Бояре

Оглавление

Обострения борьбы

Одним из периодов обострения борьбы между боярами, с одной стороны, и царем и дворянами, с другой, стала опричнина — особый порядок управления на части территории государства и связанная с этим историческая эпоха. Опричнина была введена при следующих обстоятельствах:

  • в 1564 г. царь Иван Грозный сделал неожиданный политический ход — уехал из Москвы в Александровскую слободу и объявил о своем намерении отказаться быть царем, объявив главной причиной своего решения «предательскую деятельность бояр» и объявив их виновниками всех проблем в государстве;

  • царь имел определенную популярность, и его решение поставило Москву на грань антибоярского бунта, к царю потянулись делегации от разных сословий с просьбой остаться;

  • получив народную поддержку, в начале 1565 г. царь вернулся в Москву и объявил о введении опричнины, что было одним из главных условий его возвращения.

Суть опричнины состояла в следующем:

  • в январе 1565 г. вся страна была разделена на две части — земщину и опричнину;

  • на территории земщины («общей земли»), включавшей южные и восточные районы Руси, сохранялся обычный порядок управления;

  • остальная территория, (опричнина) была объявлена личным уделом царя, где устанавливался особый порядок управления;

  • на территории опричнины очутились преимущественно земли Западной и Северной Руси, а также территория вокруг Москвы.

Особый порядок управления заключался в том, что:

  • на территории опричнины царь объявлялся единым самодержцем, хозяином этих земель, который мог принимать любые решения безо всяких сдерживающих органов;

  • законные органы управления — Боярская дума, Земский собор, органы земского самоуправления — на этой территории не действовали;

  • для реализации решений царя на территории опричнины бы­ло создано опричное войско, которое никому не подчинялось, кроме царя;

  • опричное войско было организовано в виде монашеского инквизиторского ордена;

  • опричники — солдаты Ивана Грозного — носили черную одежду и привязывали к лошади голову собаки и метлу, что символизи­ровало их намерение «выгрызать и выметать предателей»;

  • опричники могли применять любые меры для реализации своих целей, в том числе пытки и убийства, и никому не подчинялись, кроме царя;

  • на подвластной территории опричники развязали террор против местных землевладельцев, бояр, князей и политических противников царя;

  • в результате 7-летнего террора опричников были разорены и уничтожены многие крупные феодальные поместья, в основном бояр;

  • столкнувшись с произволом и не имея возможности защититься, многие бояре бросали свое богатство и земли, бежали за границу или прятались на территории земщины;

  • ряд бояр, а также родственников царя, в период его малолетства претендовавших на престол, были уничтожены.

Опричный террор, продолжавшийся 7 лет, значительно подорвал позиции боярства на Руси.

Древняя Русь[править | править код]

Бояре возникли при разложении родового строя, однако, в киевский период (IX—XII века) сначала в зоне полюдья, а с устроением киевской княгиней Ольгой системы погостов — и на русском Севере воинская служба не являлась условием землевладения, местная знать не составляла исключения при обложении данью. С другой стороны, задачи сбора полюдья, обеспечения экспорта его результатов, управления княжеским хозяйством и командования киевским войском, способным решать свои задачи вне зависимости от участия периферийных сил, требовали наличия мощного административного аппарата, и под боярами в киевский период понимались ближайшие сподвижники князя, старшая дружина. А. Е. Пресняков связывал возникновение боярства с переходом к назначению сотников (или «старцев градских») князем к началу XI века и указывал на первое проявление самостоятельной позиции боярства в предложении Борису Владимировичу изгнать из Киева его брата Святополка и захватить престол (во время похода на печенегов в 1015 году). Старшая дружина стала самой влиятельной составляющей веча. Таким образом, бояре киевского периода служили князю не в качестве землевладельцев с количеством воинов в зависимости от размера земельного владения (хотя могли иметь земельные владения, источником которых являлось в том числе и княжеское дарение), а лично в качестве дружинников, и имели право[источник не указан 1035 дней] влиять на княжеский порядок наследования. Бояре владели наследственными уделами земли — вотчинами, в которых обладали абсолютной властью, однако главным источником феодальных повинностей крестьянства в пользу бояр было не крепостное право, а долговая зависимость, к тому же существенно ограниченная Владимиром Мономахом в начале XII века.

После усиления власти великих князей начиная со второй половины XIV века стало усиливаться сословие служилых феодалов — дворян. Малоземельные князья также стали именоваться боярами. Возникли так называемые путные бояре, которые занимали отдельные хозяйственные должности при княжеском дворе, отдававшиеся им в кормление (например, конюший, сокольничий, чашничий, постельничий, окольничий, оружничий и др.). В XIV—XV веках с появлением централизованного государства имущественные и политические права бояр существенно ограничивались; так, к концу XV века было отменено право отъезда вассалов от сюзерена.

Юго-Западная Русьправить | править код

После раздела Галицко-Волынского государства земли Галичины отошли к короне польской. Галицкое боярство присягнуло правопреемникам Романовичей и Пястов, династии Ягеллонов.

В 1434 году король Владислав III Варненчик издал привилей, который уравнял в правах галицких бояр с польской шляхтой; отныне все шляхтичи и магнаты не платили налоги, а обязаны были нести только военную службу. Название «бояре» заменялось на титул «пан».

Дворяне

Дворяне — сословие подданных, которые находятся на службе государства и получают за это вознаграждение. Отличительными чертами дворянства являлись:

  • среднее имущественное положение — обычно дворянами становились способные представители среднего класса того времени — профессиональные воины и чиновники, посадские люди (горожане), мелкие и средние землевладельцы, зажиточные крестьяне; очень редко становились дворянами очень богатые подданные или представители беднейших слоев;

  • не знатность — как правило, лица, становившиеся дворянами, не были знатными; они зарабатывали свой авторитет впоследствии;

  • нахождение на службе у государства — в отличие от бояр, которые существовали сами по себе и служили государству лишь когда хотели, дворяне обязательно служили государству, как правило, или в качестве чиновников, или в качестве военных;

  • получение вознаграждения от царя — за свою службу государству дворяне вознаграждались царем, чаще всего землей;

  • преданность царю — в отличие от бояр, дворяне были обязаны царю, были ему преданы и были заинтересованы в царе и укреплении царской власти.

Особенно бурный рост дворянства на Руси и укрепление его позиций наметились с 1480-х гг. и в эпоху Ивана Грозного, по­скольку освободившееся от монголо-татар молодое русское государство было заинтересовано в управленческих и военных кадрах. Царь, в свою очередь, также был заинтересован в дворянах и укреплении их положения.

Боярские чины

  • Боярин и слуга – чин соответствовал положению Первого министра и являлся высшей наградой за государственную службу.
  • Боярин и оружейничий – появился в 1677 году. Обладатель чина ведал царской оружейной комнатой, а вместе с ней и приданными мастерами и художниками.
  • Боярин и конюший – в ведении боярина находились все конные заводы и конюшни. К тому же к части конных заводов могли приписываться целые волости.
  • Боярин и дворецкий – владельцу чина подчинялись все служители, состоящие при дворе. В его обязанности входило управление Приказом Большого Дворца, то есть, он контролировал все статьи внутридворовых доходов и расходов. Помимо того, боярин, владеющий этим чином, был главным судьей, и распоряжался всеми землями, с которых дворец получал доход.

Этимология[]

По сообщению словарно-энциклопедических источников — этимология слов, определяющих древнее русское сословие «бояр» не определено. Некоторые из них утверждают, что слово тюркского происхождения… однако, это натянутое пояснение можно было бы принять, если бы славяне и русские были турками (а не наоборот).

При рассмотрении этимологии необходимо считаться с тем фактом, что ст.-слав. болѩринъ представляет собой наиболее древнюю форму. Поэтому Ягич (AfslPh 13, 288 и сл.) объяснял из нее др.-русск. бояринъ как результат влияния слова бои; см. также Преобр. 1, стр. XXVII; Соболевский, РФВ 71, 440. Слово боляринъ произошло из дунайско-болгарского (тюрк.) языка, откуда пришло в ст.-слав.; встречается в Беседах папы Григория Великого, Легенде о св. Вячеславе и др.; см. также Брюкнер, KZ 43, 324; 48, 175, который связывает др.-тюрк. boila и ср.-греч. βοιλᾶς, βοηλᾶς (Феофан), βολιάδες (Конст. Багр.), — это популярная точка зрения (см. еще Mi. TEI. 1, 266; аналогично Брандт, РФВ 21, 210). Однако такой путь сопряжен с фонетическими трудностями, о которых см. на быля и Бернекер 1, 72. Реконструируемая Марквартом (Kumanen 26) праформа *bojla äri (тюрк.) также не приводит к желаемому результату. Более удовлетворительно в фонетическом отношении объяснение Корша (AfslPh 9, 492; ИОРЯС 7, 1, 44; 8, 4, 32; 11, 1, 278; см. также Младенов, RES 1, 45 и сл.; Бернекер, там же) из кокандск., башк., тат., туркм., азерб. bajar «хозяин; русск. офицер; чиновник», но это слово, согласно Мелиоранскому (ИОРЯС 7, 2, 283; 10, 2, 82), Каннисто (FUF 17, 144 и сл.), Малову (ОЛЯ 5, 137 и сл.), заимств. из русск. Иначе, но неубедительно, см. Бернекер, там же. Возм., правы Малов (там же) и Младенов (40), указывая источник в д р.-тюрк. bai «знатный, богатый» ±är, то есть «знатный человек», откуда боляринъ получено в результате влияния болии. Доказательство древности формы *бояринъ Корш (AfslPh 9, 492) усматривает — отнюдь не убедительно — в стяженном ба́рин, ба́рыня — из *бояринъ, *боярыни. Несомненно, ошибочна, наконец, этимология Шахматова (AfslPh 33, 86 и сл.) из др.-ирл. bó-aire

Крылов сообщает, что слово: «…вероятно, образовано с помощью суффикса -арь от существительного бои — „битва, сражение“. В этом случае слово имело первичное значение — „воин“».

По этимологическим пояснениям А. Н. Погребного-Александрова:

боярин (бояр, боярыч, боярыня, боярская) — древнее «русское» сложносоставное слово от «бо (ибо) яр (ярый)» и/или «бо (ибо) я „рич“» (богат, знатен, известен, славен).

[[[File:Ruusian_posol_1576.jpg|thumb|450px|center|Русское посольство в Регенсбург в 1576 (бояре, окольничие, дьяки, подъячие). Немецкая гравюра. XVI в.]]

Пересечения

  • яр — обрывистый (опасный) берег у реки (водоёма);
  • ярый (яр, ярен, яростен… — ярость) — срывающийся (что есть опасно) Шаблон:Пр;
  • яровые — растения, «рисковано» высеваемые ранней весной (в срываемую от тепла к холоду погоду);
  • боя́рин лесо́в (Мельников 3, 266) — эвфемистическое название медведя.
  • В пересечении с иностранными языками, куда попало слово из прарусского «бо я (арм.яз. „ари — приходить)»;
  • В звуковых вариациях иврита «бо» — приходящий («ба» — приходит), «яр» — лес, «бохэр» (где «х» глухой условный горловой звук между «х» и «г», а огласка «э» звучит «аэ») — избранный, выбранный, отобранный.
  • По гипотезе Ф. Е. Корша о тюркском, а именно кокандском, происхождении пишется, что — существует слово «бајар», означающем «вельможа, знатное лицо».
  • В итальянском — «boiardo», «boiaro»
  • В немецком — «Bojar»

и т. д.

Отмена опричнины

В 1572 г. опричнина была отменена и на территории всей страны был восстановлен обычный порядок управления — деятельность органов сословно-представительной монархии и органов земского самоуправления. Причинами прекращения опричнины были:

  • выполнение ее главной задачи — подрыв крупного боярского землевладения и ликвидация наиболее опасных соперников царя из числа бояр и князей;

  • участившиеся набеги на Русь крымских татар (в 1571 г. крымский хан Девлет -Гирей дошел до Москвы и сжег ее, а русская армия не смогла оказать сопротивления, поскольку опричники никому не подчинялись и подрывали дисциплину в армии);

  • превращение опричников в самостоятельную бесконтрольную силу, которая стала опасной для самого царя;

  • недовольство в обществе произволом и безнаказанностью опричников, из-за чего стал падать авторитет царя.

Опричнина была прекращена так же решительно, как и начата. Многие опричники были рассеяны по стране, часть — упрятана в монастыри. Иван Грозный не любил вспоминать об опричнине, и даже произнесение вслух слова «опричнина» после 1572 г. было запрещено под страхом смертной казни. В последнее время в науке рассматривается и иная точка зре­ния на опричнину — «бесклассовая», суть которой в том, что опричный террор был направлен, в первую очередь, против политических противников Ивана Грозного. В пользу данной точки зрения говорит тот факт, что общество было расколото не по линии бояре — дворяне, а по линии сторонники Ивана Грозного — противники Ивана Грозного. В частности.

  • среди опричников были и бояре, и дворяне, и представители иных сословий;

  • опричный террор был направлен не только на бояр, но и на представителей иных сословий, а также целые местности;

  • жертвами опричников становились как бояре, так и дворяне и простой люд.

Если принимать во внимание вторую (бесклассовую) точку зрения, то опричнину можно объяснить как террор Ивана Грозного против его политических противников (независимо от их сословной принадлежности). В первую очередь данный террор был направлен против группировки Владимира Старицкого — двоюродного брата Ивана Грозного, его главного политического соперника и претендента на престол, а также против бояр и дворян, настроенных против Ивана Грозного

В первую очередь данный террор был направлен против группировки Владимира Старицкого — двоюродного брата Ивана Грозного, его главного политического соперника и претендента на престол, а также против бояр и дворян, настроенных против Ивана Грозного.

В пользу данной версии говорит и то, что как только данная группировка, как и сам Владимир Старицкий, были уничтожены, опричнина была прекращена.

Ссылки[]

Файл:Morozova.jpg

Боярыня Морозова. С картины Сурикова.

  • Боярство, бояре
  • Бояре. Энциклопедия боярских родов
  • Информационная полнотекстовая система «Боярские списки 1706—1710 годов»
  • Социально-экономическое развитие Киевской Руси IX — нач. XIII вв.
  • //old-rus.narod.ru/zvan.html Старинные служилые чины и звания
  • Тяжёлая боярская конница
  • //www.stepanov01.narod.ru/history/lect06_2.htm СОСЛОВНАЯ СТРУКТУРА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XVII в.
  • //scopin.narod.ru/collection/scetches/pr_1613.htm Под княжеским стягом
  • Московиты, богатый мужской костюм (бояре, боярские дети, купцы)
  • Летописец говорит: «Умерший убо царице Анастасии нача царь быти яр и прилюбодействием зело»

Этимология

Также известен как боляр; варианты на других языках включают болгарский : боляр или болярин ; Русский: боя́рин , тр. боярин , МПА:  ; боярин ; Румынский : boier , IPA:  ( слушай ) ; и греческий : βογιάρος .

Титул Бойла является предшественником или старой формой титула Боляр ( болгарское слово, означающее боярин). Бойла — это титул, который носили некоторые из булгарских аристократов (в основном региональные правители и знатные воины) в Первой Болгарской империи (681–1018 гг.). Форма множественного числа от boila («благородный»), bolyare засвидетельствована в булгарских надписях и переведена как boilades или boliades в греческих византийских документах. Учеными и лингвистами было предложено несколько различных теорий происхождения этого слова, например, у него возможные корни из древнетюркского: бай («благородный, богатый»; ср. « »), плюс тюркский är («человек, мужчины») ., или протославянское «бой» (бой, сражение). Название вошло в древнерусское как быля ( была , засвидетельствована только в «Сказке о полку Игореве» ).

Этимология

Восходит к др.-русск. форме бояринъ, которая заимствована из ст.‑слав. болꙗринъ «вельможа», «боярин». В церковнославянском языке употребляются как старая форма болѧринъ, так и более поздняя боѧринъ. В памятниках древнерусской письменности чаще встречается написание с основой на бояр-.

Слово тюркского происхождения, впервые встречается в дунайско-булгарском языке. Существуют так же славянская и германская версия происхождения слова. Согласно славянской версии, бояринъ выводится из славянского бои (битва) и имеет общеславянское происхождение. Точного соответствия в современных тюркских не имеется, появлялись многочисленные версии

Однако два варианта заслуживают внимание: 1) bojla + är (знатный + муж); 2) baj + är (богатый + муж). Термин бояринъ в бытовой речи приобрёл форму баринъ, получившую общее значение хозяин

По скандинавской версии, основу слова составляет скандинавское bœr — усадьба, городок, двор, в родительном падеже bœjar.

Потомки боярских родов записывались в родословные книги, боярские книги и боярские списки, частично сохранившиеся в государственных архивах. Многие бояре происходили из княжеских родов, потерявших свои уделы и перешедших на службу к великому князю, царю или королю, от которых они получали за службу уже новые условные земельные держания, или поместья.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • العربية
  • Asturianu
  • Azərbaycanca
  • Беларуская
  • Беларуская (тарашкевіца)
  • Български
  • Brezhoneg
  • Català
  • Čeština
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Frysk
  • Galego
  • עברית
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Bahasa Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • 한국어
  • Latviešu
  • Македонски
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Occitan
  • Polski
  • Português
  • Română
  • Scots
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Türkçe
  • Українська
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Tiếng Việt
  • 吴语
  • 中文

Бояре на Руси

Бояре были почти полным древнерусским аналогом западноевропейских феодалов. Они служили князю, как французские маркизы своим королям. Бояре имели собственные владения, где были полновластными хозяевами, и вассалов, которые служили им, как немецкие бароны — графу. Когда Киевская Русь стала дробиться на мелкие княжества, у бояр появилось право отъезда: если им чем-то не нравился собственный князь, они могли поехать служить соседнему правителю, при этом их прежние земли сохранялись в полной собственности.

В период феодальной раздробленности значение княжеских бояр резко возросло. Там, где князья были сильнее, они держали своих вассалов в узде, поощряя верных людей щедрыми подачками. В других княжествах бояре брали верх, правили и обогащались без посторонней помощи.

В этот период усилилась роль и боярских дум. Теперь эти коллегиальные органы уже не только давали князю советы, но и принимали важные решения по военным, экономическим и политическим вопросам, которые монарх лишь визировал, иногда под явным принуждением. А куда ему было деваться? Общая площадь владений всех членов думы часто превышала владения самого князя, а это значило, что и вассалов у них больше, и войско в случае конфликта они смогут выставить такое, что княжеская дружина с ним просто не совладает. В таких княжествах (примерами могут служить Минское, Черниговское или Муромо-Рязанское) бояре держали своих князей в чёрном теле, контролируя каждый их шаг.

Особая роль была у бояр в Новгороде и Пскове. Формальной власти они не имели — все важные решения принимало вече. Однако то, какие вопросы выносить на эти собрания горожан, решал совет бояр, куда входили знатнейшие и богатейшие граждане. Интересно, что большинство бояр сколотило состояние за счёт ростовщичества — они ссужали купцам капиталы под солидный процент. В случае военных конфликтов бояре командовали войсковыми подразделениями и чаще всего вели себя в сражениях очень храбро.

В пору монгольского нашествия и последовавшего за ним ига роль русских бояр изменилась не сильно

Во время нападения на города они отважно сражались с захватчиками. Множество бояр полегло в сражениях.

На северо-востоке Руси отношения князей и бояр ещё с домонгольских времен складывались несколько иначе, чем на юге и западе. В этих краях князь считался хозяином всех земель. Уделы своим дружинникам и советникам он давал во временное пользование в качестве награды за верную службу. Бояре фактически работали на своего господина. Он поручал им различные сферы жизни княжества и своего двора. Эти занятия назывались «путями», а бояре, на которых возлагалась ответственность за них, — «путными». Такие бояре занимали должности конюшенных (фактически министр транспорта и путей сообщения в одном лице), постельничих (первыми информировали князя обо всех событиях), чашников, сокольничих при княжеском дворе. Самые приближённые путные бояре входили в думу.

С ростом влияния Московского княжества бояр в нём становилось всё больше — на службу к богатому и всё более могущественному правителю отъезжали бояре из ближних и дальних регионов. Хозяева Москвы приветствовали этот процесс, так как он ослаблял их конкурентов. К концу правления Дмитрия Донского бояр при его дворе развелось столько, что в их среде началось расслоение. Те, кто не мог доказать свою значимость с помощью ума, храбрости или других важных качеств, смешивались с обычными дворянами. Думу составляли лишь самые родовитые мужи и те, кто мог быть действительно полезен в управлении государством. При этом шанс стать членом думы появлялся у людей не знатных. Известны случаи, когда боярами за особые заслуги становились даже купцы, что было немыслимо в прежние века.

Когда Москва поглотила большинство русских княжеств, её правители начали ограничивать права боярства. Теперь старинное право на отъезд уже не отвечало княжеским интересам, и Иван III его попросту отменил. Одновременно с этим исчезла возможность укрыться от княжеского гнева в своих владениях — власть великого князя распространилась и на них.

Важные советники князя

Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.

При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.

Примечания[]

Данная статья была составлена по научным изысканиям и пояснениям русского учёного, поэта и писателя XX—XXI вв., публикуемого под псевдонимом — А. Н. Погребной-Александров (Pogrebnoj-Alexandroff), на основе этимологических размышлений и лингвистических вариаций народов, миграции населения и словарно-звуковых заимствований в русской и иностранной словесности, а также по историческим архивным и литературным источникам связанным с вопросами образования Руси, государства Российского и самого «русского народа»: использованы материалы с историческими упоминаниями от современности до далёкого прошлого — много ранее XV (IX—XIII) стилетия. Статья выделена в авторское пространство в виду нестыковок во мнении автора с мнением некоторых представителей административного состава словарно-энциклопедического проекта по причине не владения ими исторической и правдивой информацией в данном вопросе и с пристрастием относящихся к коммунистическому влиянию с «апрично-чикистскими зачисткам» прошлого, что привело к постоянному «вандализму» статьи Боярин.

Сподвижники великого князя

В допетровской России бояре играли в государственном управлении исключительную роль. Они формировали государев двор и Боярскую думу (это и высшая после царя судебная инстанция, и законодательный орган, и совет монарха), из числа бояр назначали приказных чиновников, полководцев и судей, царёвых слуг и телохранителей, дипломатов и казначеев. Они были сподвижниками великого князя, но нередко и его смертельными недругами. Правители Руси — извечные заложники знати.

Разумеется, каждый боярский клан стремился влиять на царя, а лучше —породниться с ним, чтобы снискать, как выразился однажды дореволюционный историк Иван Забелин, «боярские почести и корысти». Когда на кону великие богатства, в ход идут любые средства. Боярские конфликты, заговоры и «разборки» — практически перманентное явление и даже суть русской политической жизни. Глинские против Шуйских, Шуйские против Годуновых, Годуновы против Романовых… Самые знатные боярские династии боролись за престол или место подле трона, бояре рангом ниже не менее яростно враждовали за свои места в служебной иерархии Московского царства.

Бояре введенные и путные

Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.

Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.

На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).

Земские бояре

Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.

Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие – дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, – не совсем. И в этом стоит разобраться.

Бояре в Киевской Руси

Конный русский боярин 17 века

С 9 по 13 века бояре обладали значительной властью благодаря военной поддержке русских князей. Однако власть и престиж многих из них вскоре стали почти полностью зависеть от службы государству, семейной истории службы и, в меньшей степени, владения землей. Бояре Киевской Руси визуально были очень похожи на рыцарей, но после монгольского нашествия их культурные связи по большей части были утрачены.

Бояре занимали высшие государственные должности и через совет ( думу ) давали советы великому князю . Они получили обширные земельные наделы и, как члены Боярской думы, были главными законодателями Киевской Руси .

После монгольского нашествия в 13 веке бояре из западной и южной частей Киевской Руси (современные Белоруссия и Украина) были включены в литовское и польское дворянство ( шляхта ), и они были полностью полонизированы и католицизированы. В XVI и XVII веках многие из тех русских бояр, которые не смогли получить статус дворянина, активно участвовали в формировании казачьего войска, базировавшегося на юге современной территории Восточной Украины и Западной Руси.

Бояре в Новгороде и Пскове образовали своего рода республику, где власть князей (князей) была сильно ограничена до завоевания Москвой. Бояре сохранили свое влияние в русских княжествах Владимирском, Твери и Москве, и только после централизации власти Москвой власть бояр уменьшилась.

Закат древних чинов

Влияние и экономическая мощь боярских родов сильно ослабли во время правления Ивана Грозного.

В Смутное время Боярская дума пыталась обезопасить через ограничение власти монарха. Царь Василий Шуйский в 1606 году даже крест целовал, что будет во всех делах советоваться с думой. Неудивительно, ведь он сам был представителем одной из древнейших боярских фамилий. Впрочем, его правление продолжалось всего четыре года, после чего к власти уже официально пришли бояре. Эпоха так называемой Семибоярщины длилась менее двух лет. Люди, кичившиеся тем, что они самые знатные в России, оказались неважными правителями государства.

Боярский свадебный пир в 17-м веке. К. Е. Маковский, 1883. (Музей Хиллвуд, Вашингтон)

При первых Романовых родовитое боярство становилось всё менее заметным в руководстве страной. Всё больше мест в думе занимали люди, попавшие туда не по знатности, а из-за того, что они были родственниками очередной царицы. Так, фактически через постель стали боярами Стрешневы, Нарышкины, Милославские

Гораздо более важное место в думе занимали люди, получившие боярский чин за реальные заслуги в деле государственного управления. При царе Алексее Михайловиче боярские чины получили такие худородные, но заметные в истории России люди, как Афанасий Ордин-Нащокин и Артамон Матвеев

Большинство же потомков древних фамилий беднели и становились трудноотличимыми от обычных дворян.

Сожжение местнических книг, 1682, гравюра А. Шарлеманя. (wikipedia.org)

Окончательно подорвала древние устои боярства отмена в 1682 году местничества — системы, когда на высшие государственные должности назначались не самые достойные, а самые знатные претенденты. В начале правления Петра I одряхлевшее боярство уже было явным анахронизмом. Пётр Алексеевич формально не отменил этот титул и даже пожаловал его троим придворным. Однако это было скорее данью традициям, а не признанием заслуг. Руководили государством при Петре люди, которых он сам примечал и выдвигал, обращая мало внимания на их происхождение.

Последний раз в истории боярским чином наградила дворянина Степана Нелединского-Мелецкого Екатерина I, а когда в 1750 году умер князь Иван Трубецкой, носивший боярский чин более 60 лет, слово «боярин» окончательно исчезло из российской истории. В русском языке оно, однако, осталось, трансформировавшись в слово «барин».

Примечания[править | править код]

  1. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. — М., 1993. — С. 56: (болѧринъ); С. 57: (боѧринъ).
  2. Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». — М.: Наука, 1975. — С. 213.
  3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Под. ред. О. Н. Трубачёва. — М., Прогресс, 1986. — Т. I. — С. 203.
  4. Slovník jazyka staroslověnského. — Praha, 1958. — Т. I. — C. 136.
  5. Български етимологичен речник. — София: Българската академия на науките, 1971. — Т. 1. — С. 66.
  6. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М.: Русский язык, 1993. — Т. 1. — С. 106.
  7. Шанский Н. М. Этимологический словарь русского языка. — М.: Московский университет, 1965. — Т. I. — Вып. 2. — С. 181—182.
  8. Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. — К.: Радянська школа, 1989. — С. 39.
  9. Малов С. Е. Тюркизмы в языке «Слова о полку Игореве» // Известия Отделения литературы и языка АН СССР. — 1946. — Т. V. Вып. 2. — С. 137—138.
  10. Баскаков Н. А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». — М.: Наука, 1985. — С. 156.
  11. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М.: Русский язык, 1999. — Т. I. — С. 106.
  12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Под. ред. О. Н. Трубачёва. — М., Прогресс, 1986. — Т. I. — С. 127.
  13. [slovar.cc/enc/bse/1979711.html БОЯРЕ] (рус.), Словари, энциклопедии и справочники — бесплатно Онлайн — Slovar.cc. Дата обращения 10 ноября 2018.
  14. Клейнер Ю.А. Боярин: барин — дворянин // Восточная Европа в древности и средневековье : политические институты и верховная власть : XIX Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто, Москва, 16-18 апреля 2007 г. : материалы конференции / . — Москва : Институт всеобщей истории РАН,.. — 2007. — С. 103—108.
  15. Рыбаков Б. А.. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв., Москва, Наука, 1993.
  16. Сост. В. И. Чернопятов. Дворянское сословие Тульской губернии. Т. 12. (21). Генеалогические материалы. М. Тип: А. П. Петцмана. 1915 г. Краткий перечень чинов и должностей Руси Киевского и Московского периодов. Бояре. стр. 2 — 9.
  17. Успенский Г.П. Опыт повествования о древностях русских. — Харьков, 1811. — С. 156, 280—281.
  18. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. — 782 с.
  19. Русские старинные знамёна.//Древности русского государства. Дополнения к III отделению. Сост. Лукиан Яковлев. Москва. Синодальная типография. 1865. стр. 101—102

Значение слова «боярин»

Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков.

Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюрского языка и означает знатный, богатый муж.

Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре.

В любом случае ясно одно – вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.

В иных названиях[]

Вариации слова «барин» часто используются во многих названия русского языка:

  • «Барыня» — народная песня и пляска.
  • «Боярка» — меховая шапка.
  • «Барыня» — куст боярышника лат. Crataegus oxyacantha
  • «Бартво» — богатый барский быт.
  • «Барский цвет» — в торговле красным товаром, светло-шоколадный.
  • Барская барыня (род хозяйки, ключницы, наперсницы в барском доме) хаживала не в сарафане, а в юбке и кофточке, шугае.
  • «Барич» — сын барина, родом барин; сын человека, жившего по-барски; привыкший жить праздно и в роскоши.
  • Ба́рченок, барчу́к, барча, барча́та — малолетний барич.
  • «Бариться» (корчить барина) — силиться уподобиться барам по внешности, по приемам, роду жизни и пр., тянуться за барами;
  • «Барничать» — то же что и «бариться», но более укорно — обличая в тщеславии.
  • «Барить» (южн. зап. «бавить») — задерживать, заставить мешкать.
  • «Барствовать» — быть барином, господином, владельцем, полным хозяином; повелевать, распоряжаться в раздолье.
  • «Барщина» — повинность; вотчина, барское именье; все барское вообще.