Степан писахов — биография

Оглавление

О личной жизни

Семейная жизнь у Писахова не сложилась, женат он не был, всю свою энергию отдавая творчеству и преподавательской деятельности.

У Степана Григорьевича был старший брат Павел, эмигрировавший США, и сёстры Серафима, Таисья и Евпраксинья.

В молодые годы Писахов представлял собой красивого мужчину интеллигентного вида, но в 1922 году писатель очень изменился внешне. Он создаёт вокруг себя ореол сказочника, одеваясь в поношенную одежду и нося старомодные шляпы. Отрастив бороду, художник изменяет даже манеру общения с окружающими. Есть мнение, что своим образом чудаковатого старика, Степан Григорьевич старался скрыть свою бедность.

Личность Писахова всегда привлекала известных литераторов и знаменитостей приезжающих в Архангельск, которые непременно посещали его 2-х этажный деревянный дом, где всегда встречали радушный приём. Городские дети воспринимали писателя как настоящего сказочного персонажа.

Богатырей ищете на Севере

Северный фольклор открыт относительно недавно. В 1859 году вчерашний студент Павел Рыбников был сослан в Олонецкую губернию за близость к революционным кружкам и зачислен в губернскую канцелярию. Служебные обязанности не мешали Рыбникову путешествовать, записывая былины, сказы, причитания. Только в мае — июне 1860 года он нашел и зафиксировал 80 былин.

Вообще, открытие северного фольклора можно сравнить с открытием берестяных грамот в XX веке (а ведь это грандиозное открытие на стыке истории и филологии — благодаря ему стала гораздо понятнее обыденная жизнь русского народа в XI–XIII веках, выяснилось, что грамотность была достаточно широко распространена, что существовала не только церковная, но и светская письменная культура). Северный фольклор — столь же масштабное явление. По сути, это своеобразная машина времени, переносящая нас в жизнь наших далеких предков, раскрывающая их надежды, страхи, отношения, быт. Между прочим, именно северный фольклор сохранил былины «Киевского цикла». Под Киевом бандуристы про богатырей и князя Владимира давно уже не пели, а в Каргополе — сказывали.

Александр Гильфёрдинг

По следам первопроходца отправился славяновед Александр Гильфёрдинг. Он так был поражен находкой Рыбникова, что поначалу заподозрил мистификацию, лично поехал проверять — и оказалось, все правда. Он подтвердил источники Рыбникова и обнаружил еще больше песен и сказов.

С тех пор этнографы отправлялись на Север, как археологи — на сезонные раскопки. С каждым десятилетием они забирались дальше и дальше — на Терский берег, на берега Пинеги. Иногда сами северные сказители приезжали к слушателям. Один из них, Василий Щеголёнок, около месяца гостил в Ясной Поляне у Льва Толстого и подарил писателю несколько сюжетов.

Однако фольклор и литература оставались разными жанрами. Сказители пели былины и сказы, не меняя старинных текстов, Толстой использовал сюжеты для своих книг, подстраивая под свое мировоззрение.

В 1915 году первая русская женщина-химик и фольклорист Ольга Озаровская во время экспедиции на Север открыла одну из самых талантливых сказительниц — Марию Кривополенову. Уже в том же году Кривополенова выступала в Политехническом институте в Москве.

Государственная бабушка

Мария Кривополенова впервые оказалась в Москве в возрасте 68 лет. Ее выступлениями восхищался Борис Пастернак, портрет Марии Дмитриевны стал прообразом «Вещей старушки» Сергея Конёнкова. После революции Кривополеновой назначили пенсию и академический паек. Луначарский называл ее «государственной бабушкой», а она связала наркому рукавички.

Очерк, посвященный ее выступлениям в газете «Архангельск», назывался «Уходящая красота». Это была первая публикация Бориса Шергина — писателя, которому предстояло объединить фольклор и литературу.

2

[править] Ранний период

Появился на свет в смешанной семье.

Отец, Григорий Михайлович Писахов, был крещённым евреем, имел ювелирную мастерскую и небольшой магазин.

Мать, Ирина Ивановна (в девичестве Милюкова) была дочерью писаря и старообрядки Хионии. Брат бабушки, дед Леонтий, прослыл сказочником и рассказчиком.

Помимо Степана в семье был ещё сын Павел (эмигрировал в Америку) и дочери Таисья, Серафима и Евпраксинья.

В 1899 г. закончил городское училище.

В 1902 г. стал вольнослушателем в Художественное училище Штиглица в СПб.

Отец, не желавший, чтобы сын был художником практически не оказывал тому помощи.

В 1905 г. за речь против самодержавия был исключен из училища.

Путешествовал на Новую Землю, затем посетил Палестину.

Поиск своего пути

  1. В 1905 году после произнесённой Степаном речи в училище против монархического строя, он был исключён и остался без диплома, дающего право зарабатывать на жизнь преподаванием.
  2. Отчаявшись, Писахов отправился паломником по святым местам. Посетил святыни Новгорода, а позже побывал на арктическом архипелаге «Новая Земля». Здесь он познакомился с бытом ненцев, изучал их фольклор и делал зарисовки северной природы.
  3. После этого судьба занесла его в Иерусалим, здесь он вёл весьма скромный образ жизни, пытаясь зарабатывать на хлеб насущный ремеслом художника. Бывало и так, что в трудные минуты его выручали добрые люди.
  4. В 1907 году он вернулся в Петербург и более 2-х лет в зимний период работал в мастерской принадлежавшей художнику Я. Гольдблату, а летом путешествовал по Печоре, Белому и Карскому морям. Результатом полученных в этих местах впечатлений стали циклы картин — «Старые избы» и «Северный лес».
  5. В 1909 году художник приехал в Париж, где начал заниматься в Свободной художественной академии. Путешествуя по Европе, выставлял свои работы в Риме, где они получили очень хорошие отзывы.
  6. Вернувшись в родной Архангельск в 1910 году, Степан Григорьевич принял самое деятельное участие в проходившей там в это время выставке «Русский Север», выставив более 2-х сотен своих картин. Его произведения пользовались неизменным успехом, а на выставке 1912 года в Петербурге талант, и мастерство художника были отмечены наградой – «Большой серебряной медалью».

Творчество в советский период

  1. В 1920 году Степан Григорьевич вёл активную деятельность по устройству выставок, а также участвовал в восстановлении музеев родного города, делал художественное оформление революционных экспозиций, и собирал этнографический материал в северных поселениях.
  2. Сказка Писахова «Не любо – не слушай…» была первой в его творчестве, её опубликовали в 1924 году в Архангельске. Через несколько лет его северные сказочные произведения и сказания были изданы на страницах альманаха «Советская страна».
  3. В 1927 году персональная выставка художника проходила в Москве, где были приобретены две его картины для кабинета М. И. Калинина.
  4. В этот период сказки Степана Григорьевича приобрели широкую известность в его родном крае, но опубликовать их в столичных изданиях ему не удавалось. В 1935 году в Московском журнале «30 дней» вышли несколько его сказок, а 1938 году в Архангельске издали книгу с произведениями писателя.
  5. Только в возрасте 60 лет сказочника приняли в «Союз писателей», а в 1940 году была подготовлена рукопись ещё одной книги сказок, но её изданию помешала начавшаяся война.
  6. В военные годы 65 летний художник и писатель жил в Архангельске, испытывая на себе все тяготы жизни в тылу. Он остался почти без средств к существованию.
  7. В 1949 году в Архангельске издали небольшую книгу с 9-ю сказками писателя. Лишь в 1957 году вышла в свет книга произведений Писахова в Московском издательстве, которая принесла ему широкую известность в СССР.

Не любо — не слушай…

Про наш Архангельской край столько всякой неправды да напраслины говорят, что я придумал сказать все как есть у нас.

Всю сушшую правду. Что ни скажу, все — правда.

Кругом все свои — земляки, соврать не дадут.

К примеру, Двина — в узком месте тридцать пять верст, а в широком — шире моря. А ездим по ней на льдинах вечных. У нас и леденики есть. Таки люди, которы ледяным промыслом живут. Льдины с моря гонят да давают в прокат, кому желательно.

Запасливы стары старухи в вечных льдинах проруби делали. Сколь годов держится прорубь!

Весной, чтобы занапрасно льдина с прорубью не таяла, ее на погребицу затаскивали — квас, пиво студили.

В стары годы девкам в придано давали перьвым делом — вечну льдину, вторым делом — лисью шубу, чтобы было на чем да в чем за реку в гости ездить…..

В сказках рыба сама потрошилась, солилась и прыгала в пирог, а медовые пряники маршировали в Уйму и требовали, чтобы их съели. В реальности Писахов жил без постоянных заработков — учительский диплом ему выдали лишь в 1936 году. В 1939 году Писахов получил подарок на 60-летие — был принят в Союз писателей СССР. Его председатель, Фадеев, читал книгу вслух и не мог сдержать смех. А публикаций почти не было.

Очень рано, еще с 20-х годов, Писахов сам стал живой легендой или сказкой Архангельска, а также городской достопримечательностью. Он так мистифицировал окружающих, что биографам пришлось потрудиться, уточняя и день, и год его рождения.

В разговорах Степан Писахов всегда придумывал себе новый возраст. Когда его поздравляли с 80-летием, называл это «совершеннолетием», обещал дожить до 2000 года и даже написал об этом сказку. Но ушел из жизни в 1960 году.

В Архангельске Писахов жил в семейном доме, хоть и «уплотненном» после революции. В 1984 году старинный деревянный дом пошел под снос. Но на пешеходной улице Чумбарова-Лучинского, бывшем Среднем проспекте, на углу с улицей Поморской, стоит бронзовый Писахов. В руках — авоська с треской, для кошек, на шляпе сидит чайка, разумеется, в антивандальном исполнении. Сам писатель протягивает руку прохожим, чтобы поздороваться и рассказать новую сказку.

https://youtube.com/watch?v=qI6CC3u3IjQ

Сказочник Степан Писахов

Вторая половина жизни Писахова – становление сказочника. Его первое произведение «Не любо – не слушай» вышло в свет в 1924 году в сборнике. Потом сказки автора стали появляться в местных периодических изданиях. В 30-е годы сказки Писахова регулярно публиковались в Москве. В 1939 году Степан Григорьевич стал членом Союза писателей.

Читателям нравились язык и фантазия автора, ведь ничего подобного в русской литературе до него не было. Тема сказок Писахова – жизнь русского Севера и Архангельского края. Произведения у писателя получались разными: задорными, веселыми, искрометными, злыми, лукавыми, добродушными. Но всякий раз они заканчивались хорошо.

В последние годы жизни знаменитый сказочник испытывал сложности со здоровьем: у него сильно болели ноги. Фактически он не мог передвигаться. В октябре 1959 года художник и писатель отпраздновал 80-летие. Степан Григорьевич ушел из жизни 3 мая 1960 года.

Наследие и память

Не стало Степана Григорьевич в мае 1960 года в возрасте 80 лет. Его похоронили в Архангельске на Ильинском кладбище.

Картины художника всегда были просты по сюжету, чаще всего он изображал природу родного северного края: сосны, берег, море, камни и разнообразные оттенки света. Иногда он писал пейзажи русской зимы, которым старался предать лирический оттенок. Также несколько картин были посвящены жизни Советской Арктики.

Основной доход Степану Григорьевичу приносило преподавание рисования в школах Архангельска. Он очень гордился тем, что некоторые из его учеников поступили в высшие художественные учебные заведения.

Сказки писателя в конце его жизни приобрели известность и были созданы исключительно фантазией творца, поэтому описанные им сказочные чудеса, очень отличаются от чудес сказок созданных народом. В них отражена фантазия писателя о фантастическом мире, описанного со своеобразным юмором, и наложенного часто на мир реальный.

В Архангельске в 2007 году был открыт музей Писахова, состоящий из 8-ми залов, где выставлены более 150 его картин, принадлежавшие ему вещи и документы.

Осенью 2008 года Архангельцы, открыли бронзовый памятник знаменитому земляку, увековечившему память о человеке, который в своих картинах показал суровую красоту  родного края и подарил нам удивительный мир неповторимых сказок.

Степан Писахов / Книги

  • На Северной Двине : сб. Арханг. о-ва краеведения / [предисл.: От редакции Сборников Архангельского о-ва краеведения / ред. коллегия: И. В. Боговой, А. А. Евдокимов, В. М. Комыгин]. — Архангельск : Арханг. о-во краеведения, 1924. — , 92, с., 1 л. ил. — Из содерж.: Писахов С. Г. Не любо — не слушай / Ст. Гр. Писахов. — С. 74–80. — .
  • Писахов, С. Г. Сказки Писахова / C. Писахов ; . — Архангельск : Архоблгиз, 1938. — 64 с. — .
  • Писахов, С. Г. Сказки Писахова. Книга вторая / С. Писахов ; рис. С. Расторгуева. — Архангельск : Архоблгиз, 1940. — 147 с. — .
  • Писахов, С. Г. Сказки / Ст. Писахов ; . —  : Арханг. изд-во, 1949. — 36 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Сказки / С. Писахов ; . — Москва : Сов. писатель, 1957. — 171 с., 1 л. ил. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Сказки / С. Писахов. — Архангельск : Кн. изд-во, 1959. — 164 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Как поп работницу нанимал : старинная пинежская сказка / С. Г. Писахов ; худож. А. Сазонов. — Москва : Малыш, 1966. — 16 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Сказки / С. Писахов ;  ; . —  : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. — 191 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Сказки / Ст. Писахов ; . — Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1975. — 15 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; . — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1977. — 141 с. : портр. — .
  • Писахов, С. Г. Сказки / С. Г. Писахов ; вступ. ст. и примеч. А. А. Горелова ; худож. Г. Бурмагина. — Москва : Советская Россия, 1978. — 207 с. : ил.
  • Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; . — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1978. — 127 с. : ил.
  • Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; . — Ижевск : Удмуртия, 1982. — 255 с. : ил. — .
  • Шергин, Б. В. Сказы и сказки / Б. Шергин, С. Писахов ; . — Москва : Современник, 1983. — 365 с. : ил. — (Сельская библиотека Нечерноземья). — .
  • Писахов, С. Г. Сказки / С. Г. Писахов ; сост. и предисл. В. Аникина ; худож. М. Федоров. — Москва : Детская литература, 1984. — 64 с. : ил.
  • Писахов, С. Г. Сказки. Очерки. Письма / Степан Писахов ; . — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1985. — 367 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Как поп работницу нанимал : старинная пинежская сказка / С. Писахов ; . — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1986. — с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Месяц с небесного чердака : сказки / С. Г. Писахов ; вступ. ст. А. Горелова ; худож. А. Флоренский. — Ленинград : Детская литература, 1990. — 191 с. : ил.
  • Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; худож. С. Сюхин. — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. — 30 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Ледяна колокольня : сказки и очерки / С. Г. Писахов ; сост. Л. Ю. Шульман ; худож. И. Бурмагина. — Москва : Советская Россия, 1992. — 319 с. : ил. — (Живое русское слово).
  • Писахов, С. Г. Морожены волки : сказки / Степан Писахов ; рис. Елена Базанова. — Калининград : Янтар. сказ, 2004. — 126 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Морожены песни : сказки / С. Г. Писахов ; худож. В. Меджибовский. — Москва : О.Г.И., 2004. — 141 с. : ил. — (Дети О.Г.И. Книжки на вырост). Содерж.: Не любо — не слушай ; Северное сияние ; Звездный дождь ; Как Уйма выстроилась ; Морожены песни ; Баня в море ; Уйма в город на свадьбу пошла ; Из-за блохи ; Сахарна редька ; Белуха и др.
  • Писахов, С. Г. Не любо — не слушай : сказки / Степан Писахов ; рис. Е. Базанова. — Калининград : Янтар. сказ, 2004. — 223 с. : ил. — .
  • Архангельска богатейка : старин. сказка в обраб. С. Писахова / нарисовал С. Сюхин. — Архангельск : ИПП «Правда Севера», 2004. — 15 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Морожены песни : сказки / Степан Писахов. — Москва : , 2008. — 207 с., 1 л. цв. портр. — (Ломоносовская библиотека). — .
  • Писахов, С. Г. Сказки Сени Малины / Степан Писахов ; рисовал Дмитрий Трубин. — Архангельск : Правда Севера, 2009. — 271 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; . — Архангельск : Изд. дом «Анзер», 2011. — 116 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Морожены волки : сказки / Степан Писахов ; рис. Елены Базановой ; . — Санкт-Петербург : Речь, 2014. — 144 с. : ил. Содерж.: Не любо — не слушай ; Северное сияние ; Звездный дождь ; Как Уйма выстроилась ; Морожены песни ; Баня в море ; Уйма в город на свадьбу пошла ; Оглушительно ружье ; Сила песни моей плясовой и др.
  • Писахов, С. Г. Сказки / Степан Писахов ; ил. Т. Ландграф. — Архангельск : Лоция, 2015. — 55 с. : ил. — .
  • Писахов, С. Г. Архангельские сказки / Степан Писахов ; художник Настя Бахчина. — Санкт-Петербург : БХВ, 2016. — 87 с. : ил. — (Сказки народов России). Содерж.: Не любо — не слушай ; Северное сияние ; Звездный дождь ; Как Уйма выстроилась ; Морожены песни ; Из-за блохи ; Ветер про запас ; Баня в море ; Как Уйма выстроилась и др.
  • Писахов, С. Г. Волшебные поморские сказки / Степан Писахов, Борис Шергин ; рис. Дмитрий Трубин. — Москва : РИПОЛ классик, 2016. — 191 с. : ил. — (Волшебные сказки со всего света). — .
  • Писахов, С. Г. Сказки Степана Писахова / С. Г. Писахов ; иллюстрации Алексея Григорьева. — Архангельск : Информационно-издательский центр муниципального образования «Город Архангельск», 2019. — 135 с. : ил. — (Поморская библиотека).

Первая мировая и начало писательской деятельности

  1. В 1915 году Первая мировая война заставила художника прервать творчество. Он был призван в армию и отправлен проходить службу в финском ополчении, Через год Степана Григорьевича перевели служить в военном гарнизоне Кронштадта. Здесь же он встретил февральские революционные события и вступил в члены Совета рабочих и солдатский депутатов.
  2. После демобилизации и возвращения в Архангельск в 1918 году, для Писахова наступил период его становления как писателя. Он пишет очерки о современниках и издаёт их в местной газете.
  3. В этот период родной город Степана Григорьевича становится центром формирования Белой армии, а также контингента иностранных интервентов высадившегося там, в 1919 году.
  4. Писахов продолжил писательскую деятельность, описывая боевые действия Белой армии против большевиков и уверенности в своей правоте солдат и офицеров. Впоследствии, эти рассказы ставились ему в вину многими советскими людьми.
  5. В феврале 1920 года гарнизоны Красной армии вошли в Архангельск. Часть знакомых художника симпатизирующих белому движению покинули город, но Писахов любящий родные места остался. Полученные от отца в наследство два дома, богатства художнику не принесли: одно строение конфисковали в муниципальное имущество, а во второй дом, где он проживал вместе с сестрой, подселили жильцов.

Детство и юность

Уроженец Архангельска Степан Григорьевич Писахов, появился на свет 25 октября 1879 года в многодетной семье. Отец Степана по национальности еврей – Пейсах Год, после принятия им православной веры, изменил имя и фамилию на Пейсахов Григорий Михайлович. Мать – Ирина Ивановна Милюкова происходила из старообрядческой русской семьи очень строгой в вере.

Григорий Михайлович владел магазином, а также мастерской по изготовлению ювелирных изделий. Он хотел, чтобы Степан приобрёл специальность гравёра иди ювелира. К проявившейся рано тяге мальчика к живописи, он относился отрицательно, считая профессию художника несерьёзным занятием.

Детские годы Степана прошли под воздействием двух мировоззрений: отцовского желания обучить детей практическому ремеслу и материнской строгой религиозной веры. Но мальчик стремился к другой жизни, тайком читая любимые книги о путешествиях, так как не церковная литература в семье была под запретом.

Начальное образование Степан получил дома, после чего учился в Архангельском училище. В возрасте 20-ти лет молодой человек решился уйти из родительского гнезда, и отправился путешествовать. В начале, он посетил Соловецкие острова, потом уехал в Казань и попытался поступить в художественную школу, но безуспешно.

В 1902 году Писахову удаётся стать студентом художественного учебного заведения в Петербурге на правах вольнослушателя. В процессе учёбы его  способности получили у преподавателей высокую оценку. Отец молодого дарования в этот период помогал ему деньгами, но слабо и художник жил впроголодь.

[править] Живопись

Рисовал с раннего детства.

В 1907—1909 гг. жил в Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата. Летом — Карское море, Печора, Пинега и Белое море, писал картины. В 1909—1910 гг. занимался в Свободной академии художеств в Париже.

Затем вернулся Архангельск.

В честь старообрядских предков матери написал картину «Место сожжения протопопа Аввакума в Пустозерске».

В 1927 г. его картина «Памятник жертвам интервенции на о. Иоканьга» занимала центральное место на всесоюзной выставке «10 лет Октября». Две его картины были приобретены ВЦИКом и помещены в кабинете М.И. Калинина.

Затем стал преподавателем живописи.

биография

Степан Писахов родился в купеческой семье; В то же время его отец был мастером — ювелиром и гравером. Его мать происходила из старообрядческой семьи . После окончания школы в Архангельске, Писахов учился в Художественном училище барона Штиглица в Петербурге . Получил образование художника в Париже и в частной петербургской студии. Сам Илья Репин пригласил его поработать в своей мастерской. В 1899 г. Степан Писахов участвовал в художественной выставке в Петербурге, в 1907 г. его картины выставлялись в Риме, в 1910 г. — в его родном Архангельске; в 1912 г. награжден серебряной медалью на художественной выставке в Петербурге.

Брат его бабушки, дедушка Леонтий, был профессиональным сказочником, и с раннего детства будущий писатель жил среди богатых словотворческих традиций Русского Севера . Степан Писахов довольно рано начал сочинять и пересказывать свои сказки, но редко записывал их на бумаге. Своеобразие его текстов, предназначенных в первую очередь для слушающей аудитории, было обусловлено их устным происхождением.

Только в 1924 году его сказки из цикла Северного Мюнхгаузена были опубликованы в сборнике « На Северной Двине» . В 1927 году северные сказки, записанные и прокомментированные Степаном Писаховым, были опубликованы в альманахе «Советская страна». В 1938–1940 годах сказки самого Писахова (в двух томах) впервые увидели свет в Архангельске.

География активного творческого размаха Писахова простиралась от Новой Земли до Каира . Для художника он получил бесчисленное множество впечатлений от путешествий в молодости по Италии , Франции , Турции и Египту . И все же его основным направлением, как писателя, так и художника, был родной Север — его образы, фольклор и речь. Писахов исследовал побережье Белого моря , посетил Новую Землю , воды пролива Югорский Шар , соединяющего Баренцево и Карское моря, принял участие в арктических экспедициях.

Действие большинства его сказок происходит в деревне Уйма , в нескольких километрах вверх по реке от Архангельска . Главный герой и рассказчик сказок, поморский крестьянин из Уймы, носит имя Семен (Сеня) Малина.

Писахов, наряду с Александром Борисовым и Тыко Вылкой , считается основоположником русской арктической живописи, и первоначально его работы занимали видное место в Архангельском музее изобразительных искусств . В 2008 году в Архангельске открылся музей Степана Писахова , картины которого затем были переданы в этот музей.

Творчество Степана Писахова

В последующие годы Писахов отправился в путешествие по северным краям. Он принял участие в работе нескольких поисковых и научных экспедиций. Не раз был на Новой Земле и на Земле Франца Иосифа, познакомился с жизнью многих селений на Печоре, Мурмане, Мезени и Онеге. Арктику и Север России Степан Григорьевич узнал в совершенстве. Впечатления от поездок стали основой для художественных полотен и путевых заметок.

Довелось Писахову побывать и за пределами страны. Он посетил Палестину и Египет, Италию, Грецию и Францию. Но нигде не видел такой красоты, как на русском Севере.

Перед Первой мировой войной Писахов уже сформировался как художник. Персональные выставки Степана Григорьевича организовывались в Петербурге и Архангельске. На полотнах Писахова можно увидеть северную природу во всем ее многообразии. Последняя крупная выставка Писахова была организована в 1923 году в Москве.

[править] Фильмография

  • Не любо — не слушай (по мотивам сказок С. Г. Писахова «Вечны льдины», «Морожены песни», «Про медведя»). Мультипликационный фильм. Реж. Леонид Носырев. СССР, 1977.
  • Ветер про запас (по мотивам сказок С. Г. Писахова). Мультипликационный фильм. Реж. Лидия Сурикова. СССР, 1982.
  • Архангельские новеллы (по мотивам сказок С. Г. Писахова «Перепилиха» и «Апельсин»). Мультипликационный фильм. Реж. Леонид Носырев. СССР, 1986.
  • Смех и горе у Бела моря (по мотивам произведений Б. В. Шергина и С. Г. Писахова). Сборник мультипликационных фильмов. Реж. Леонид Носырев. СССР, 1988.
  • Белы медведи. Мультипликационный фильм. Реж.: Роза Гиматдинова, Татьяна Киселёва. Россия, 2015.