Плебеи против патрициев

Оглавление

Сословия Древнего Рима

Римское общество делилось на множество социальных слоёв. В самом низу такой «социальной пирамиды» находились рабы — у этих людей не было никаких прав, они полностью принадлежали хозяевам, которые могли обращаться с ними как им вздумается. Конечно, представители этого класса имели возможность заслужить себе свободу: кто-то заработав достаточную сумму денег, самостоятельно выкупал себя у хозяина, кого-то отпускал владелец, в качестве благодарности за какие-либо услуги или достижения.

Патриции

Правящей верхушкой такого общества были патриции. Они являлись потомками первых членов сената, который состоял из десяти пожилых, но уважаемых всеми людьми. Этот государственный орган был создан Ромулом, основателем Римской империи. Именно он выбрал себе в советники старцев, обладающих нравственным весом в обществе. Отсюда и пошло звание сенатор, оно образовано от слова «senex», что переводится как «зрелый», «старый».

Первых сенаторов в народе звали «patres», то есть «отцы». Их потомство стало носить звание патрициев, то есть сыновей первых сенаторов. Детей этого сословия с юных лет обучали законам и управлению государством.

Клиенты

Ещё одним довольно занятным видом граждан Древнего Рима являлись клиенты. Они, как правило, существовали за счёт патрициев, которые кормили и одевали этих людей. Взамен клиенты предоставляли сыновьям первого сената необходимые им услуги, например, обрабатывали землю, защищали благодетеля во время мятежа, голосовали на выборах за того, на кого указывал патрон и сопровождали его в военных походах.

В свою очередь, патриции представляли интересы своих клиентов во время судебных тяжб и в государственных органах. В то время, только они были обучены законам, поэтому обычно толковали и использовали их так, как было выгодно им. Написанием новых законов тоже занимались сыновья сената. Без своего патрона клиент был не способен связать в суде и пары слов.

Плебеи

В этой социальной пирамиде они располагались между рабами и клиентами. Они были свободны и ни от кого не зависели, но также у них не было патронов. Защищать в суде их было некому, да и законов плебеи не знали. Патриции не хотели допускать их к управлению страной, поэтому права выдвигаться на выборах у них не имелось. Плебеи платили очень высокие подати и налоги в казну Римской империи, патриции были избавлены от подобных обязательств. Они были обязаны участвовать во всех войнах, но к делёжке добычи, полученной после набегов, их не допускали.

Поначалу у плебеев были небольшие земельные угодья, которые они возделывали сами. У некоторых представителей этого сословия в услужении были один-два раба. Со временем плебеи начали заниматься ремёслами и торговлей.

Сецессии плебеев

Римская традиция сообщает о пяти сецессиях плебеев в 494, 449, 445, 342 и 287 гг. до н. э. Историки сомневаются, что первые сецессии плебеев не легенда и ставят под вопрос правильность традиционных дат.

Но вроде бы сецессии были. Сецессия же (от secessio — «выход»), — это выход из состава государства какой-либо его части. Ни одна конституция в мире не допускает сецессий, но на практике, конечно, такое случается. Можно вспомнить и выход республик из состава Югославии, и отделение провинции Эритреи от Эфиопии, и упорные попытки индусских штатов выйти из состава Индии, и многое другое.

Таким же образом и плебеи пытались выйти из состава Римского государства. Для понимания происходившего нужно учитывать два обстоятельства.

Первое: в VI-V вв. до н. э. плебеи были почти что другим народом, чем патриции. Афинские неграждане — метэки ничем не отличались от граждан по языку, религии и культуре. Они поклонялись тем же богам в тех же храмах, и пели те же песни.

Время от времени в Афины приезжали иногородние греки. По прошествии некоторого времени они должны были или покинуть Афины, или получить права метэков. Но они или оставались представителями других областей Греции, или становились афинянами. Метеки не были «другим афинским народом». А плебеи — были.

Сецессия плебеев. Рисунок 1849 года

Патриции жили родами, торжественно праздновали основание Города и исповедовали культы древнейших абстрактных божеств: «Честь», «Верность», «Победа», «Согласие». Огромное значение для патрициев имели гадания, к которым они не допускали плебеев.

Плебеи не праздновали основание Города, они поклонялись троице богов плодородия: Церере, Либеру и Либере. И эта троица, и почитавшаяся на Авентинском холме Диана, покровительница лесов и зверей, — типичные общеиталийские божества. Им поклонялись в виде деревянных статуй.

Будущая римская религия III-I веков до н. э. включила почитание человекоподобных божеств, но сохранила и возникшее при основании Рима, необычное для Древнего мира почитание невидимых бесплотных сил и духов, покровителей и абстрактных понятий. Только с этого времени можно говорить о едином римском народе.

Второе: плебеев было очень много. Противостояние граждан и свободных неграждан существовало во всех античных полисах. Но в Афинах на 30-40 тысяч граждан приходилось не больше 10 тысяч неграждан-метэков.

Метэки были лично свободны, но не могли ни говорить на народном собрании, ни занимать общественных должностей, ни вступать в законный брак с гражданками, ни владеть землей.

Метэки обязаны были выбрать себе из граждан покровителя, который и был посредником между метэками и органами управления. За отсутствие покровителя метэки наказывались лишением имущества.

Все как и у плебеев. Но, допустим, эти десять тысяч не захотели бы служить в афинской армии или захотели бы уйти и объявить о создании параллельного с Афинами государства.

Афинскому государству это было бы весьма неприятно, но такие поступки не были бы для него смертельным ударом.

А в Риме число плебеев и патрициев сначала было примерно одинаково, а потом плебеев стало даже больше. Их демонстративный уход означал раскол государства, его гибель. Патриции могли относиться к плебеям как им угодно, но договариваться с плебеями они были вынуждены. Тем более население Рима росло взрывообразно.

Патриции не пускали к себе плебеев? Тем хуже для них, потому что в результате число плебеев росло, их община становилась еще значительнее. К началу V века до н. э. плебеи составляли основную часть римской армии.

Плебеи требовали отмены долговой кабалы, права выбирать магистратов, получать землю с общественного поля. В 494 году до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (Sacer mons) — одинокий крутой холм примерно в трех милях от Рима, на правом берегу речки Аньен при впадении ее в Тибр. По легенде, тут когда-то находилось этрусское святилище.

Теперь плебеи заявляли, что хотят здесь основать свой новый город.

Сенат вынужден был пойти на уступки: учредить новую магистратуру, народных трибунов. К 457 году до н. э. число народных трибунов возросло до десяти.

Луций Сикций Дентат в изображении Бартоломео Пинелли (1781-1835)

ПЛЕБС это:

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

см.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

собир.м.лат. plēbs народная масса, простой народ; толпа).
В Др. Риме: часть народа, которая не находилась в рабстве и была свободной, но не пользовалась политическими правами наравне с патрициями.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

.

Синонимы

  • ПЛЕБЕЙ
  • ПЛЕБЕЙСКИЙ

Смотреть что такое «ПЛЕБС» в других словарях:

  • плебс — а; м. собир. 1. = Плебейство (1 зн.); плебеи. 2. Устар. Выходцы из низших слоёв сословий; простолюдины. / Разг. сниж. О беднейших слоях общества. * * * плебс в Древнем Риме то же, что плебеи. * * * ПЛЕБС ПЛЕБС, в Др. Риме то же, что… … Энциклопедический словарь

  • плебс — См. чернь… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. плебс толпа, чернь; плебей, плебейство, отребье, быдло, простонародье, черный народ Словарь русских синони … Словарь синонимов

  • ПЛЕБС — ПЛЕБС, плебса, мн. нет, собир., муж. (лат. plebs). 1. В древнем Риме простой народ, плебеи. Римский плебс. 2. В языке буржуазно дворянской среды низшие социальные классы (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Плебс — Плебс, плебеи (лат. plere  наполнять)  пришлое население Древнего Рима, первоначально не пользовались политическими правами в отличие от патрициев, то есть «потомков отцов». Рим пополнялся народом в результате завоеваний соседних… … Википедия

  • ПЛЕБС — в Др. Риме то же, что плебеи … Большой Энциклопедический словарь

  • плебс — плебс, а … Русское словесное ударение

  • Плебс — м. 1. Сословие свободного не находящегося в рабстве населения, не пользовавшееся политическими и гражданскими правами (в Древнем Риме); плебеи. 2. то же, что плебей 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ПЛЕБС — (от лат. ptebs простой народ, простолюдин, чернь) англ. plebs; нем. Plebs. 1. В Древнем Риме преобладающая масса свободного населения, первоначально не пользовавшаяся полит, правами в противоположность патрициям.2. В Европе в средние века и позже … Энциклопедия социологии

  • плебс — плебс, а … Русский орфографический словарь

  • плебс — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Римская история в лицах, Лев Остерман. Издание 1997 года. Сохранность отличная. Лица… Личности… Личины… Такова история Рима в своеобразном изложении Льва Остермана: автор анализирует деяния ярких, необычных личностей — политиков,… Подробнее Купить за 1100 руб
  • Римская история в лицах. В 3 книгах. Книга 2. Гражданская война, Остерман Лев Абрамович. Лица… Личности… Личины… Такова история Рима в своеобразном изложении Льва Остермана: автор анализирует деяния ярких, необычных личностей — политиков, поэтов, полководцев, -… Подробнее Купить за 438 руб
  • Римская история в лицах. В 3-х книгах. Книга 1. Республика, Остерман Лев Абрамович. Лица… Личности… Личины… Такова история Рима в своеобразном изложении Льва Остермана: автор анализирует деяния ярких, необычных личностей — политиков, поэтов, полководцев, -… Подробнее Купить за 438 руб

dic.academic.ru

Происхождение патриций и плебеев

Патрициями называли выходцев из благородных родов Древнего Рима. Они составляли верховный класс в обществе и имели привилегии над плебеями. Все блага, включая деньги, земли, должности и командование войсками и судами передавались по наследству, что давало неоспоримые права на богатство и власть. Патриции явно превосходили плебеев, которые считались людьми «второго сорта». Они не считались коренными римлянами, не имели родословной и не принадлежали к аристократическому сословию. Плебеи были выходцами из разных завоеванных римлянами территорий и принадлежали к разным этносам. Плебеи считались обычным народом, которому многое запрещалось. Однако они были вынуждены выступать в сражениях и развивать ремесленничество. Спустя некоторое время, патриции и зажиточные представители плебейского общества основали нобилитет. В результате слияния двух классов был принят закон о равноправном проведении общих собраний, для патриций и плебеев. После этого стерлись ранее явные отличия среди сословий.

Значения слова плебс. Что такое плебс?

Плебс — (лат. plere наполнять) пришлое население Древнего Рима, первоначально не пользовались политическими правами в отличие от патрициев. Поэтому первоначально не имея никаких прав, плебеи со временем добились права избирать в сенат так называемых плебейских трибунов, которые имели право вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены. С этого времени патриции и плебеи перестали быть различными классами-сословиями.

ПЛЕБС, Plebs, римское мещанство, образовавшееся из переселенных в Рим латинян, побежденных при Тулле Гостилии и Анке Марции. ПЛЕБЕИ, ПЛЕБС (лат. plebs — простой народ, толпа) В Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. ПЛЕБЕИ, ПЛЕБС (лат. plebejus, от plebs — простой народ) -в Древнем Риме — одно из сословий свободного населения. Восстания рабов в середине II в. до н. э. Аграрное движение римского плебса Первое восстание рабов в Сицилии. Внешний блеск -и военное могущество Римской державы прикрывали собой глубокие и непримиримые противоречия.

Они были учреждены по родовому признаку и отображали объединение трёх этнических компонентов: латинов, сабинов и этрусков. Полноправные члены римской общины постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями и первоначально только они составляли «Римский народ». Но и бедные, и богатые плебеи перед патрициями были одинаково бесправны.

Значение слова Плебей по словарю Ушакова:ПЛЕБЕЙ плебея, м. (латин. 2. В языке буржуазно-дворянской среды — презрительное обозначение человека не аристократического происхождения, вышедшего из трудового народа, из низших сословий (устар.).

Права плебеев и патрициев в древнем Риме

Патриции, в отличие от плебеев имели больше прав и характеризовались аристократизмом и элитарностью, поскольку являлись коренным народом. Выделяются основные права двух классов.Патриции имели право на:

  • владение земляными угодьями;
  • службу в государственных войсках;
  • участие в урегулировании вопросов государственного уровня.

Плебеи тем временем имели права обычных людей:

  • были свободны;
  • платили налоги;
  • могли заниматься ремесленничеством, животноводством, земледелием и торговлей;
  • не допускались к руководству отдельным городом или государством.

Таким образом, можно заметить основные различия между патрициями и плебеями, понять, кто это и какими правами они обладали.

Социальная структура Древнего Рима

В связи с тем, что древнеримское общество было построено на иерархии, население государства делилось на социальные группы:

Граждане Рима

Имели права, но при этом могли потерять гражданство. Произойти это могло по ряду причин, одна из которых – смена места жительства на территории с действующим латинским правом.

Латинские граждане (италики)

Являлись большей частью населения итальянских территорий, после завоевания которых, им удалось получить гражданство Рима. Это были «второсортные» граждане без права службы и голоса.

Перегрины («неграждане»)

Это иностранцы, проживавшие в провинциях и колониях со своими правилами и законами, но при этом могли обращаться к римскому торговому и брачному праву.

Дедитиции («сдавшиеся»)

Это племена, находившиеся под управлением администрации Рима после многолетних сопротивлений. Женщины в таком обществе не могли претендовать на гражданство и владение личным имуществом.

Рабы

До прихода к правлению Антонина Пия, рабы были бесправными и полностью зависели от своего хозяина. После его прихода многие права рабов претерпели изменения, например, если хозяин лишал своего раба жизни, то этот поступок приравнивался к преступлению схожему с убийством перегрина. Наряду с этим, рабы начали получать местное гражданство, но с обязательным соблюдением условий и договоренностей с хозяином.

Патриции

Коренное население, объединившееся в 300 родов. К ним относилась знать, предки которой ранее принадлежали к сенату. Присущность к привилегированному слою общества давалась при рождении, после усыновления или присвоения наград. Его можно было лишиться из-за ограничений в правах или после смерти.

Плебеи

Будучи жителями Древнего Рима, плебеям не были предусмотрены некоторые права. Они не принимали участия в проведении религиозных церемоний, не могли распоряжаться землей, выделенной на общину. Однако им не запрещалось торговать и заниматься ремесленничеством, что приносило большую прибыль. Некоторые плебеи были действительно богатыми, но этот факт не отменял их бесправия.

Эквиты

Еще одно сословие аристократов. Благодаря реформе Сервия Туллия эквиты из 18 центурий стали составлять высший ранг граждан Древнего Рима.

Перегрины

Это свободные жители Рима, не имеющие местного гражданства. В случае судебных разбирательств, к ним относились справедливо и из соображений здравого смысла. Перегрины лишались гражданского права, но при этом могли вступать в юридические и экономические отношения с гражданами Рима.

Вольноотпущенники

Это низший класс людей, который стал причисляться к дедитициям после принятия Элиева закона. Они имели ряд ограничений: не могли получить римского гражданства и латинские права на них не распространялись, должны были проживать и работать на расстоянии не ближе 150 миль от Рима. После создания нобилитета им была предоставлена свобода в передвижении и работе.

Патриции и плебеи

Традиционно патриций относится к членам высшего класса, а плебей — к низшим классам. Экономическая дифференциация привела к тому, что небольшое количество семей накопило большую часть богатства в Риме, что уступило место созданию классов патрициев и плебеев. Однако после этого первоначального различия разделение между патрициевскими и плебейскими семьями было строго наследственным, основанным на социальном статусе.

Тога , показанная здесь , на статуе восстановленной с головой Нервов , была отличительное одеянием римских граждан мужского пола.

Плебеи составляли большинство римских граждан после ряда политических конфликтов и уравнивания. Хотя патриции часто представлены как богатые и влиятельные семьи, которым удалось добиться власти над менее удачливыми плебейскими семьями, плебеи и патриции среди сенаторского класса часто были одинаково богатыми. Поскольку гражданские права плебеев расширились в период средней и поздней Римской республики , многие плебейские семьи достигли богатства и власти, в то время как некоторые традиционно патрицианские семьи впали в нищету и безвестность. Независимо от того, насколько богатой стала плебейская семья, они не поднялись, чтобы попасть в ряды патрициев. Ко второму веку до нашей эры разделение на патрициев и плебеев потеряло большую часть своего различия и начало сливаться в один класс.

Патриций

Патриции считались высшим классом в раннем римском обществе. Они контролировали лучшие земли и составляли большинство в римском сенате. До 444 г. до н.э. плебей редко — если не невозможно — быть сенатором. Распространенным типом социальных отношений в Древнем Риме была система клиентел , которая включала в себя покровителя и клиента (клиентов), которые оказывали друг другу услуги и были вовлечены в прочные деловые отношения. Патриции чаще всего были покровителями, и у них часто было несколько плебейских клиентов. Покровители оказывали своим клиентам множество услуг в обмен на обещание поддержки, если покровитель пойдет на войну. Эта система патронажа была одним из классовых отношений, которые наиболее тесно связывали римское общество вместе, а также защищали социальные привилегии патрициев. Клиентела продолжила свое существование в позднеримском обществе, охватив почти все время существования Древнего Рима. Патриции также полностью контролировали цензор , который контролировал перепись, назначал сенаторов и контролировал другие аспекты социальной и политической жизни. Благодаря этой должности патриции могли поддерживать свою иерархию над плебеями.

Плебеи

Плебеи были в Риме низшим классом, часто земледельцами, которые в основном обрабатывали землю, принадлежащую патрициям. Некоторым плебеям принадлежали небольшие участки земли, но это было редкостью до II века до нашей эры. Плебеи были связаны с патрициями через систему патронажа клиентел , согласно которой плебеи помогали своим патрициям-покровителям на войне, повышали свой социальный статус и собирали приданое или выкуп. В 450 г. до н.э. плебеям было запрещено вступать в брак с патрициями, но этот закон был отменен в 445 г. до н.э. плебейским трибуном . В 444 г. до н.э. был создан офис Военного трибуна с консульскими полномочиями, который позволял плебеям, прошедшим через этот офис, служить в Сенате после истечения их однолетнего срока. Плебеи оставались, по большей части, зависимыми от представителей высшего социального класса на протяжении всего существования Древнего Рима через систему клиентел или другими способами, по возможности присоединяясь к тем, кто наделен властью.

Законы 12 таблиц

В 451 году до нашей эры римляне впервые изложили законы в письменной форме.

Из патрициев выбрали 10 человек и поручили им составить юридический кодекс. Деятельность консулов и народных трибунов была приостановлена, — чтобы ни те ни другие перекрестными вето не смогли блокировать работу комиссии.

В течение года дуумвиры писали текст на десяти деревянных табличках, которые выставили на римском форуме для всеобщего обозрения. На следующий год народ выбрал новую комиссию, в нее входили и плебеи тоже, — так появились еще две таблички. Поэтому законы носят название по числу таблиц — 12.

Некоторые законы 12 таблиц были направлены против плебеев, например закон о запрете браков между плебеями и патрициями блокировал возможность подобраться к власти

Важно то, что законы 12 таблиц стали доступными для всех, как того и хотелось простым людям

В 449 году до н.э вспыхнуло еще одно восстание плебеев

Законы 12 таблиц, текст одной из табличек:

  1. Пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения.
  2. По истечении указанного срока пусть истец наложит руку на должника. Пусть ведет его на судоговорение для исполнения решения.
  3. Если должник не выполнил добровольно судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть истец ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более пятнадцати фунтов.
  4. Во время пребывания в заточении должник, если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть тот, кто держит его в заточении, выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

Комментарий одного из историков: «Тем временем, должник имел право помириться с истцом, но если стороны не мирились, то такие должники оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дниприводили к претору на комициум и при этом объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр».

Плебс

Плебс (плебе́и) (лат. plere — наполнять) — население Древнего Рима, первоначально не пользовавшееся политическими правами в отличие от патрициев.

Рим пополнялся народом в результате завоеваний соседних племён и городов. И изначально пришлое население относилось к различным римским трибам. Они были учреждены по родовому признаку и отображали объединение трёх этнических компонентов: латинов, сабинов и этрусков. Полноправные члены римской общины постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями и первоначально только они составляли «Римский народ».

Впоследствии пришлое население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах. Безземельные плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей. Некоторые из них были очень богатыми людьми. Но и бедные, и богатые плебеи перед патрициями были одинаково бесправны. Поэтому первоначально не имея никаких прав, плебеи со временем добились права избирать так называемых плебейских трибунов, которые имели право накладывать вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены.

В середине V века до н. э. под давлением плебеев были составлены законы, записанные на 12 медных досках и выставленные на обозрение на центральной площади Рима. Стоит заметить, что в них был прописан закон, запрещающий браки между плебеями и патрициями, но он просуществовал менее года, и около 445 года до н. э. благодаря усилиям народного трибуна Гая Канулея был отменён.

В начале III века до н. э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие — нобилитет и в 287 году до н. э. был принят закон о том, что решения плебейских собраний (плебисцитов) являются обязательными для всех граждан вне зависимости от происхождения. С этого времени патриции и плебеи перестали быть различными классами-сословиями. Зажиточные граждане образовали сословие всадников, а все бедные составляли плебс, включавший свободных ремесленников, крестьян и мелких торговцев.

В средневековой Европе так часто называли городскую бедноту.

ru.wikipedia.org

Разница между двумя слоями

Изначально между патрициями и плебеями существовала огромная разница. Патриции были наделены рядом привилегий, которые были недоступны для плебеев. Разница между двумя социальными слоями заключалась в следующем:

  1. Патриции регулярно занимали высшие должности в сфере управления государством. Они имели право осуществлять управление Римом через сенат.
  2. Высший социальный слой составляли исключительно богатые люди. В категории плебеев основная часть — бедняки и лишь отдельные личности имели приличное материальное благосостояние.
  3. Патриции обладали правом управлять общественными землями. Плебеи этой привилегией не наделялись.

К III веку до н.э. два разных социальных класса объединились в один. Дело в том, что среди плебеев к тому времени стало появляться все больше и больше состоятельных личностей. Они были обеспечены в материальном плане, имели поддержку масс и больше не собирались терпеть свой второстепенный статус. Борьба за социальное равенство в Древнем Риме продолжалась более 200 лет. Но по итогу плебеи добились признания. После объединения они были наделены теми же правами, что и люди из высшего общества. На начальном этапе это было зафиксировано лишь документально, поскольку общественность все еще не считала плебеев равноправными. Со временем между представителями обоих социальных слоев заключались браки, произошло смешение, а потом установилось не только юридическое, но и фактическое равноправие.

Если сравнивать Древний Рим с современными государствами, то можно убедиться в том, что разделение на социальные классы присутствует до сих пор. Так, в мире существует условное разделение людей на три социальных группы: низший, средний и высший класс.

Разница заключается только в том, что в современном обществе социальное разделение определяется именно материальным благосостоянием.

Патриции и плебеи в Древнем Риме — это два социальных класса. Первые были наделены правом управлять государством, а вторые такого права не имели, поскольку считались выходцами из завоеванных территорий Италии, и не принадлежали к древним знатным римским родам.

Патриции и плебеи в Древнем Риме

Нельзя сказать, что плебеи и патриции в Древнем Риме — это бедные и богатые, все было сложнее. Плебеев коренным образом не устраивали три вещи.

Во-первых, законы в Древнем Риме знали только патриции, они и толковали их в свою пользу. Плебеи хотели также владеть законами и иметь возможность защищать себя в суде.

Во-вторых, плебеи не имели доступа к государственным должностям. Они не могли проводить в жизнь выгодные им законы и налагать вето на решения, которые были им неугодны. Такие права были только у патрициев. Особенно это тяготило зажиточных плебеев, которые хотели участвовать в политике.

На невольничьих рынках продавали как мужчин, так и женщин

В-третьих, самые бедные плебеи часто попадали в рабство за долги. А долги получались у плебеев потому, что они уходили на войну защищать государство, за это время их поля никто не возделывал, и по возвращении грозила голодная смерть. Приходилось занимать деньги у ростовщиков, а когда расплатиться было нечем, ростовщик уводил такого плебея в рабство и надевал ему на шею колодку. Некоторых плебеев продавали за границу — за пределы Тибра, и о них забывали навсегда…

У ученых есть любопытная гипотеза… Поначалу имущественное положение человека в Древнем Риме определялось величиной участка земли у него в собственности и количеством крупных домашних животных.

Плебеи как правило были мелкими землевладельцами или торговцами, ремесленниками. То есть ни земли, ни скота у них почти не было, и это «оправдывало» их низкое положение. Свою ценность плебеи поняли тогда, когда в Риме ввели денежную монету и они увидели точный эквивалент своей значимости в деньгах…