Император гелиогабал

Оглавление

УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА ГЕЛИОГАБАЛА

(THE MURDER OF THE EMPEROR HELIOGABALUS)

Марк Аврелий Антонин Гелиогабал, красивый 14-летний мальчик в пышном жреческом одеянии нравился сирийским легионам, и благодаря золоту и интригам бабки Юлии Мезы он был ими провозглашён императором в 218 году. Но Римом он правил в духе восточного деспота.

Огюст Леру. «Въезд Гелиогабала в Рим».

Роскошь и мотовство императора доходили до таких пределов, что он ни разу в жизни не одел дважды одну и ту же одежду и даже одни и те же драгоценности. Он выбрасывал кучу денег на пиры. Не раз горох у него подавали с золотыми шариками, бобы — с янтарем, рис — с белым жемчугом, а рыб вместо перца посыпали жемчугом и трюфелями. Любимыми блюдами Гелиогабала были пятки верблюдов, гребни, срезанные у живых петухов, языки павлинов и соловьев.

Картина Лоуренса Альма-Тадемы. «Розы Гелиогабала». (1888),

Личная жизнь императора была сплошным развратом: он хвалился, что ни одна продажная женщина не имела столько любовников, сколько он. Гелиобал раздавал должности римским граждан в соответствии с длиной их полового отростка. Своих любовников, людей самого низкого звания, император делал консулами, префектами, наместниками и военачальниками. Префектом претория при нем был плясун Эвтихиан, префектом охраны — возница Кордий, префектом снабжения — цирюльник Клавдий. Весной 222 года он устроил в Риме конгресс проституток и даже выступил на нем с речью, переодевшись женщиной. Но к оргиям Рим привык. Что было в новинку, так это человеческие жертвоприношения, которые проводились по всей Италии.

Бартоломео Пинелли. Гелиогабал забирает весталку Акилу из Храма Весты.

Гелиогабал шокировал римлян своей сирийской непосредственностью, попирающей их исконные традиции. Например, он взял да и женился на  девственной весталке, заявив, что «брак жреца на жрице является пристойным и благочестивым». Правда, вскоре развелся с ней.

Известно, что в честь Эль-Габала он заклал нескольких знатных и красивых мальчиков. Наконец, сумасбродства императора всех достали.

Чудачества Гелиогабала достали всех: сенаторов, народ, армию и даже его бабку Юлию Мезу, которая задумалась о передаче престола второму внуку – 12-летнему Алексиану Бассиану, сыну Юлии Мамеи, который благодаря греко-римскому воспитанию и высокому уровню образованности был полной противоположностью Гелиогабалу. Благодаря ей Бассиан был объявлен цезарем и соправителем под именем Александр Север. Понимая, что армия начала склоняться на сторону честного и разумного Алексиана, Антонин покушался на его жизнь, однако Маммея и Меза защитили мальчика от грозившей ему опасности.

Геродиан писал, что женоподобный вид императора приводила солдат в ярость. «Они чувствовали отвращение к нему, видя его с лицом, нарумяненным более тщательно, чем это подобает даже скромной женщине, не по-мужски украшенного золотыми ожерельями и изысканными одеждами; плясавшего так, чтобы все его видели. Поэтому они более благосклонно обращали свои мысли к Александру и возлагали лучшие надежды на мальчика, прекрасно и разумно воспитывающегося»

11 марта 222 года Гелиогабал с двоюродной сестрой и своей матерью вышел к народу и солдатам. Солдаты начали выкрикивать не его имя, а имя Севера. Гелиогабал рассверипел и приказал арестовать и казнить любого, кто станет принимать участие в этом проявлении неповиновения.  В ответ члены преторианской гвардии напали на Элагабала и его мать и убили их. Причем императора они за его гомосексуальные наклонности закололи мечом в задний проход. Трупы Гелиогабала и его матери, раздетые и обезглавленные, долго таскали по всему городу, а потом бросили в Большую клоаку, по которой сточные воды текли в Тибр. А имя Антонин, которое он обесчестил, запретили кому-либо ещё принимать. Несколько изображений, в том числе огромная статуя Гелиогабала в виде Геркулеса, были заново вырезаны с лицом Александра Северуса.

Сирийские жрецы как-то предсказали Гелиогабалу, что он умрет не своей смертью. Марк решил, что если от судьбы не уйдешь, то пусть его смерть будет насильственной, но при этом она обязательно должна стать самой дорогой. Он приготовил себе заранее веревки, свитые из шелка, чтобы удавиться, золотые мечи, чтобы заколоться, яды в драгоценных камнях, чтобы отравиться в случае необходимости. По иронии судьбы его смерть стала не самой дорогой, а самой позорной в истории Рима.

Олег Логинов

[править] Происхождение

Гелиогабал, сын Юлии Соэмии родился в 204 году в финикийском городе Эмеса, ныне территория Сирии.

Гелиогабал по отцу принадлежал к аристократическому роду Вариев и при рождении именовался Бассианом Варием Авитом (Varius Avitus Bassianus). Его прадед, дед и отец были жрецами финикийского солнечного бога Эла-Габала, покровителя Эмесы.

С материнской стороны Бассиан состоял в родстве с императорской фамилией: его бабушка Юлия Меса, была родной сестрой Юлии Домны, супруги императора Септимия Севера и матери Каракаллы. Говорили, что мать будущего императора, Юлия Соэмия, в юности состояла в любовной связи с Каракаллой, и говорили, что сын её родился именно от младшего Севера, а не от законного супруга.

Юлия Соэмия (Soaemias) была замужем за сирийцем Секстом Варием Марцеллом, и её сын носил в начале имя Авита Вария Бассиана, а затем принял имя Марка Аврелия Антонина, выдаваемый матерью и бабкой за незаконного сына императора Каракаллы.

После гибели Каракаллы, когда на престол вступил Марк Опеллий Макрин, Соэмия с матерью и сестрой Юлией Мамеей поселились в Эмесе. Здесь сын Соэмии был посвящён в главные жрецы бога Солнца, Эла-Габала. Под именем этого бога (где «эл» — семитское «бог» — заменялось на греческое «гелиос» — «Солнце») сын Соэмии и вошёл в историю, хотя официально не носил такого имени.

[править] Биография

Красивый мальчик в пышном жреческом одеянии нравился сирийским легионам, и благодаря золоту и интригам Юлии Мезы Гелиогабал был ими провозглашён римским императором в возрасте 14 лет.

После победы над полководцем Макрина, Юлианом, а затем и над самим Макрином, Гелиогабал направился в Рим. По дороге к столице он уже проявил своё самовластие — не ожидая сенатского решения он принял титулы «Pius Felix Proconsul tribunicia potestate».

Римский Сенат при Гелиогабале был унижен включением в состав азиатов; магистратура сделалась достоянием вольноотпущенников и слуг.

Официальной римской религии был нанесён сильный удар введением культа солнечного бога, в честь которого был выстроен храм на Палатине. Здесь были собраны самые священные для римлян предметы: палладиум, анцилии (щиты Салиев), огонь Весты и др., которым теперь пришлось отступить на второй план перед изображением чёрного камня, обозначавшего солнечного бога.

Здесь император Гелиогабал, называвший себя «sacerdos amplissimus dei invicti Solis Elagabali», каждое утро совершал богослужение, в сирийском костюме, с подведёнными глазами и бровями, с набеленными и нарумяненными щеками, в присутствии всех должностных лиц Рима. В заключение император исполнял священный танец под аккомпанемент флейт и свирелей и пение хоров девушек, сопровождавших гимны оргиастическими телодвижениями и плясками вокруг алтарей.

Гелиогабал устроил торжественное венчание своего бога с привезённой из Карфагена богиней Тиннит. На это зрелище приглашались сенаторы и всадники. Он приносил своему богу в жертву огромное количество животных и вино.

Гелиогабал приносил и человеческие жертвы, выбирая для этой цели по всей Италии знатных и красивых мальчиков.

Гелиогабал «был юн возрастом, в делах несведущ и необразован», поэтому бразды правления взяла в свои руки его бабка Мэса. Она тщетно боролась с приверженностью императора к пышным нарядам и украшениям, «…настаивая, она пыталась уговорить его переодеться в римскую одежду, раз он готовиться вступить в Рим и войти в Сенат».

Личная жизнь императора была весьма насыщена: он хвалился, что ни одна продажная женщина не имела столько любовников, сколько он; угрожаемый гибелью, он ни о чём не просил, лишь о сохранении жизни себе и своему любовнику Гиероклу.

Гелиогабал безжалостно казнил недовольных. Всем своим любовникам актёрам, мимам и комикам он доверил государственные посты, одного танцора назначил управлять провинцией. Своих рабов он назначал консулами.

Однажды, как пишет «История августов», во время пиров Гелиогабал приказывал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что пирующие задохнулись.

В день свадьбы Элагабала с Корнелией Паулой на большой цирковой арене разгорелся бой слонов с тиграми, в котором погиб один слон.

Все эти причуды заставили бабушку Гелиогабала передать престол второму внуку, Александру Северу, сыну Мамеи. Юлия Меза добилась того, что бы Александр Север был сделан цезарем и соправителем, а когда обнаружилось, что Гелиогабал замышляет на его жизнь, солдаты подняли мятеж против императора и убили его вместе с матерью. Труп Гелиогабала бросили в Тибр (перед этим его кидали в Большую Клоаку, — канализацию Рима), и даже, само его имя – Антонин запретили как опозорившееся в истории.

Религиозные декреты Гелиогабала были отменены, а чёрный камень бога Элагабала возвращён в Эмессу.

В правление Гелиогабала произошло несколько восстаний — Селевка, Квартина и Таврина..

Гелиогабал считается худшим императором в истории Римской империи.

Зверства Элагабала Вызвали Возмущение В Риме

Однако Элагабал, вероятно, считал себя прежде всего верховным жрецом Эла-Габала. Для него роль римского императора была второстепенной. Как бы то ни было, Элагабал отверг предостережения Юлии Мезы и продолжал вести себя и одеваться так, как ему было угодно. Излишне говорить, что Элагабал продолжал исполнять свои обязанности верховного жреца в Риме, к большому неудовольствию римлян. Древние авторы приводят много подробностей о зверствах Элагабала в Риме, некоторые из которых, вероятно, содержат больше вымысла, чем фактов. Возьмем в качестве примера описание Кассием Дионом религиозных обрядов, совершаемых императором (которого в данном случае называют Сарданапалом).:

Другой рассказ, обвиняющий Элагабала в том, что он совершал человеческие жертвоприношения как часть своих жреческих обязанностей, содержится в «Historia Augusta» и гласит::

Третий рассказ о религиозных ритуалах, совершаемых Елагабалом, приводится Иродианом и представляется более правдоподобным:

Помимо восточных ритуалов, Элагабал также представлял иноземных богов. Естественно, Эла-Габал был добавлен в римский Пантеон и поставлен во главе его. Иродиан утверждает, что император » повелел всем римским чиновникам, совершающим публичные жертвоприношения, призвать нового бога Элагабала перед всеми другими богами, которых они призывают в своих обрядах.” Утверждается, что Элагабал заключал браки между Эла-Габалом и другими божествами, например, североафриканской богиней Уранией, рассказ о которой приводит Иродиан:

— он послал за статуей Урании, которую особенно почитают карфагеняне и ливийцы. Утверждая, что он устраивает брак солнца и Луны, Элагабал послал за статуей и всем золотом в храме и приказал карфагенянам предоставить, кроме того, огромную сумму денег для приданого богини. Когда статуя прибыла, он установил ее вместе со своим Богом и приказал всем людям в Риме и по всей Италии праздновать пышными празднествами, публично и в частном порядке, в честь бракосочетания божеств.”

В самом деле, восточные ритуалы, совершаемые Элагабалом в Риме, должно быть, были чрезвычайно шокирующими для граждан, которые их видели. Хотя римляне были известны тем, что включали в себя чужеземных божеств, действия Элагабала были, вероятно, перебором для них. Однако это были не единственные недостатки, которые вызвали ненависть римлян. Помимо введения чужеземных обычаев, несовместимых с римскими нравами, Элагабал мало уважал римские обычаи и нарушил ряд табу, в первую очередь связанных с сексуальностью.

Древние авторы указывают, например, что Элагабал был женат несколько раз. Кассий Дион утверждает, что Элагабал сначала женился на Корнелии Пауле, Римской аристократке, но позже развелся с ней, потому что “у нее было какое-то пятно на теле.” Следующей женой императора была Весталка, которую Кассий Дион называет Аквилия Севера. Известно, что Элагабал нарушил ее целомудрие и поэтому женился на ней. Это было абсолютно неприемлемо для римлян, так как весталки не должны были выходить замуж, пока они служили жрицами. Вскоре после этого, однако, Элагабал развелся с бывшей весталкой и, согласно Иродиану, женился на женщине из семьи Коммода. Кассий Дион, напротив, пишет, что император “женился на второй, третьей, четвертой и еще одной; после этого он вернулся к Северу.”

Говорят также, что у Элагабала были любовники-мужчины, хотя это не единственный случай в истории римских императоров. Известно также, что у других императоров, включая “плохого” Нерона и “хорошего” Адриана, были любовники-мужчины. Тем не менее, считается, что Элагабал пошел на шаг дальше, чем любой из его предшественников. Кассий Дион утверждает, что “он довел свою похоть до такой степени, что попросил врачей создать женское влагалище в его теле с помощью разреза, обещая им за это большие суммы”. Элагабал, возможно, наиболее известен этим желанием иметь женское влагалище, хотя на самом деле эта история встречается только у Кассия Диона, а не в двух других древних источниках.

литература

Общий

  • Кристиан Оге, Паскаль Линан де Беллефон: Elagabalos . В: Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC) . Том 3, Artemis, Zurich 1986, ISBN 3-7608-8751-1 , стр. 705-708 (том таблицы, стр. 542).
  • Эдвард Липинский : Элаха Габал д’Эмес в историческом контексте сына . В: Latomus 70, 2011, с. 1081-1101.
  • Жан Старки : Стель д’Элахагабал . В: Mélanges de l’Université Saint-Joseph 49/2, 1975–1976, стр. 501–520.

Перенос культа Элагабала в Рим

  • Мартин Фрей: Исследования религии и религиозной политики императора Элагабала. Франц Штайнер, Штутгарт 1989, ISBN 3-515-05370-0 .
  • Майкл Петжиковский: Религиозная политика императора Элагабала. В: Расцвет и падение римского мира , том II, 16.3, изд. пользователя Wolfgang Haase. Де Грюйтер, Берлин 1986, ISBN 3-11-008289-6 , стр. 1806-1825.
  • Рупрехт Циглер : Замковый холм Аназарбос в Киликиене и культ Элагабала в 218–222 гг. Н. Э. В: Chiron 34, 2004, стр. 59–85.

иконография

Элагабал не был антропоморфным (человеческим). В графических изображениях своего культа он никогда не появляется в определенной форме, но его можно узнать только по буквам и их символам. Такой культ называется анионическим («без картинок», без изображений божества). Аниконический Элагабал иконографически не смешивался с антропоморфным римским Sol invictus. Орел, у которого обычно есть корона в клюве, часто используется как символ божества. Гора, от которой произошло божественное имя, изображена на стеле I века нашей эры. Орел сидит на горе из валунов.

Важнейшим элементом представлений является батыл. Его часто изображают на квадриге (команде из четырех человек), то есть во время шествия. Фигура капитал из культового сайта Roman Elagabal показывает Батиловый с сидящим орлом и двумя компаньонов бога, каждые с рукой на кончике камня. На монетах орел прикрывает батыл распростертыми крыльями.

На монете середины III века изображен батыл в храме Эмеса и, таким образом, открывается вид внутрь святилища. Рядом с камнем находятся два декоративных предмета в форме грибов, которые в нумизматике обычно интерпретируются как зонтики. Пламя видно в чашах двух канделябров . Перед основанием, на котором покоится камень, стоит большая амфора . Перед батылом стоит смотрящий налево орел, который, возможно, является рельефом на камне.

В Конце Концов, Элагабал Встретил Заслуженный Конец!

Древние источники сообщают о многих других злодеяниях Элагабала, хотя их слишком много, чтобы перечислять их здесь. Ясно, однако, что эксцентричное поведение императора оттолкнуло его от остального Рима. В конечном счете, в 222 году нашей эры солдаты преторианской гвардии решили убрать императора сами.

Геродиан сообщает, что солдаты были в фаворе у двоюродного брата Елагабала, Александра, так как он казался более подходящим человеком для роли императора, и, что более важно, из-за золота, тайно раздаваемого им Юлией Мамеей. Элагабал вскоре узнал об этом и замыслил убить Александра, но его планы были сорваны Юлией Мезой

И Кассий Дион, и Иродиан сообщают, что Элагабал был в конце концов убит преторианцами, когда он находился в их лагере. Император отправился туда вместе с Александром, чтобы попытаться успокоить солдат, которые рассердились, услышав, что он пытается сделать со своим кузеном. Элагабал не справился со своей задачей и был казнен в лагере вместе со своей матерью и несколькими своими ближайшими соратниками.

Повествование о смерти Элагабала в «Historia Augusta», в отличие от двух других источников, фокусируется на его иронии и выглядит следующим образом:

— Некоторые сирийские жрецы предсказали ему, что он умрет насильственной смертью. Поэтому он приготовил веревки, вплетенный в них пурпурный и алый шелк, чтобы в случае необходимости покончить с собой, удавив их петлей. Кроме того, он держал наготове Золотые мечи, которыми мог заколоть себя, если возникнет угроза насилия. Кроме того, у него были наготове яды в виде цераунитов (или белемнитов, разновидность кальмаров), сапфиров и изумрудов, которыми он мог убить себя, если возникнет угроза уничтожения. И он также построил очень высокую башню, с которой бросился вниз, построенную из досок, позолоченных и украшенных драгоценными камнями в его собственном присутствии, ибо даже его смерть, заявил он, должна быть дорогой и отмеченной роскошью, чтобы можно было сказать, что никто никогда не умирал таким образом. Но все эти приготовления не принесли ему никакой пользы, так как, как мы уже говорили, он был убит простыми солдатами.”

Наконец, труп Элагабала протащили по всему городу, чтобы публично надругаться над ним и изуродовать его, а затем бросили в канализацию, которая впадала в Тибр. Таким образом, история Элагабала, одного из самых нелюбимых римских императоров, подошла к недостойному, но справедливому концу.

  • Назад

  • Вперед

Добавить комментарий

[править] Источники

  1. Elagabalus // Английская Википедия
  2. ↑ Элий Лампридий: «Антонин Гелиогабал»
  3. ↑ Геродиан V, 5
  4. Гелиогабал // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
  5. Гелиогабал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Елена Федорова // Императорский Рим в лицах
  7. Александр Эльяшов Евреи и Рим. Накануне великого кризиса
  8. Основные законы кашрута
  9. Гелиогабал // Галерея римских императоров. Принципат
Принципат
27 до н. э. — 235

Октавиан Август · Тиберий · Калигула · Клавдий · Нерон · Гальба · Отон · Вителлий · Веспасиан · Тит · Домициан · Нерва · Траян · Адриан · Антонин Пий · Марк Аврелий и Луций Вер · Коммод · Пертинакс · Дидий Юлиан · Песценний Нигер · Клодий Альбин · Септимий Север · Каракалла · Гета · Макрин и Диадумениан · Гелиогабал · Александр Север  

Кризис
235—284

Максимин I Фракиец · Гордиан I и Гордиан II · Пупиен и Бальбин · Гордиан III · Филипп I Араб · Деций Траян и Геренний Этруск · Гостилиан · Требониан Галл и Волузиан · Эмилиан · Валериан I · Галлиен и Салонин · Клавдий II · Квинтилл · Аврелиан · Тацит · Флориан · Проб · Кар · Карин и Нумериан  

Доминат
284—395

Диоклетиан · Максимиан · Констанций I Хлор · Галерий · Флавий Север · Максенций · Максимин II Даза · Лициний c Валентом и Мартинианом · Константин I · Константин II · Констант · Констанций II и Ветранион · Юлиан Отступник · Иовиан · Валентиниан I · Валент II · Грациан · Валентиниан II · Феодосий I Великий  

Западная империя
395—480

Гонорий · Констанций III · Константин III · Иоанн · Валентиниан III · Петроний Максим и Палладий · Авит · Майориан · Либий Север · Антемий · Олибрий · Глицерий · Юлий Непот · Ромул Август  

Восточная империя
395—476 (до падения Рима)

Аркадий · Феодосий II · Маркиан · Лев I Макелла · Лев II · Зенон · Василиск · Зенон

Религиозная политика

Забота о продвижении единого культа — в данном случае солнечного культа — в то время, когда было необходимо восстановить единство империи, религиозная политика Гелиогабала может приблизиться к « цезаропапизму  », который в то время является политикой  язычества и язычества. затем христианские императоры Нижней Империи . Более того, пятьдесят лет спустя император Аврелиан преследует более или менее ту же цель, провозгласив Sol Invictus божеством Империи.

Император Гелиогабал оставил христиан в покое. Действительно, весьма вероятно, что он слышал о христианской религии, учеников которой было много в Сирии; Аникет , папа с по 166 год , был похож на него из Эмесы.

Можно отметить, что во время убийства Гелиогабала в Риме был зарегистрирован массовый антихристианский бунт, во время которого римский епископ Каликст погиб. Согласно традиции: зарезанного толпой, он должен был быть обезврежен, брошен в колодец, а затем побит камнями.

Представления

Auitus Varius Antoninus Heliogabalus, гравюра на врезке 1710 г.

Несмотря на то , что Элагабал пережил damnatio memoriæ , чьи статуи были опрокинуты, а посвящения забиты, известен набором изображений или посвящений, которые избежали этого предприятия по стиранию памяти:

В Лугдунуме

Несмотря на то, что его правление было коротким, его правление отмечено посвящением, которое жители Лугдунума (сегодня Лион ) дарят ему в Федеральном Святилище Трех Галлов . Блок из камня, найденный во время разрушения моста Guillotière в Лион, измеряя 57 см × 180 см × 55 см, дает надпись восстановлен археологами Амейбл Один и Пьер Wuilleumier  :

В посвящении, датируемом, вероятно, 220-221 годами, упоминается о существовании федерального органа, который участвует в имперском культе святилища Трех галлов. Средства этой ассоциации управляются allecti , также Summi curatores . Провинции перечислены в их иерархическом порядке: Лион , Бельгия , Аквитания .

Камея

В Кабинете парижских медалей есть камея, изображающая обнаженного Гелиогабала, изображающего себя в «торжествующем интимном расположении», в колеснице, запряженной двумя обнаженными женщинами на четвереньках. Historia Augusta упоминает этот факт, историки считают , сильно преувеличены. Эта камея свидетельствует о нудистских и оргиастических обрядах, имевших место во время культа солнечного бога, установленного императором, где сексуальные выходки, кажется, занимали большое место.

Представления Гелиогабала в современных произведениях

Жизнь Гелиогабала особенно вдохновляла художников на движение декаданса в конце XIX — го  века. Сложившаяся нами идея о его личности, возможно, послужила опорой для следующих работ:

Литература

  • «Агония» ( ), роман французского писателя Жана Ломбарда .
  • Алгабал ( ), сборник стихов Стефана Георгия, посвященный фигуре Элагабала.
  • De berg van licht (1905–1906), трехтомный роман голландского писателя Луи Куперуса .

Розы Гелиогабала .

  • Святая Дороти , стихотворение Алджернона Чарльза Суинберна , которое вызывает мученическую смерть святого во время правления императора.
  • Гелиогабал или венценосный анархист (1934), эссе Антонена Арто .
  • Арабская тетрадь ( ), рассказ о путешествии на Восток Габриэля Мацнеффа .
  • Скандальный Гелиогабал, император, священник и порнократ. ( ), роман Эммы Локателли .
  • Божественный Гелиогабал, Цезарь и жрец Ваала , исторический очерк Ролана Вильнева, Ги Треданиэля, Париж, 1984.
  • Последнее пророчество , серия комиксов Жиля Шайе в томах 2 (Les dames d’Émèse, 2003) и 3 (Sous le sign de Ba’al, 2004).
  • Ален Буроссе, Heliogabale Imperatrix Forever , 2016.

Картина

  • Розы Гелиогабала ( 1888 г. ), художник-академик сэр Лоуренс Альма-Тадема .
  • Гелиогабал, Первосвященник Солнца ( ), работы декадента Симеона Соломона , близкого к Алджернону Чарльзу Суинберну .
  • Гелиогабал (1974) художника Ансельма Кифера .

Кино

  • 1909: Héliogabale , немой фильм режиссера Андре Кальметта .
  • 1911: Héliogabale, или Римская оргия, немой короткометражный фильм режиссера Луи Фейяда .

Музыка

  • Опера « Элиогабало » Пьера Франческо Кавалли на либретто Аурелио Аурели , Венеция, 1667 г.
  • Héliogabale , лирическая трагедия в трех действиях в стихах, предисловием Чарльз Guéret , стихотворения Эмиля Сикардом, музыка Деодэт Де Северак , премьера в театре современного Аренас в Безье , то21 августа 1910 г..
  • Шесть литаний для Heliogabalus ( 2007 ), альбом саксофониста и композитора-экспериментатора Джона Зорна .
  • Heliogabale — это также название французской нойз-рок- группы, существующей с 1992 года, в которой поет актриса Саша Андрес . На данный момент они выпустили 5 альбомов.

Страсть к цветам и пиры Гелиогабала

История сохранила интересные факты о каком-то животном влечении Гелиогабала к цветам. Он регулярно проводил «похороны в цветах». Выглядело это приблизительно так.

Во время пира император приказывал слугам, чтобы они с потолка высыпали на присутствующих заранее подготовленные лепестки роз. Причем их было столько, что гости задыхались. Гнусная радость овладевала развращенным существом Гелиогабала, когда он видел удавшиеся похороны.

Погребение в цветах

Кроме этого, властный безумец страшно любил изысканные кушанья. Во время трапезы он требовал, чтобы ему рассказывали о том, как дорого это все стоит. Дескать, это увеличивает аппетит и помогает пищеварению.

В числе любимых блюд, подаваемых правителю, были гребни, срезанные с живых петухов, рис вперемешку с белым жемчугом, бобы с янтарем и тому подобное.

Однажды на одном из многочисленных пиров императора Гелиогабала было подано 600 страусовых голов, из которых были съедены все мозги.

Рекомендации

  1. ↑ и Элиус Лампридиус, Historia Augusta  ; Жизнь Антонина Гелиогабала .
  2. Люсьен Жерфаньон , История Древнего Рима, оружие и слова , Hachette Littératures editions, 2008, стр.  401-402 и Матье Гунель, Метеориты , изд. ППУ, сб. «Que sais-je», Париж, 2009 г. ( ISBN  978-2-13-057428-6 ) .
  3. Роберт Цуркан, Héliogabale et le coronation du Soleil , Альбин Мишель , 1985.
  4. Дион Кассий, История , LXXIX , 15-1; Иродиан, римская история , V et seq.
  5. Жизнь Гелиогабала , V , 1-3.
  6. Из Цезариба , XXIII , 2.
  7. Частаньол, Андре, «  Встречи между историей Августа и Цицерона (об Алекс. Сев., 6, 2)  », Смеси французской школы Рима , Персе — Портал научных журналов в SHS, т.  99, п о  21987 г., стр.  905–919 .
  8. Кристиан Бонне и Бертран Лансон, Римская империя с 192 по 325 год: от Высокой Империи до поздней античности , изд. 1997, стр.  96 .
  9. Мишель-Ив Перрен в «Ив-Мари Илер» (ред.), История папства, 2000 лет миссии и невзгод , изд. Tallandier / Seuil, 2003, стр.  47 .
  10. Анн-Катрин Ле Мер, Клэр Чомер, Археологическая карта Галлии, Лион 69/2 , стр.  417.
  11. Галлия , 1954, с.  465 .
  12. .
  13. Люсьен Жерфаньон , История Древнего Рима, оружие и слова , Hachette Littératures editions, 2008, стр.  403 .