Поморы: русские покорители северных земель

Оглавление

Магия моря

Таинственнее чужеродных земель, населенных карелами и лапландцами, для помора – только море. Царство смерти. И путешествие по нему – испытание смертью на «судах» – семантически напрямую связанных со страшным судом. Человек вступает в поединок со стихией, показывая на что способен. Настоящие герои-мореплаватели возвращаются домой «преображенными», а самозванцы погибают в морской пучине. При этом поморы относились к морю с большим уважением. Они никогда не говорили «погиб» или «утонул», а «море взяло», и осуждать его не людское дело. Море справедливо и его решение следует принимать – взяло, значит, так надо было.

История

Еще в XII веке новгородские исследователи проникли в Белое море через Северную Двину , Мезенский , Печорский и Онежский лиманы и основали поселения на морском побережье Бьярмаланда . Холмогоры были их главным городом до возникновения Архангельска в конце 16 века. Со своей базы на Кольском полуострове , они исследовались Баренцев регион и Кольский полуостров и Новую Землю .

Позже поморы открыли и содержали Северный морской путь между Архангельском и Сибирью . На своих кораблях ( коче ) поморы проникли в зауральские районы Северной Сибири, где в начале XVI века основали поселение Мангазея к востоку от полуострова Ямал . Татьяна Браткова сообщила , что некоторые историки полагают , что в начале 17 — го века, поморы уладили изолированное село Русского Устья в дельте в Индигирки , на северо-востоке Якутии .

Малые Корелы, поморское село XVII века, в 28 км к востоку от Архангельска.

Наименование черпает поморов из Поморских (буквально, «морского») побережья Белого моря (между Онежским и Кеми ), имеющий корень дополнительного ( Морем , что означает «море», происходит от индоевропейского корня ). Тот же корень встречается в топониме Померания (польский: Pomorze ).

Термин помор, который в X-XII веках означал «человек, живший у моря», постепенно был расширен до одного, чтобы относиться к этому населению, живущему относительно далеко от моря. Наконец, в 15 веке люди отключились от моря

Море не было важной частью экономики этого региона. В то же время термин «Поморье» стал использоваться для обозначения территории практически всего Европейского Севера России, включая Мурманскую , Архангельскую и Вологодскую области; и Карелия и Коми республика.

Традиционные средства к существованию поморов, основанные на море, включали охоту на животных, китобойный промысел и рыболовство; в тундровых районах они практиковали оленей выпаса. Поморцы торговали по морю кукурузой и рыбой с Северной Норвегией , что стало важным для обеих сторон. Эта торговля была настолько интенсивной, что на северном побережье Норвегии развился своего рода русско-норвежский язык пиджин Moja på tvoja (или руссенорск ), который использовался с 1750 по 1920 год.

Поморское село, начало 20 века

В 12-15 веках Поморье считалось обширной колонией Великого Новгорода . К началу 16 века аннексия Поморья Москвой завершилась. В 17 веке в 22 Поморских уездах основную массу населения составляли вольные крестьяне. Часть земель принадлежала монастырям и купцам Строгановым. В Поморье помещиков не было. Население Поморских уездов занималось рыболовством, добычей слюды и соли (Соль-Камский, Соль-Вычегодский, Тотьминский и др.) И другими предприятиями.

Поморская церковь XVII века близ Холмогор

России Брокгауз и Ефрон энциклопедический словарь , в 1890-1907 издания объявления поморов как великороссы или называют их российскими торговцами и ловцами Севера. На сегодняшний день ни в одной энциклопедии или энциклопедическом словаре поморы не упоминаются как отдельная этническая группа.

В 2002 году переписи населения , респонденты имели возможность определить как «поморы», эта группа может быть табличной переписью как подгруппы российской этнической принадлежности. Однако это сделали только 6 571 человек, почти все из них в Архангельской области (6 295) и Мурманской области (127).

Как и большинство других россиян, поморы традиционно исповедовали православие по вере. До революции 1917 года большой процент русских из Поморья (или поморов) исповедовал старообрядчество .

Коч

Это название, скорее, собирательное — кочами называли в разных местах разные типы судов, на которых поморы ходили по северным морям. Допустим, на «малом коче» грузоподъемностью до семи тонн можно было дойти до Мангазеи, легендарного сибирского торгового города в устье реки Таз. Малый коч, имея небольшую осадку, легко преодолевал отмели, но все равно его нередко приходилось переволакивать — и по льду, и по земле, для чего днище коча делали плоским и снабжали продольными брусьями.

Рисунок малого коча из книги Яна Гюйгена ван Линсхотена (изд. 1611) из раздела, посвящённого участию в первой экспедиции В. Баренца (1594)

Для дальних морских плаваний поморы строили «большие морские кочи». На них северные мореходы ходили вдоль кромки полярных льдов и к Новой Земле (поморы раньше называли ее Матка), и на Шпицберген (по-поморски — Грумант). Это суда длиной до 25 метров, способные перевозить грузы до 40 тонн. На большом коче устанавливали одну или две мачты, а чтобы откачивать воду из трюма, на палубе ставили поршневые насосы — «боты».

Еще одна, наиболее древняя разновидность коча — ладья (в северных говорах — лóдья) или гукор. Это большое торговое двух-трехмачтовое грузовое судно с объемными трюмами. Поморские гукоры ходили в Скандинавию, Англию и другие страны Северной Европы. Когда-то ладьи выдалбливали из толстых стволов, и они представляли собой скорее челны. Позже борта стали надстраивать досками, и ладьи стали «надставными»

Наконец, их конструкция усложнилась и у лодей появились киль, шпангоуты, обшивка из досок встык (у скандинавских драккаров венцы досок накрывали предыдущие, а у наших поверхность корпуса делалась гладкой, что было важно во время плавания во льдах)

Реплика малого поморского беспалубного коча XVII века с надстройкой. Фото: клуб «Полярный Одиссей», Петрозаводск.

Ладья была кораблем палубным, с высокой кормой, оснащенной навесным рулем. Корпус разделялся поперечными переборками на три отсека, в которые входили через люки на палубе. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика. Там же хранились мореходные инструменты, корабельная казна и запасные паруса. В носовом отсеке размещалась команда из 25-30 человек. Здесь же ставили кирпичную печь для приготовления пищи, сушки одежды и обогрева всех внутренних помещений корабля.

Были кочи «средние» — длиной 16-17 метров, шириной примерно четыре метра, осадкой 1–1,5 м. Такие суда могли входить в устья рек и летом, и зимой, брать на борт до 30 т груза и до 50 человек.

Кочи были прочные, маневренные и быстроходные, чтобы в сложнейших арктических условиях преодолеть за короткое лето большие расстояния. При попутном ветре коч мог проходить в сутки 130–150 км, а самые умелые мореплаватели преодолевали даже до 220 км. Для сравнения: английские торговые суда, заходившие в Архангельск, в сутки преодолевали не более 80–100 км, голландские фрегаты — 65–75 км.

Реплика большой поморской трехмачтовой лодьи XVIII века. Фото: клуб «Полярный Одиссей», Петрозаводск.

Деревянные лодки строились без металлического крепежа. Доски сшивали с помощью специально завитого длинного тонкого корня или побега деревьев — вицы.

Хождение по северным морям опасно попаданием в ледяной плен. Лед способен не только «облепить» корпус судна, но и сжать его так, что деревянные борта попросту лопнут. Чтобы этого избежать, кочи имели округлые обводы, защищавшие борта. Помогала избежать ледовых тисков и яйцевидная или ложковидная форма коча: когда льды начинали сжиматься вокруг судна, они «выдавливали» его вверх, коч «выскакивал» на лед, не повреждая борта. Такую форму оценил знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен (1861–1930). Свой корабль «Фрам» он построил по типу поморского коча. Сейчас легендарное судно, которое выдержало испытания ледовой стихией, сохраняется в музее города Осло.

2

Поморы — северяне и переселенцы

Первыми поселенцами Севера стали саамы, которые оставили после себя памятники древнейшей культуры — наскальные рисунки и лабиринты в каменных пещерах. Нельзя исключать, что именно они составили часть предков современных поморов, однако гораздо более значимую роль в формировании нового народа сыграли жители другого региона.

В начале IX века начинается освоение северных земель новгородцами. Происходило оно медленно, а народ перебирался на новые территории неохотно — слишком бедными были почвы, слишком суровым климат. В 988 году на Руси было принято христианство, что закрепилось как господствующая религия.

Именно это стало толчком к массовым переселениям на север. Многие люди не хотели отказываться от прежних верований, кто-то подвергался гонениям, а потому вынужден был покинуть родные места и отправиться туда, где сможет чувствовать себя свободным человеком.

Юрий Васендин «Старый помор»

Поскольку в Поморье собиралось немало язычников, долгое время хранивших исконную религию, даже в XIX веке многие жители этих земель являлись приверженцами обрядов и традиций, что в центральной части России уже давно ушли в прошлое. Поморы славились своим мастерством изготовления различных оберегов и ритуальных предметов.

В XVII веке в Поморье появляется новая волна переселенцев. Теперь это были противники реформ патриарха Никона. Старообрядцы и староверы бережно хранили свою культуру, а потому даже сегодня некоторые обычаи поморов кажутся загадочными и близкими к старинным временам.

От Холмогор до Колы – 33 Николы

Никола — Морской бог. Так называли и называют поморы св. Николая Чудотворца, которого во всем мире признают покровителем мореплавателей. О том, на сколько был почитаем этот святой, свидетельствуют записи французского врача и путешественника де Ламартиньера, который в 1653 году посетил Русскую Лапландию. Жителей Колы он назвал «николаистами», поскольку «в каждом жилище видел икону Николая Угодника». Что не удивительно – Николая считали скорым помощником. Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Так что если дело срочное – лучше просить у Николая. Однако хоть святой исцелитель и освободитель, однако в поморском представлении он мстителен и обидчив будто языческий бог.

Как поморы появились и норвежцев потеснили

Наши вышли к берегам Северного Ледовитого океана в XI веке. И с берегов сразу двинулись на воду, потому что океан кормил, давал заработок и служил главной дорогой. Переселенцы освоили сперва Белое море, потом вышли в Баренцево и год за годом продвигались все дальше.

По свидетельству новгородского летописца, в 1032 году новгородский князь Улеб ходил в поход за «железные ворота». Многие из его соратников в том походе погибли, и мало их возвратилось. Нам в данном случае интересно, что за ворота? На Русском Севере есть три пролива с подобным названием: два — в Белом море, третий — между островами Вайгач и Новая Земля. Скорее всего, речь в летописи идет о последнем. То есть уже в XI веке новгородцы знали, как проходить морскими «железными воротами» в довольно высоких северных широтах.

К XIII веку русские переселенцы, ассимилировавшие карелов, коми и лопырей, стали называться поморами. Основными их занятиями были рыболовство, охота на тюленей, моржей, китов, белых медведей. Но совершенно свободными поморы себя в северных морях не чувствовали: норманны-викинги, которые прежде господствовали в западных арктических водах, не слишком-то обрадовались появлению новых мощных конкурентов. Норвежцы продолжали ходить на своих кораблях на восток, промышлять у берегов Белого и Баренцева морей, наши, в свою очередь, заплывали в их земли, и встречи мореходов далеко не всегда были мирными. Свидетельства тому сохранились в норвежских источниках. В 1316 году двиняне ходили в военный поход на Мурман (Северная Норвегия), а в 1323 году — на Хологаланд (самая северная провинция Норвегии). В свою очередь, норвежский отряд из пятисот воинов в 1419 году ограбил и разорил селения в устьях Варзуги, Онеги и Северной Двины.

Однако поморы упорно отстаивали свое право на промысел в Северном Ледовитом океане. Известно, что в XV веке они ходили в далекие морские походы к Груманту (Шпицбергену), острову Медвежьему и на Новую Землю. Наверняка такие походы совершались и раньше, просто упоминания о них не сохранились в источниках.

Тесная связь поморов с Норвегией привели даже к образованию в XVII веке особого «торгового» языка русьнорг (руссенорск), половину слов в котором составляли поморские, а половину — норвежские. Русьнорг был в ходу долго, а исчез только в XX веке, когда советская власть закрыла государственные границы и поморы более уже не могли торговать с норвежцами.

3

Одежда

Поморы на протяжении нескольких столетий были инноваторами в русском традиционном костюме. Они первые повязали шейный платок и надели клетчатую рубаху. Было, что перенять из поморского гардероба и европейцам. В те времена не было более функциональной и продуманной одежды, которая подходила для мореходства по северным широтам. Элементы поморского костюма перенимали английские, голландские, норвежские моряки. От них «поморские тенденции» распространялись по Западу. Это наверняка отметят те люди, кто пристально следит за развитием сегодняшней моды.

Цибака

Краеугольный камень поморского гардероба. Шапка-шлем с длинными до пояса ушами.

Совик

Поморская куртка с капюшоном. Совики шили только из шкур морских животных, поэтому они были весьма водостойкими.

Бузурунка

Короткая кофта из грубой серой шерсти. Ее поморы подглядели у голландских моряков, заходивших в Холмогоры. Название тоже происходит от голландского boezeroen – блуза. Интересно, что бузурунки вязали только мужчины.

Типаха

Летняя повседневная шапка. Шилась либо из сукна, либо из нерпичьей шкуры.

Окуток

Поморы стали первым российским народом, кто начал носить шейные платки. Подглядели это аксессуар северные мореходы у иноземных моряков.

Пестрядь

Рубаха в крупную клетку из полос белого, синего и чёрного цвета. Напоминает «шотландку». Интересно, что на Руси только поморы носили клетчатые вещи. Возможно, сказались частые контакты с британскими моряками, которые начались с середины XVI века.

Становление поморов как народа

Непосредственно формирование народа из местных племён и новоприбывших поселенцев начинается приблизительно в XV-XVI веках. Большинство поморов занималось рыболовно-зверобойным промыслом.

Нередко в сезон строились несколько изб на побережье. Они вмещали несколько лодок, что были рассчитано на 7-10 человек. Со временем такие миниатюрные селения начинали разрастаться, становиться постоянными, что и дало начало появлению поморских деревень.

Рыбный промысел стал основным в регионе. Поморы успешно вели торговлю как с русскими, так и с норвежскими народами. Это позволяет им активно развивать отношения с соседними племенами, а также включиться в систему внутреннего рынка России уже в XVII веке.

Кроме того, у поморов были свои “хитрости”, что успешно использовались в рыболовстве. В своей книге “Морские промыслы на Мурмане” А.П.Энгельгардт пишет:

Поморы. Литография из альбома «Россия в картинах»

Поморы — великие первооткрыватели

Поскольку поморы много столетий вынуждены были бороться со стихией и суровым климатом осваиваемых земель, они стали одними из самых лучшим русских исследователей, имевших всё для продолжительных выходов в Северный Ледовитый океан.

Благодаря представителям этого народа были открыты новые земли, такие как Шпицберген, Северная Сибирь, Новая Земля. Эти открытия становятся первыми шагами к проложению новых важных морских путей. Появление этих маршрутов не только положительно отразилось на торговых делах самих поморов, но и расширило границы России.

Благодаря поморам в середине XVIII века были освоены Алеутские острова, Аляска. Тогда же народ начинает путешествовать к западным берегам Северной Америки. Как видите, столь продолжительные выходы в открытое море не пугали поморов (а ведь стоит учитывать и неблагоприятные климатические условия севера).

Девушки-поморы. Начало XX века

В 1812 году помором Иваном Кусковым был основан Форт Росс, что стал первым европейским поселением Северной Калифорнии. Поморы помогали утверждать власть Российского государства на новых землях, становясь первооткрывателями и покорителями ранее неизведанных территорий.

До сих пор вопрос появления поморов вызывает немало вопросов и разногласий. Одни исследователи считают их этносом, другие — субэтносом, что сформировался из переселенцев. На мой взгляд, поморов можно считать русскими, что подтверждается и генетическим изучением их представителей.

Однако они действительно смогли стать самостоятельным уникальным народом, сложившимся из жителей различных городов, сёл и регионов, а также коренных этносов Поморья. Сегодня, как и прежде, своей родиной поморы считают земли Русского Севера, некогда покорённые их стойкими предками.

Редактор: Дарья Нессель

[править] См.также

Россия Киевская Русь (колонии) • Новгородская республика • Ордынская Русь • Великое княжество Владимирское • Великое княжество Московское • Российское царство • Российская империя (колонии, проекты) • Российская республика • РСФСР • СССР • Российская Федерация • Территориально-политическая экспансия России • Русская государственность 
Культура Русский язык • Литература • Музыка • Искусство • Кинематограф • Интернет • Кухня • Театр • Балет • Архитектура • Имена • Телевидение 
Отношение к религии(алфавитный порядок) Атеизм • Православие • Старообрядчество (основные)Духоборы • Ислам • Католицизм • Молокане • Протестантизм • Родноверие/Неоязычество • Субботники (малочисленные) 
Основы Антропология • История • Правители • Русская цивилизация • Русский дух • Русский мир • Скифы • Численность • Фольклор • Этнографические группы • Этнонимы (Великороссы, Русаки, Русичи, Русы) • Этногенез руси • Поморы 
Явления и разное Русское национальное движение • Русизм • Русофильство • Русофобия • Русоцентризм • Русификация • Дерусификация • Дискриминация русских • Какой русский не любит быстрой езды • Кацап • Молитва русских • Новые русские • Русская весна • Русская колонизация Сибири • Русские казаки • Русские не сдаются • Русские (группа) • Русские знаки • Русские сироты (песня) • Русский кисель • Русский прорыв

Язык

Если судьба забросит вас на Русский Север, на Поморские земли, и посчастливится повстречать настоящего помора, будьте готовы, поддержать разговор. Сразу предупредим: истинные поморы не говорят на русском литературном. Свой язык северные мореходы называют «поморьска говоря».

Чтобы не попасть в неудобную ситуацию и не поставить в тупик северного собеседника, запомните несколько правил коммуникации с помором.

  • Поморы «цокают»: звук «ч» в говоре традиционно произносится как мягкое «ць»: улиця, коцька, доцька, цепахи, руцёй. Кроме того, поморы не знают и звука «щ»: он заменяется двойной «шш».
  • Поморы никогда не «работают». Они «робят».
  • Не задавайте северным людям вопросов, начинающихся с «почему». А то можете получить в ответ «по качану». Любознательность поморы проявляют словом «пошшо». Кстати, слова «потому» тоже нет в поморьской говоре.
  • Не разбрасывайтесь в разговоре отрицательными частицами. Поморы говорят «нет», только когда кому-то отказывают. Например, «Нет, мне это не нужно». Поэтому, если у вас спросят денег, отвечайте по-поморьски: «У мя денег нема».
  • Будьте аккуратней с определениями. В поморьской говоре не существует окончаний «ий», «ый». Вместо них употребляются «ой», «ёй». Например, «зимнёй вецёр».
  • Упаси вас Всевышний употребить в разговоре слово «баба». В лучшем случае вас поправят: «Бабами сваи забивают». Запомните, у поморов «нема баб», у них «жонки».
  • Понятие «жить» у поморов имеет более широкое употребление. Например, когда мы бодрствуем, то они «живут».

  • Кроме того, вам придется привыкнуть к некоторым уникальным атмосферным осадкам, которые наблюдаются в Поморском краю: у снега и дождя здесь «нема ног». То есть они у поморов никогда «не идут». Снег «падат», а «дожжь летит» или «льёт». Кстати, машина здесь «не едет», а «бежит».

Кстати, у поморов большую роль играет тональность речи, которая заметно повышается к концу предложения. Но не надо повышать голос: поморы – люди тихие и говорят громко только в крайне раздраженном состоянии.

Между тем, надо отметить, что у каждого русского человека есть базовый запас поморских слов, которые попали к нам из говори: сёмга, тундра, треска, бахилы, морж, тюлень и т.д. Поморы, конечно, понимают по-русски, однако будьте аккуратнее со словами: некоторые русские слова в поморьской говоре имеют совсем другое значение.

БУРЛАК – выходец из другой области

ДОЛИНА – высокий человек

ЗНАТОК – колдун

ХАЛЯВА – неряха

НЯША — грязь

БЕСЕДА – собрание молодёжи для работы или увеселения

ГЛАЗ – окно

ОБРЯД – работа по дому

ЗАБОЙ — сугроб

ПЕЧКА (ПЕЦЦКА) – водоворот

ЯСЕНЬ – солнечная погода.

[править] Источники

  1. История Архангельской области
  2. Народы России: Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 — С. 274
  3. Хорошкевич А. Л. Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Западной Европой в XIV-XV веках. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1963
  4. Ульянов И., О происхождении названия «поморы»
  5. Ломакин В., Поморы: краткий обзор истории и культуры
  6. Е.В. Балановская, О.П. Балановский, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СЛЕДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ДОИСТОРИЧЕСКИХ МИГРАЦИЙ: КОНТИНЕНТЫ, РЕГИОНЫ, НАРОДЫ
  7. Т.А. Бернштам, Поморы. Формирование группы и система хозяйства. Формы владения и пользования водными и земельными угодьями

Происхождение и история

Поморская деревня. Конец XX века.

Моторка для помора — нечто большее, чем средство передвижения. Это почти член семьи.

СевереБелого моряАрхангельскойМурманскойКарелииморедобычей жемчуга

В настоящее время ведется активная работа по признанию поморского народа отдельной этнической группой, что позволит получить поморам законодательные льготы для осуществления традиционной деятельности. Руководителем движения за признание поморов отдельной этнической группой является видный московский ученый правовед-помор к.ю.н. Р.Г. Иванов. Он лоббирует закон «О правовом статусе поморской республики» в котором будет определено право поморского народа на независимость, определена граница поморской республики, а также поморской области будет присвоен статус республики и механизм интеграции поморской республики в государство. В настоящее время ведутся консультации в парламенте по вопросам согласования текста закона и определяется конструкция дальнейшего управления поморской республикой.

Описание и особенности

Название поморник можно трактовать, как селящиеся и обитающие «по морям». И это верное утверждение. Наиболее излюбленными местами проживания и распространения поморника являются северные широты, а именно моря Арктики и Антарктики. Птица относится к семейству ржанковые, поэтому ничего общего с синицами и прочими птицами не имеет.

Птицу привлекают воды Северного Ледовитого океана, но некоторые виды активно завладевают пространством тропических прибрежных зон, вблизи морей. Некоторые виды поморника можно встретить в Азии и Северной Америке, а также на европейском континенте.

Поморник очень крупный представитель фауны. Длина ее туловища от кончика клюва до кончика хвоста составляет около 80 см, при размахе крыльев чуть больше метра, но при этом масса ее не более двух килограммов.

Отличительной чертой семейства поморниковых является укороченный клюв, который покрыт кожей. На конце клюв крючкообразный и загнут вниз. На донышке клюва имеется впадинка. Сверху слегка приплюснут. Такое строение клюва считается очень удачным для поморника при ловле рыбешек и другой морской мелочи.

Лапки тонки и длинные, что характерно для птиц, обитающих во льдах, имеют очень тонкие, длинные пальцы, с очень острыми загнутыми коготками. Когтями птица очень цепко цепляется за айсберги или льды. Крылья широкие, заостренные на концах. Хвостик короткий, закругленный. Интересен факт, что на хвосте имеется всего двенадцать перьев. Причем у любого видового представителя. Чем вызван этот факт, ученым не известно.

Поморник на фото выглядит очень изящно. Его цвет темно-бурый, на шее, брюшке и голове проглядывают перья более светлого окраса. Из-под клюва до самого низа грудки оперение практически белое. В области головы можно рассмотреть черные и желтоватые пятна. Цветовая гамма оперения сохраняется всегда, после линьки и в брачный период.

Не любо — не слушай…

Про наш Архангельской край столько всякой неправды да напраслины говорят, что я придумал сказать все как есть у нас.

Всю сушшую правду. Что ни скажу, все — правда.

Кругом все свои — земляки, соврать не дадут.

К примеру, Двина — в узком месте тридцать пять верст, а в широком — шире моря. А ездим по ней на льдинах вечных. У нас и леденики есть. Таки люди, которы ледяным промыслом живут. Льдины с моря гонят да давают в прокат, кому желательно.

Запасливы стары старухи в вечных льдинах проруби делали. Сколь годов держится прорубь!

Весной, чтобы занапрасно льдина с прорубью не таяла, ее на погребицу затаскивали — квас, пиво студили.

В стары годы девкам в придано давали перьвым делом — вечну льдину, вторым делом — лисью шубу, чтобы было на чем да в чем за реку в гости ездить…..

В сказках рыба сама потрошилась, солилась и прыгала в пирог, а медовые пряники маршировали в Уйму и требовали, чтобы их съели. В реальности Писахов жил без постоянных заработков — учительский диплом ему выдали лишь в 1936 году. В 1939 году Писахов получил подарок на 60-летие — был принят в Союз писателей СССР. Его председатель, Фадеев, читал книгу вслух и не мог сдержать смех. А публикаций почти не было.

Очень рано, еще с 20-х годов, Писахов сам стал живой легендой или сказкой Архангельска, а также городской достопримечательностью. Он так мистифицировал окружающих, что биографам пришлось потрудиться, уточняя и день, и год его рождения.

В разговорах Степан Писахов всегда придумывал себе новый возраст. Когда его поздравляли с 80-летием, называл это «совершеннолетием», обещал дожить до 2000 года и даже написал об этом сказку. Но ушел из жизни в 1960 году.

В Архангельске Писахов жил в семейном доме, хоть и «уплотненном» после революции. В 1984 году старинный деревянный дом пошел под снос. Но на пешеходной улице Чумбарова-Лучинского, бывшем Среднем проспекте, на углу с улицей Поморской, стоит бронзовый Писахов. В руках — авоська с треской, для кошек, на шляпе сидит чайка, разумеется, в антивандальном исполнении. Сам писатель протягивает руку прохожим, чтобы поздороваться и рассказать новую сказку.

https://youtube.com/watch?v=qI6CC3u3IjQ