Первые люди в открытом космосе

Оглавление

Как проходил первый в мире выход в открытый космос

Угрожающих факторов, с которыми мог столкнуться Алексей Леонов за бортом ракеты, было немало: это и потеря связи с кораблем, и столкновение с так называемым космическим мусором, и недостаточный запас кислорода. Кроме того, не исключались перегрев, переохлаждение или поражение радиацией.

Сборка в цехе космического корябля Восход-2

Леонова соединял с кораблем прочный трос длиной 5,5 метров. Алексей то отдалялся от корпуса корабля, то приближался к нему вплотную, снимая весь процесс на кинокамеру. В те годы еще не были изобретены специальные реактивные ранцы, позволяющие космонавтам свободно передвигаться и маневрировать в открытом космосе, а потом возвращаться на корабль. Тонкий прочный трос, снабженный двумя металлическими карабинами, – вот все, что соединяло Алексея Архиповича с кораблём, а значит, и с Землей.

Скафандр Леонова, названный разработчиками «Беркутом», представлял собой полностью автономную защитную систему с максимальным запасом кислорода в 1666 л. При этом космонавт каждую минуту расходовал более тридцати литров. Поэтому на весь процесс выхода в открытый космос Леонову отводилось время одного школьного урока – 45 минут. Пилот должен был успеть переместиться в шлюз, выйти в космос, произвести необходимые действия, вернуться в шлюзовую камеру и дождаться её закрытия. «Лишнего» кислорода на случай неудачи просто не было!

Весь процесс выхода Алексея Леонова в открытый космос занял 23 минуты 41 секунду. За бортом корабля пилот пробыл 12 минут 9 секунд.

Скафандр «Беркут» для выхода в открытый космос.

Леонову повезло: он успел завершить все свои действия до того момента, когда корабль вошел в теневую зону. В противном случае низкие (до минус 100о) температуры могли помешать выполнению программы и даже создать угрозу жизни космонавта. Кроме того, в полной тьме Алексею было бы крайне сложно справиться с тросом и войти обратно в шлюз. Но пребывание на солнечной стороне, где температура достигала +60о, также оказалось сомнительным удовольствием: все двенадцать минут космонавт страдал от нестерпимой жары и обливался потом. По словам Леонова, какой-то особо едкий пот буквально заливал ему глаза, и терпеть жжение было просто невыносимо.

Шлюз был надут на самом первом витке. Беляев и Леонов в скафандрах заняли свои места. Как только ракета пошла на второй виток, Леонов перебрался в камеру шлюза и командир закупорил люк. В 11 ч 28 мин из «Волги» был выкачан воздух, а еще через четыре минуты открылся внешний люк, и Алексей Архипович оказался один на один с бездной. В 11 ч 34 мин Леонов вышел в открытый космос.

Сначала Алексей «отплыл» от ракеты примерно на метр и сразу же вернулся. Его тело могло совершать любые движения в пространстве, свободно переворачиваться. Перед космонавтом развернулась земная панорама, которую он наблюдал сквозь стекло: Черное море с кораблями.

Кадр из фильма «Время первых»

Леонов несколько раз отдалялся от корабля и вновь приближался к нему, раскидывая руки и делая различные развороты в невесомости. Все это время он не переставал общаться с Беляевым и Центром управления полетами на Земле. Когда Алексей «проплывал» над Волгой, командир дал ему возможность послушать сообщение ТАСС о выходе советского пилота в открытый космос. Эту грандиозную новость о самом себе Леонов услышал по телефону, размещенному внутри скафандра и подключенному к радио Москвы. В этот самый момент камеры корабля вели трансляцию на Землю, и все люди планеты смогли увидеть, как Леонов жестом поприветствовал землян прямо из открытого космоса!

Триумфатор

23 марта их встречала столица. Врачи разрешили героям участие в многолюдных митингах. Леонов любил и умел поговорить, публичности не боялся. «Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск», — так образно и бойко он рассуждал с трибуны Мавзолея.

Встреча экипажа космического корабля «Восход-2» Алексея Леонова и Павла Беляева в Москве, 23 марта 1965 года. Фото: РИА Новости/Владимир Акимов

После этого в долгой жизни Алексея Леонова чего только не случалось — и второй полет, десятилетие спустя, со стыковкой с американским космическим кораблем «Аполлон». Всемирная слава, награды, звания, художественные выпуски и книги… Но ничто не сравнится с теми счастливыми и тревожными минутами, когда он парил над Землей. Первый в мире. Единственный на планете.

Резонанс этого полета сравним только с гагаринским. Американцы уже несколько месяцев готовились к выходу в открытый космос, но Королёв снова сыграл на опережение. Американский астронавт вышел в «свободный полет» ровно на три месяца позже Леонова.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Проспект двухместного космического корабля-спутника «Восход-2»

Документ 1964 года, подписанный главным конструктором С.П. Королёвым и заместителями главного конструктора Б.Е. Чертоком и П.В. Цыбиным, рассказывает об устройстве и особенности корабля «Восход-2», предназначенного для «экспериментальной проверки конструктивных решений по обеспечению выхода человека из корабля в космическое пространство, отработки космических скафандров, получения экспериментальных данных для проектирования систем, обеспечивающих передвижение и действия человека вне корабля-спутника». Приводит также список основных исполнителей работ по программе.

Улучшения корабля

Первый выход в открытый космос был бы невозможен без надежного космического корабля, который смог бы находиться в космосе длительное время и принять на борт сразу нескольких космонавтов. Этим кораблем стала вторая версия «Восход», на котором ранее уже летало трое космонавтом: Комаров, Феоктистов и Егоров. Но на тот момент им было настолько тесно в кабине, что пришлось не надевать скафандры, что грозило мгновенной смертью в момент внезапной разгерметизации корабля. Новая версия получила надувной шлюз и свободное место для полета двух человек. Как только совершалась посадка, надувная камера отделялась и корабль садился.

Но риск все равно оставался, так как времени было все меньше и США буквально наступали на пятки, пришлось решаться на запуск корабля без проверки всех систем. Ситуацию усугублял тот факт, что ровно за месяц до старта Леонова была по ошибке уничтожена копия корабля, совершавшая беспилотный полет. Виной всему – команда на самоуничтожение. Первый выход Леонова в космос мог и вовсе не состояться, но Королев и Келдыш (глава научной академии СССР) посоветовались с космонавтами и решили, что запланированный полет случиться ровно в срок.

Подготовка к полёту

Тренировки проходили очень интенсивно. Леонов вспоминал, как ежедневно пробегал не менее пяти километров и проплывал по семьсот метров. Во время вращения в центрифугах будущие космонавты нередко теряли сознание. Одним из самых тяжких испытаний было длительное пребывание в сурдокамере, в условиях полной звукоизоляции.

Составляя долгосрочные космические программы, и советские, и американские ученые понимали, что будущим космонавтам придется проводить на орбите по многу недель, а то и месяцев. Не исключено, что возникнет необходимость проведения наружных ремонтных или профилактически работ. Естественно, делать это придется самим космонавтам, поэтому нужно как можно скорее разработать эффективную и безопасную систему выхода в открытый космос.

Леонов на лопинге во время тренировки / Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС

В Советском Союзе разработками занимался Сергей Павлович Королёв. Он же подбирал кандидатуру пилота, способного осуществить этот грандиозный проект. Выбор пал на космонавта из первого отряда – Алексея Архиповича Леонова. Как оказалось, Королёв был настоящим романтиком. Он на полном серьезе говорил, что первый человек, увидевший нашу планету из открытого космоса, должен быть не только летчиком, но и художником. Картины Алексея Леонова не раз приводили главного конструктора в восхищение. Генерал Николай Каманин, руководивший первыми космонавтами, также полагал, что именно Леонов лучше других сможет почувствовать и передать «всю красоту и своеобразие этого эксперимента».

Впрочем, зная, что Леонов – человек рисковый, Сергей Павлович Королёв наставлял его «не лезть на рожон», в открытом космосе, а просто выйти из корабля и помахать рукой. Тогда Королев еще не мог предвидеть, насколько сложным окажется для космонавта этот краткосрочный выход в бездну.

Космонавт Леонов А.А. в скафандре в самолете-лаборатории во время тренировки на невесомость в период подготовки к полету на КК «Восход-2». Борт самолета, 1965г. Фото из архива РГА НТД

К концу зимы 1965 года «наземная» часть программы была практически выполнена: создана усовершенствованная версия космической ракеты «Восход-1», на которой годом раньше совершили полёт трое советских пилотов, разработаны надувная шлюзовая система «Волга» и особый защитный скафандр. Экипажу первого «Восхода», В. Комарову, Б. Егорову и К.Феоктистову, пришлось так тесниться в кабине, что полёт проходил без скафандров. В случае разгерметизации корабля это привело бы к немедленной гибели. Поэтому «Восход-2» был сконструирован в расчете на свободное размещение двух пилотов в полном космическом снаряжении.

И все-таки Королёв и Мстислав Келдыш (президент Академии наук СССР), поговорив с космонавтами, решили не менять планов. Была окончательно утверждена дата выхода человека в открытый космос – 16 марта 1965 года.

Главный конструктор С. П. Королёв рассказывает о космическом корабле «Восход-2» и выходе космонавта в открытый космос. Видеофрагмент из документального фильма «Королёв» (Центрнаучфильм, 1986 г.). РГАНТД. Арх. № 934-11

Состав экипажей был оглашен лишь за два дня до старта. Командиром корабля назначили подполковника Павла Беляева, а пилотом, выходящим в открытый космос, – майора Алексея Леонова.  Экипаж-дублёр: майоры Дмитрий Заикин и Евгений Хрунов.

Позывной Леонова, «Алмаз-2», аналогичен позывному командира Павла Беляева. Отличались позывные лишь цифрой: Беляев был «Алмазом-1».

Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»

Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос

  • Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге  (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
  • За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Опасности выхода в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) — около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.
Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.

  • 5 интересных фактов из жизни Юрия Гагарина

Триумфатор

23 марта их встречала столица. Врачи разрешили героям участие в многолюдных митингах. Леонов любил и умел поговорить, публичности не боялся. «Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск», — так образно и бойко он рассуждал с трибуны Мавзолея.

Встреча экипажа космического корабля «Восход-2» Алексея Леонова и Павла Беляева в Москве, 23 марта 1965 года

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Владимир Акимов

После этого в долгой жизни Алексея Леонова чего только не случалось — и второй полет, десятилетие спустя, со стыковкой с американским космическим кораблем «Аполлон». Всемирная слава, награды, звания, художественные выпуски и книги… Но ничто не сравнится с теми счастливыми и тревожными минутами, когда он парил над Землей. Первый в мире. Единственный на планете.

Резонанс этого полета сравним только с гагаринским. Американцы уже несколько месяцев готовились к выходу в открытый космос, но Королёв снова сыграл на опережение. Американский астронавт вышел в «свободный полет» ровно на три месяца позже Леонова.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Арсений Замостьянов

Подготовка к полёту

Рисунок 1. А. Леонов

Разразившаяся после Второй мировой войны гонка вооружений между Советским Союзом и Соединёнными Штатами постепенно становилась всё шире. Так, в 60-х гг. она распространилась за пределы планеты и продолжилась в космосе. Если с первым полётом человека в космос СССР опередил потенциального противника, теперь предстояло решить следующую задачу: совершить выход космонавта в открытое пространство.

Эта цель являлась первостепенной из-за возможного возникновения необходимости ремонта кораблей во время осуществления полёта и изучения иных космических тел, находящихся в просторах Вселенной.

Скафандр

Улыбка Леонова, запечатленная в скафандре, расположенном в музее космонавтики, сразу же облетела все газеты мира, но усилия, скрытые за ней, не были видны никому. Все дело в том, что для полета разработали скафандры под кодовым названием «Беркут». Инженеры добавили дополнительный слой герметичной оболочки и поместили за спину космонавта ранец с системой обеспечения жизнедеятельности. А для улучшения светоотражающий свойств был изменен традиционный оранжевый цвет, на замену которому пришел белый. Все эти новшества серьезно утяжелили и без того массивный доспех, доведя его до цифры в 100 кг.

Тренировки космонавтов проводились в скафандрах. И тут выяснились глобальные недоработки. Система жизнедеятельности работала исправно, но крайне слабо, из-за этого подачи воздуха не хватало и при любых движениях, человек испытывал слабость и начинал усиленно потеть.

Стоит прибавить к этому неудобство самой конструкции, из-за которой, для простого сжатия кулака требовалось напрячься и сделать усилие в 25 килограмм, так сразу становится понятно, что первый космонавт в космосе испытывал не самые лучшие чувства. Лишь для совершения самых простых движений, требовались постоянные тренировки, поэтому космонавты часто работали на износ, но не останавливались перед своей целью. Стоит отметить, что коллеги считали Леонова наиболее сильным и выносливым из всех, именно это сделало его ключевой фигурой в эксперименте и как первый космонавт который вышел в открытый космос.

Служба

В 1953 году поступает, по комсомольскому набору, в летное училище Кременчуга. В 1954 году получает звание сержанта. В 1955 году по разнарядке отправлен в военное авиационное училище летчиков испытателей Чугуевска. Оканчивает училище в звании лейтенанта в 1957 г. и получает распределение в 10-ю Гвардейскую авиационную истребительную дивизию, находящуюся в Кременчуге. В 1959 году, празднуя свой 25 день рождения, Алексей Архипович знакомится со своей будущей женой Светой Доценко, 14 ноября сыграли свадьбу. На следующий день Алексей Архипович отбывает на службу в Германию, где служит старшим летчиком авиационного полка. Только весной, получив вызов, приезжает жена космонавта Светлана Павловна Леонова.

11 января 1960 создают часть для подготовки космонавтов в закрытом Звездном городке, в дальнейшем Центр подготовки космонавтов. И уже в марте зачисляют первых космонавтов, в их число попадает и Алексей. Леонов знакомится с Гагариным Юрием (летчик космонавт СССР, годы жизни и смерти 9 марта 1934 — 27 марта 1968), вместе часто ездят на охоту. Блестяще сдает выпускные экзамены в апреле шестьдесят первого года. Получает звание старшего лейтенанта двадцать восьмого марта 1960 г., звание капитана десятого июля 1961.

Весной 1963 года его начинают подготавливать, в качестве резервного пилота на космический корабль «Восток 5». С августа 64 начал проходит подготовку для полета на корабле «Восход 2».

Алексей Леонов готовится вместе с Павлом Ивановичем Беляевым (летчик космонавт, дата смерти 10 января 1970). Восемнадцатого марта 1965 года совершает свой первый космический полет вторым пилотом «Восход- 2». В 11 часов 34 минуты он совершил выход в космическое пространство на двенадцать минут и девять секунд и удалился от корабля на пять метров. Это был 1-ый выход человека в открытый космос. Не все прошло гладко, возникло несколько нештатных ситуаций, полет длящийся 26 часов 2 минуты 17 секунд, закончился благополучно. В этот же день Алексею Леонову присваивают звание —подполковник. 23 марта присвоены звания Героев Советского Союза Беляеву и Леонову, а также им вручают медали «Золотая Звезда», ордена Ленина.

Назначен космонавтом инструктором первого отряда космонавтов Центра подготовки 14 марта 1966 году. С 25 июня 1966 заместитель командира 1-го отряда Центра. 1968 год, Алексей Архипович заканчивает инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Жуковского.

А 22 января 1969 все переживали, жив ли космонавт Леонов? Алексей Архипович находился в автомобиле, вместе с другими космонавтами, когда машину расстреливал в упор Владимир Ильин. Он считал, что там находится Леонид Ильич Брежнев. В марте 1969 назначают старшим инструктором космонавтом и заместителем начальника первого управления. В период с 1967 по апрель 1973 годы неоднократно Леонов проходил предполетные подготовки, но полеты по разным причинам не состоялись.

С мая 1973 года по июнь 1973 проходит подготовку в качестве командира экипажа, программа ЭПАС (программа совместного полета советского корабля «Союз -19» и американского «Аполлон»). Второй полет в космос космонавт Леонов совершил, совместно с Валерием Николаевичем Кубасовым, 15 июля 1975 года. Впервые была проведена стыковка космических кораблей разных стран. Длительность полета составила 5 дней 22 часа 51 секунду. За проявленное мужество и героизм, успешный полет 22 июля 1975 получает звание генерал-майор авиации, награждается орденом Ленина и второй медалью «Золотая звезда».

В марте 1976 года назначен командиром отряда космонавтов.

С 26 января 1982 отчислен из отряда, Леонова назначают на должность 1-ого заместителя начальника Центра по летной и космической подготовке. Где он служит по сентябрь 1991 года.

9 марта 1992 года уволен в запас по возрасту.

Космонавт Алексей Леонов

Прилет Шарль де Голля

Для того чтобы космонавты вышли в открытый космос проводились ежедневные тренировки, в разгар которых прилетает Шарль де Голль и Хрущев загорается идеей похвастаться достижениями страны и показать Франции, как происходит отработка выхода. В этот момент, космонавты поняли, что в состав экипажа войдут именно те, кто будет участвовать в «спектакле». И тут случается то, что стало поводом для многолетних обид Хрунова на Гагарина. Последний решил заменить Хрунова на Беляева и никак не пояснил свои мотивы.

Позднее, он рассказал, что Беляев должен был получить последний шанс для полета в космос, а молодой и амбициозный Хрунов еще неоднократно получит возможность сделать это в своей дальнейшей жизни. К тому же, именно Беляев гораздо лучше подходил Леонову с точки зрения психологической совместимости. Но факт остался фактом – обида была серьезная.

Скафандр

Улыбка Леонова, запечатленная в скафандре, расположенном в музее космонавтики, сразу же облетела все газеты мира, но усилия, скрытые за ней, не были видны никому. Все дело в том, что для полета разработали скафандры под кодовым названием «Беркут». Инженеры добавили дополнительный слой герметичной оболочки и поместили за спину космонавта ранец с системой обеспечения жизнедеятельности. А для улучшения светоотражающий свойств был изменен традиционный оранжевый цвет, на замену которому пришел белый. Все эти новшества серьезно утяжелили и без того массивный доспех, доведя его до цифры в 100 кг.

Тренировки космонавтов проводились в скафандрах. И тут выяснились глобальные недоработки. Система жизнедеятельности работала исправно, но крайне слабо, из-за этого подачи воздуха не хватало и при любых движениях, человек испытывал слабость и начинал усиленно потеть.

Стоит прибавить к этому неудобство самой конструкции, из-за которой, для простого сжатия кулака требовалось напрячься и сделать усилие в 25 килограмм, так сразу становится понятно, что первый космонавт в космосе испытывал не самые лучшие чувства. Лишь для совершения самых простых движений, требовались постоянные тренировки, поэтому космонавты часто работали на износ, но не останавливались перед своей целью. Стоит отметить, что коллеги считали Леонова наиболее сильным и выносливым из всех, именно это сделало его ключевой фигурой в эксперименте.