению еврейской эмиграции. В итоге сотни евреев начали спешно покидать территорию страны.