Китайско-восточная железная дорога

Оглавление

Война после победы

20 августа Красная Армия, разбив японские войска, вступила в Манчжурию. Сразу надо отметить, что первоначально планировалось быстрый вывод советских войск из Маньчжурии, но произошла задержка на целых восемь месяцев. На этот раз Красная Армия занялась хозяйственной деятельностью. В первую очередь это было управление освобожденной территорией и обеспечение ее жизнедеятельности, а также демонтаж оборудования японских предприятия и вывоз их в Советский Союз. 

Появился еще и политический момент, который потребовал этой задержки  с выводом войск. Надо было создать условия для деятельности китайских коммунистов. В это время отношения между правящей партией Гоминьдан во главе с Чан Кайши и КПК во главе с Мао Цзедуном обострились настолько, что они стояли на пороге гражданской войны.

К этому времени количество советских военных в регионе значительно сократилось  и командование могло обеспечить определенный порядок только в крупных городах. В сельских районах  такой стабильности не было, и здесь активизировались бандитские отряды-наследники традиций хунхузов. Самое интересное, что отряды коммунистов,  отряды Гоминьдана  и просто бандитов отличить друг от друга было очень сложно.  Методы у всех были очень похожие. Первоначально все эти отряды боролись за власть без лишнего шума и с Красной Армией не связывались, но постепенно и на советские войска стали совершаться нападения. В дальнейшем, все кто проявлял,  к нашим войскам враждебность получил название хунхузы.

Ситуация в регионе заметно ухудшилась к ноябрю 1945 года. Участились нападения на советских военнослужащих, под откос был пущен эшелон 52-го полка «катюш». Представители Гоминьдана втайне от советской военной администрации создали свои «армии, дивизии и полки» которые насчитывали 13.5тысяч человек. Коммунисты, тоже сложа руки, не сидели и создали в Маньчжурии подразделения в количестве 100 тысяч человек. В декабре 1945 года гоминьдановские отряды в Шеньяне совершили нападение на военные комендатуры, были убиты несколько гражданских служащих. Только с помощью бронемашин и дополнительных подразделений нападавшие были разогнаны. В дивизиях начали создавать подвижные боевые отряды, которые должны обнаруживать, преследовать и уничтожать хунхузские группы. Мой отец, закончив Великую Отечественную войну в Вене, участвовал в советско-японской войне и как раз был в составе тех отрядов. Он рассказывал, что они постоянно колесили, по этим пустынным территориям разыскивая  бандитов. В результате, его демобилизация прошла только в 1947 году.

Естественно, что советские отряды были лучше вооружены, имели прекрасный боевой опыт и успешно справлялись с бандитами. К примеру, отрядами 36-й дивизии было прочесано 46 населенных пунктов, уничтожено 187 бандитов, взято в плен 58.

Список станций [ | ]

Восточная ветка (Харбин — Суйфеньхэ)
Год постройки Название станции Статус
ru
pinyin
cn
1899 Харбин Haerbin 哈尔滨
1898 Ванчжао Wangzhao 王兆
1898 10 Сянфан Xiangfang 香坊
1898 Синьсянфан Xinxiangfang 新香坊
1899 Чэнгаоцзы Chenggaozi 成高子
до 1985 Сань(ш)алицзы упразднена
1899 Шелитунь Shelitun 舍利屯
1900 Ачэн Acheng 阿城
около 1900 Баньлачэнцзы Banlachengzi 半拉城子 упразднена
1899 02 Ягоу Yagou 亚沟
1899 02 Юйцюань Yuquan 玉泉
1899 Баймаоцзы Baimaozi 白帽子
1899 Байлинь Bailing 白岭
1899 03 Сяолинь Xiaoling 小岭 упразднена
1960 Сяолинь (новая)
1899 Сяопиншань Xiaopingshan 小平山
1899 Пиншань Pingshan 平山
1899 Дунпиншань Dongpingshan 东平山
1899 06 Маоэршань Maoershan 帽儿山
1899 Мифэн Mifeng 蜜蜂
1899 Линлань Linglan 铃兰
1899 Сяоцзю Xiaojiu 小九
1899 Уцзими Wujimi 乌吉密
1899 Шанчжи Shangzhi 尚志
1899 11 Маянь Mayan 马延
1899 10 Имяньпо Yimianpo 一面坡
1899 10 Цзюцзянпао Jiujiangpao 九江泡 упразднена
1899 Ваншань Wanshan 万山
1899 11 Вэйхэ Weihe 苇河
1899 11 Цинюнь Qingyun 青雲
1899 12 Ябули Yabuli 亚布力
Старая заброшенная ветка
1899 12 Шитоухэцзы Shitouhezi 石头河子 Ветка упразднена
1899 12 Тутахэцзы Tutahezi 土塔河子
1900, начало Лэншань Lengshan 冷山
1900, начало Ляньма
1900 03 Гаолинцзы Gaolingzi 高岭子
1900 Суньшань (Фылинхэ)
Современная обходная ветка
(построена япоцами)
до 1985 Минсинь Mingxin 明新
Юйчи Yuchi 魚池
до 1985 Тунцзы упразднена
Кайдао Kaidao 开道
до 1985 Лулин упразднена
до 1940 Хуфэнь Hufeng 虎峰
1940 Дуцао Ducao 杜草
1900 Жишань (Чжишань) Zhishan 治山
1901 02 Люйшуй Lushui 绿水 упразднена
до 1939 Медвежий разъезд упразднен
1901 02 Хэндаохэцзы Hengdaohezi 横道河子
Сяоугуань Xiao Wuguan 小五官
1901 Даолинь Daolin 道林
1901 Цинлинцзы Qinglingzi 青岭子
1901 Шаньши Shanshi 山市
1901 Цифэн Qifeng 奇峰
Аотоу (новая) Aotou 敖头
1901 Аотоу
до 1985 (?)учжэнь(т)унь
1901 Хайлинь Hailin 海林
около 1901 Лагу Lagu 拉古
1937 Хуанхуа Huanghua 黄花 упразднена
1901 Муданьцзян Mudanjiang 牡丹江
около 1901 Пост упразднена
1901 Айхэ (Эхо) Aihe 爱河
до 1939 Сидаолин (Сидаолинцзы) Sidaolin (Sidaolinzi) 四道 (四道岭) упразднена
1901 Модаоши Modaoshi 磨刀石
1901 Шаньди Shandi 山底
1901 Дагуаньлин Daguanling 大观岭
1901 Шаньдун Shandun 山洞
1901 Даймагоу Daimagou 代马沟
1901 Синьфанцзы Xinfangzi 新房子 упразднена
1901 Бэйлинь Beilin 北林
около 1900 Дацяо (Дацяоцзы) Daqiao (Daqiaozi) 大桥 (大桥岭) упразднена
1900 03 Мулинь (старая) Muleng 穆棱
1900 Илин Yilin 伊林
Обходная скоростная ветка
2015 Мулинь (новая) Muleng 穆棱
1900 Сяченцзы Xiachengzi 下城子
1900 Мацяохэ Maqiaohe 马桥河
около 1900 Цингоуцзы упразднена
1900 Хунфанцзы Hongfangzi 红房子
около 1900 Ламяньхэ упразднена
до 1939 Ломихэ упразднена
1900 Тайлинь Tailing 太岭
около 1900 Силин упразднена
до 1939 Цошу (Цзошу) упразднена
1899 11 Силиньхэ Xilinhe 細鱗河
1899 Cуйси Suixi 绥西
1899 Суйян (старая) Suiyang 绥阳
Обходная скоростная ветка
2015 12 Суйян (новая) Suiyang 绥阳
около 1898 Хунхуалин Honghualing 红花岭 упразднена
1898 Куаньгоу (Широкая Падь) Kuangou 宽沟 упразднена
2015 12 Суйфэньхэ (новая) Suifenhe 绥芬河
1898 11 Суйфэньхэ (старая)

Московский договор

3 июня 1896 года русско-китайский договор был официально заключён. Его подписание состоялось в Москве, поэтому историки часто называют его Московским договором. Свои подписи под документом с российской стороны поставили министр финансов Сергей Витте и министр иностранных дел Алексей Лобанов-Ростовский, а с китайской — Ли Хунчжан как государственный секретарь и чрезвычайный и полномочный посол Цинской империи.

Также по теме


«Из соображений государственных интересов»: как Дальний Восток стал российским

160 лет назад был подписан Айгунский договор, согласно которому в состав России официально вернулись утраченные за полтора столетия до…

Согласно документу, обе стороны договорились поддерживать друг друга «всеми сухопутными и морскими силами» в случае нападения Японии на одну из них. Китай пообещал в случае начала военных действий открыть для России все свои порты. Кроме того, «чтобы облегчить русским сухопутным войскам доступ в угрожаемые пункты и обеспечить их съестными припасами», правительство империи Цин согласилось на строительство через Амурскую и Гиринскую провинции Китая российской железной дороги в направлении Владивостока. В мирное время Россия получала право на сквозной транзит войск через территорию Китая. А в случае войны железная дорога могла использоваться Российской империей в военных целях без каких-либо ограничений.

По словам историков, русско-китайский договор 1896 года позволил Пекину завершить эпоху неравноправных международных актов, подписанных между Китаем и западными державами во второй половине XIX столетия.

«По итогам Опиумных войн с Великобританией и Францией Китай был превращён в полузависимое государство. Контроль над страной в значительной мере перешёл к иностранцам. Московский же договор с Россией частично восстанавливал самостоятельность Китая», — заявил в беседе с RT врио директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.

Как отметил руководитель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Карнеев, новый договор с Китаем позволял России более активно защищать свои интересы на Дальнем Востоке.

«Россия была заинтересована в продвижении к Тихому океану. Она имела серьёзные экономические интересы в регионе и поэтому хотела видеть в Китае надёжного партнёра. Договор стал большим шагом в данном направлении», — подчеркнул эксперт.

  • Китайско-Восточная железная дорога. Мост через реку Сунгари. Фото нач. ХХ века

В рамках реализации положений Московского договора в августе 1896 года был подписан контракт на постройку и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги. Управлять магистралью должно было специально учреждённое «Общество Китайско-Восточной железной дороги». Китайское правительство получало право выкупить магистраль через 36 лет после запуска движения поездов. В свою очередь, власти Цинской империи бесплатно передавали «Обществу КВЖД» земли, необходимые для строительства, эксплуатации и охраны дороги. Предприятие было освобождено не только от контроля со стороны китайского правительства, но также от ряда местных налогов и пошлин.

Состав управления КВЖД утверждался министром финансов России. Для обеспечения безопасности магистрали была создана специальная Охранная стража, преобразованная в дальнейшем в пограничную стражу Заамурского округа Отдельного корпуса пограничной стражи.

Основные работы по строительству КВЖД производились в 1897—1903 годах. Общая протяжённость железной дороги составила 2450 км. Было построено 92 станции и проложено девять тоннелей.

  • Вид на Порт-Артур. 1904 год
  • РИА Новости

Как рассказал Виталий Захаров, помимо строительства КВЖД, Россия, развивая достигнутые в Москве соглашения, подписала в 1898 году конвенцию по аренде у Китая Порт-Артура и Дальнего, получив их в полное и исключительное пользование на 25 лет.

По словам Алексея Маслова, договор 1896 года и строительство КВЖД были выгодны обеим сторонам.

«КВЖД создала позиции для укрепления России в регионе, предоставила ей военный доступ в Маньчжурию. Россия усилила защиту дальних рубежей. С другой стороны, она принесла пользу Китаю — оживилась торговля, возникли новые населённые пункты, учебные заведения, которые существуют до сих пор, была создана промышленная база. Если бы не неудачная для нас Русско-японская война, после которой действие договора было приостановлено, обе стороны и дальше могли бы пользоваться его выгодами», — резюмировал Маслов.

Гражданская война в России (1917-1922)

В Ноябрь 1917 г., Менее чем через месяц после захвата власти большевиков , то Совнарком распускает Общий Хорват из его функций и передачи управления железной дороги в Харбинском СССР . Тогда вся линия официально перешла под контроль большевиков. В декабре с помощью белогвардейцев и китайских войск генерал Хорват свергает Харбинский совет и восстанавливает контроль над железной дорогой. Он основал временное правительство России в Харбине и превратил штаб-квартиру компании в оплот антибольшевистского сопротивления. В конце декабря было совершено нападение на несколько станций, расположенных к западу от линии и находившихся под контролем большевиков. Атаман Семёнов захватили станцию Mandchouli , обезоруживает красный гарнизон и возвращается в Россию последовали в автомобиле крупного рогатого скота, членов местного Совета. Семенов и Унгерн-Штернберг обосновались в Западной Маньчжурии вдоль железной дороги, где организовали небольшую армию. На другом конце линии атаман Калмыков ставится с казаками в Пограничной .

В Март 1918 г., Князь Кудачев и акционеры железной дороги просят адмирала Колчака войти в совет директоров компании. Колчак, который хотел присоединиться к Западному фронту и сражаться на стороне союзников, неохотно принимает это предложение по настоянию военного министерства . Средне-Апрель 1918 г.Колчак встречается с князем Кудачевым в Пекине и принимает пост «военнослужащего» в совете директоров железной дороги. Через несколько дней в Пекин прибыли генерал Хорват , промышленник Путилов и несколько представителей Русско-Азиатского банка , которым принадлежала большая часть акций компании. Вместе они договариваются о реорганизации компании и наведении порядка в районе железной дороги. Назначение Колчака на должность главнокомандующего российскими войсками в районе железных дорог было официально оформлено.26 апреля 1918 г..

КВЖД в 30-40-е года XX века

В начале 30-х годов Япония активизировала внешнюю политику в отношении Китая. 18 сентября 1931 года японские войска заняли Северную Маньчжурию. Официальная позиция Токио сводилась к тому, что японцы защищают местное население, которое страдало из-за произвола китайской администрации. 5 февраля 1932 года японские силы захватили Харбин, включив его в состав марионеточного государства Маньчжоу-го, созданного на захваченной североманьчжурской территории.

Таким образом, доходы от КВЖД резко пошли на спад, что усугублялось Великой депрессией и развитием в Маньчжурии собственных железнодорожных веток. Помимо этого, кризис переживали и советско-китайские отношения.

В этот период обострился спор из-за «дела об угоне паровозов». Еще в Первую мировую войну царское представительство заказало в Штатах крупную партию паровозов для российских железнодорожных магистралей. Обозначенный товар прибыл в срок и проходил первичную обкатку на КВЖД. Во время Гражданской войны часть паровозов все еще находилась там же, и китайская сторона посчитала их собственностью КВЖД. Советы же полагали, что имущество принадлежит им на правах правопреемника царской России. В итоге паровозы были перегнаны в СССР. В ответ на это Китай остановил сообщение КВЖД с Уссурийской и Забайкальской железными дорогами, а также начал аресты советских граждан. Давление на СССР велось и на идеологическом поприще. В 1934 году с китайских радиостанций на советский Дальний Восток вещались программы, финансируемые белым движением.

19 сентября 1934 года СССР принял решение продать КВЖД Маньчжоу-го. Сделка оценилась в 140 миллионов иен. 23 марта 1935 года состоялось официальное подписание документа. Треть суммы правительство Маньчжоу-го выплачивало сразу. Оставшуюся часть Советы должны были получить в течение 3-х лет за счет поставок от маньчжурских и японских фирм.

Во время Второй мировой войны КВЖД снова отошла под контроль Советов. Возврат магистрали стал возможен благодаря совместным действиям 2-го Дальневосточного фронта и Амурской флотилии 20 августа 1945 года.

Возведение Китайско-Восточной железной дороги

Сибирь и Дальний Восток были обособлены от европейской части Российской империи ввиду отсутствия развитой транспортной инфраструктуры. Это вызывало определенное беспокойство в правительстве, особенно на фоне активной внешней политики западных стран в Восточной Азии и на Дальнем Востоке.

Потому в 1891 году было принято решение касательно возведения Транссибирской железной магистрали. Позднее рассматривались разные варианты ее развития, победил из которых как раз маньчжурский, предложенный министром финансов С. Ю. Витте. Предполагалось, что Китайско-Восточная железная дорога не только поможет в мирной экспансии в Маньчжурию, но и откроет для Петербурга азиатско-тихоокеанский рынок.

Для финансирования проекта по возведению КВЖД в 1895 году был создан Русско-Китайский банк. 15 процентов средств для него выделили петербургские коммерческие структуры, а более 60 процентов — французские. 3 июня 1896 года состоялось подписание Московского договора против Японии. Он носил тайный характер. По нему Пекин разрешал Петербургу возведение КВЖД на территории Маньчжурии. Для содержания будущей магистрали создавалось акционерное «Общество Китайской восточной железной дороги».

В декабре 1896 года состоялись выборы правления Общества КВЖД. Пост вице-председателя и все нижестоящие должности отошли российским государственным деятелям. Пост первого председателя занял китайский посол Сюй Цзэнчэн.

27 августа 1897 года началось возведение КВЖД силами российских специалистов. Охрана объекта также предполагала исключительно российское присутствие. Возведение магистрали сопровождалось рядом трудностей, наиболее значимой из которых стало Боксерское восстание 1899 года. Оно длилось до 1901 года и привело к разрушению нескольких станций, железнодорожного полотна, а также к захвату российских граждан китайскими повстанцами.

Несмотря на это, летом 1901 года открылось временное движение по всей протяженности КВЖД, а участие Российской империи в подавлении Боксерского восстания позволило оккупировать несколько северо-восточных провинций Цинского Китая. Тем не менее ввиду участия в подавлении восстания боксеров других государств (Англии, Франции, Германии, Штатов, Италии, Австро-Венгрии и Японии) России не удалось уговорить китайское правительство на передачу данных областей. Потому летом 1903 года было создано Дальневосточное наместничество, возглавляемое адмиралом Е. И. Алексеевым, которому было поручено предпринять все возможные меры для дальнейшего укрепления России в Китае.

14 июня 1903 года состоялось официальное открытие КВЖД. Наличие нового полотна вызвало резкий скачок в развитии Маньчжурии. Население этого региона увеличилось в два раза, что обусловило рост Дальнего и Порт-Артура, которые обогнали Владивосток и Хабаровск по количеству жителей. На этом фоне в русском Приморье по-прежнему отслеживалась слишком низкая плотность населения. Наличие КВЖД позволило китайцам ежегодно прибывать в Приморье на заработки.

Дорога к конфликту

Конфликт вокруг КВЖД был неизбежен, поскольку едва-едва оправившийся от многолетней гражданской войны Китай предпринимал колоссальные усилия для восстановления своего суверенитета и сохранения территориальной целостности. Проходившая по китайской территории железная дорога, построенная по инициативе России в конце XIX – начале ХХ века, хотя и была формально совместным коммерческим предприятием двух стран, рассматривалась Китаем в лице предводителя Гоминьдана маршала Чан Кайши как несомненная угроза — если не в настоящее время, то в будущем.

Сыграло свою роль и обострение отношений между гоминьдановским правительством и Советским Союзом после того, как китайские коммунисты, которых безусловно поддерживала Москва, превратились в противников Чан Кайши. В такой ситуации любой объект, на котором присутствовали советские граждане, а тем более официальные советские представители, рассматривался правительством в Нанкине, ставшем столицей чанкайшистов, как источник вражеской пропаганды и инструмент советского влияния.

Строевые занятия в одном из подразделений Мукденской армии, Маньчжурия, 1929 год

Впрочем, подобное отношение правительство Чан Кайши демонстрировало не только к советским объектам. 27 апреля 1929 года оно направило иностранным державам особую ноту, в которой потребовало отмены права экстерриториальности. Но откровеннее всего недовольство китайской власти чувствовали на себе именно советские специалисты и сотрудники КВЖД, а также работники советских дипломатических миссий. Это давление росло постепенно, но неуклонно. Первые инциденты, вызвавшие несколько грозных дипломатических нот из Москвы, были зафиксированы в 1925 году. За ними последовал всплеск подобных ЧП в 1927 году. К примеру, китайские солдаты и полицейские захватили и разгромили советское полпредство в Пекине. А после того, как в 1928 году Чан Кайши и его правительство в Нанкине получили международное признание, в том числе и со стороны СССР, и начали процесс интеграции Маньчжурии в состав Китая, события вокруг КВЖД начали развиваться стремительно.

Все против всех

Чтобы правильно понять всю новую проблему мы вкратце расскажем, как и где появились эти хунхузы.

Маньчжурия, которая стала центром нашего повествования, еще с 17 века стала заповедной территорией правящей династии Цин, династии маньчжуров завоевателей и селиться здесь простым китайцам, было запрещено. Земли эти были не очень плодородные и никогда плотно не были заселены, но простые китайцы, замученные тяжелой работой и жестокостью власти, считали эти земли свободными и прекрасными.

В середине 19 века, Китай, расшатанный постоянными интервенциями и крестьянскими восстаниями на такие мелочи, как перемещение людей по стране  уже не обращал внимание, да и влиять не мог. После Первой опиумной войны в, в Маньчжурию хлынул поток переселенцев с юга

Очень быстро население Маньчжурии выросло в четыре раза и все за счет пришлого населения. Часть его было крестьяне с юга, а часть ссыльные каторжники. Многие из них стали костяком организованной преступности,  а часть прибывших занялись мелким ремеслом и торговлей и вместе с местными маньчжурами они  и стали главной кормовой базой новых грабителей. Маньчжурия быстро стала территорией, где преступность быстро набрала силу, а сами бандиты сбивались в банды, которые получили название хунхузов.

Само слово «хунхуз» переводиться как «рыжебородый», но с чем это вызвано есть споры даже у специалистов. Сами хунхузы называли себя братьями, обязанности бандитов были строго регламентированы и даже закреплены письменно. Они  владели своим языком похожим на тюремный жаргон. Дисциплина в бандах была жесточайшая и любое нарушение каралось смертью.

Уже в 50-е годы начались набеги на русские пограничные земли, а так как границы были очень протяженными и практически не охранялись, то делать это можно было почти безнаказанно

Первоначально хунхузы занимались только грабежом, но постепенно важное место занимает рэкет и контрабанда.  Но главное место в бизнесе хунхузов продолжало оставаться вооруженное ограбление и очень часто сопровождающееся   убийствами. Грабежи не прекращались никогда, даже в самые «спокойные» годы

Хунхузы начинают нападать на станции КВЖД, где объектами их интересов становятся почты, банки, богатые люди и ограбление поездов. Почти Дикий Запад, но с китайским лицом. Новая проблема потребовала от Российского правительства увеличения количества  казаков в приграничных районах.

Казаки, охраняющие зоны отчуждения КВЖД практически ежедневно сталкивались с хунхузами. Факты говорят, что до русско-японской войны хунхузы еще не были очень большой проблемой, но вот после войны в их руках оказалось столько оружия, что можно было создавать армии. В ряды хунхузов влились  многие получившие опыт на войне. У бандитов  изменилась тактика ведения боя, появилась специальная подготовка. Все это способствовало тому, что Россия серьезно занялась охраной своей границы и КВЖД в частности. В охране появились бронемашины и пулеметные команды, а на всех станциях висели отрубленные головы хунхузов. Правда, это было только на нашей территории, в самой Маньчжурии господство хунхузов было полным.

В середине 10-х годов среди банд началась война, что заставило бандитов объединяться в большие соединения. Со своей стороны и правительство пыталось внести раскол в эти банды, стараясь переманить некоторые на свою сторону.

Только в середине 20-х-30-х годов для хунхузов кончается спокойная жизнь. К этому времени их просто вырезали. На территории СССР с ними справились довольно быстро, а вот в Маньчжурии, после захвата ее японцами и создания государства Маньчжоу–Го, на них была объявлена настоящая охота. Японцы предлагают за каждую голову бандита деньги и это становится лучшим заработком для других хунхузов. Здесь интересы хунхузов расходятся и они вынуждены перейти на сторону властей. Часть из них переходит на сторону Гоминьдана, часть на сторону коммунистов, а часть на стороне оккупантов.