Чем знаменито косово поле?

Оглавление

Из глубин истории

В коллективной памяти время словно остановило свой ход в XIV веке. Превознося героизм доблестного князя и сербских господ, народные предания Сербии пополнились песнями и рассказами Косовского цикла. В них храбрый Милош поражает Мурада, но в решающий момент Сербию предает Вук Бранкович, который уводит свою армию с поля боя.

Хотя на деле такого и не было, а сам Бранкович не только сражался до последнего, но и оказывал активное сопротивление политике султана после 1389 года, но народу нужно было найти виновника, а протурецкая политика слишком исказила народную память.

Наверное, сегодня в Сербии нет ни одного жителя, который бы не знал о битве на Косовом поле. Многочисленные мифы и легенды, народные песни и баллады стали своеобразным культурным элементом. А тем временем на этом историческом месте велись сражения и Первой, и Второй мировой войны.

Земля черных дроздов, место постоянных сражений и битв, территория, на которой вершилась судьба мира — все это Косово поле, сыгравшее не последнюю роль в мировой истории.

Отражение битвы в фольклоре[править | править код]

Битва войска Лазаря с турками играет значительную роль в сербском фольклоре. Предания о битве множились. В христианской среде возник мотив предательства, поначалу приписываемый боснийскому отряду и некоему Драгославу, а впоследствии — Вуку Бранковичу. Уже в первые десятилетия после боя появляется легенда об оклеветанном витязе, пробравшемся в турецкий лагерь и убившем султана. Под влиянием рыцарской эпики была установлена связь между убийцей Мурада и предателем Лазаря — обе роли отводились княжеским зятьям.

К концу XV века уже было известно предание о вечере князя и его торжественной речи. Возник целый цикл народных песен со множеством живописных деталей. Согласно народным представлениям, Косовская битва стала причиной переселений, послужив началом перелома в развитии племён и родов. По мнению известного сербского историка Симы Чирковича, она стала важнейшим историческим событием, которое «ярче прочих врезалось в народное сознание». Схожее мнение озвучил и другой известный сербский историк Владимир Чорович. Легенды о битве вплоть до XX века служили, с одной стороны, для призыва к героическим подвигам и самопожертвованию, а с другой — для осуждения предательства.

К настоящему времени сохранились такие народные песни и предания о Косовской битве, как «Слава кнеза Лазара у Крушевцу», «Бановић Страхиња», «Косовка девојка», «Смрт мајке Југовића», «Цар Лазар и царица Милица», «Зидање Раванице». По мнению сербского исследователя Димитрие Богдановича, эти и другие народные песни формируют комплекс положительных, отрицательных и трагических героев сербской национальной истории.

Силы сторон и выдвижение армий[править | править код]

Точная численность сражавшихся армий неизвестна. Разные исследователи дают разные оценки количества бившихся воинов.

Численность турецких войск, по некоторым данным, составляла от 27 000 до 40 000 человек. Среди них было от двух до пяти тысяч янычар, 2500 всадников личной гвардии султана, 6000 сипахов, 20 000 азапов и акынджи и до 8000 воинов вассальных государств. Турецкие войска весной 1389 года из Пловдива выдвинулись в Ихтиман. Оттуда через Велбужд они достигли Кратово, где оставались некоторое время и, затем пройдя через Куманово, Прешево и Гниляне, 14 июня вышли к Косовому полю. Помимо султана и его сыновей в войске находились известные турецкие полководцы того времени — Эвренос, Шахин, Али-паша и другие.

Церковь Самодрежа, в которой перед битвой причастилось сербское войско

Армия Лазаря насчитывала от 12 000 до 33 000 воинов. 12—15 тысяч человек находились под непосредственным командованием Лазаря, 5—10 тысяч под командованием Вука Бранковича и примерно столько же воинов под командованием боснийского воеводы Влатко Вуковича. С ним же пришёл отряд рыцарей-госпитальеров. На стороне союзной армии также сражались небольшие отряды албанцев и валахов. О приготовлениях сербов к сражению известно меньше. Историки сходятся во мнении, что сбор войск произошёл у Ниша, на правом берегу Южной Моравы. Сербы оставались там до прихода известий о движении турок через Велбужд. После этого войско Лазаря через Прокупле вышло к Косовому полю, которое было перекрёстком важных путей и открывало туркам несколько маршрутов для движения вглубь сербских земель.

Картина Стево Тодоровича «Собор в Призрене перед Косовской битвой»

По мнению исследователя Желько Файфрича, армия союзников во многом уступала турецкой. У неё не было центрального командования, она была разделена между тремя главными командирами — Лазарем, Вуком Бранковичем и Влатко Вуковичем. Также сербское войско было несбалансированным по своему составу. Его основную часть составляла тяжёлая кавалерия в латах, достаточно слабо прикрытая пехотой. Это, в свою очередь, давало значительное преимущество турецкой армии, в которой были широко представлены разные типы войск, подчиняющиеся одному командиру — султану Мураду. Также со времён царя Душана сербские войска не имели крупных битв с армиями других держав. Их военный опыт в основном основывался на столкновениях между самими сербскими феодалами. В то же время турецкая армия имела богатый военный опыт, который увеличивала на протяжении почти 30 лет победоносных войн.

Дискуссионным остаётся вопрос о роли остальных сербских феодалов. Например, Марко Мрнявчевич не пришёл на помощь войскам Лазаря, однако неизвестно, был ли он в лагере турецкого султана. Константин Деянович хотя и пропустил османское войско через свои земли, сам принимать участие в битве на стороне турок не стал. Также неизвестно, где во время битвы был Джурадж Страцимирович, ранее помогавший туркам и бывший врагом боснийского короля Твртко I.

Чем знаменито Косово поле?

История Косового поля насчитывает 8 сражений:

  1. 1072 год. Битва Константина Бодина, царя Болгарии, против Византии.
  2. 1167 год. Сражение братьев Неманичей, впоследствии их власть в Сербии только укрепилась.
  3. 1369 год. Война между Сербией и Болгарией.
  4. 1389 год. Самое знаменитое сражение на Косовом поле между Османской империей и Сербией, что стало причиной гибели европейского государства.
  5. 1402 год. Битва между сынами царя Лазаря и Георгием Бранковичем.
  6. 1448 год. Войска Османской империи под руководством Мурада Второго сражаются с объединенной армией Венгрии и Валахии.
  7. 1689 год. Битва между Австрией и Османской империей.
  8. 1831 год. Сражение Боснийцев с Османской империей.

Косово поле стало местом, на котором велись решающие войны. Но только об одной из них так много сказано. Поражение 1389 года стало фатальным не только для сербов и болгаров, но для всех христианских народностей Балканского полуострова. На протяжении пяти веков они отстаивали свою независимость. И только в начале 19-го века сформировалась прочная идеология, что основывалась на памятном косовском сражении.

Напрасная жертва

Но битва на Косовом поле 1389 г. не прервалась из-за смерти султана. Его старший сын, Баязид, приказал никому не говорить о смерти Мурада и убить Якуба, своего брата. Сам же стал во главе турецкой армии и повел ее на последнюю, решающую схватку, где одержал победу. Князь Лазарь был взят в плен и казнен. Он стал первым в истории Сербии правителем, что пал на поле боя. Его тело похоронили в Раваницком монастыре, а спустя время канонизировали.

Несмотря на поражение, сербы не считали себя безнадежно проигравшими. Армия Османской империи настолько ослабла, что вести войну было невозможно. Сербия изначально не лишилась своих территорий. Милица, жена Лазаря, признала турецкую власть и начала платить дань. Но Сербию уничтожила не война, а смерть Лазаря. Он был тем самым связующим звеном, которое удерживало государство от раскола. Так, после его гибели без поддержки Сербии остались союзные государства, которые попали под полную турецкую зависимость, а сами сербы начали воевать вместе с османской армией против бывших союзников.

Битва

Косово поле – поле чёрных дроздов (кос – с сербского чёрный дрозд). Обширная равнина, расположенная между двух рек, с этого места открывался путь в любом направлении для османских завоевателей.

Картина Адама Стефановича «Бой на Косове»

На этом поле сойдутся в битве в 1389 году две стороны, каждая из которых понесет большие потери. Численность войск с обоих сторон точно неизвестна. Чем дальше от того времени, тем меньше приводятся цифры, на настоящий момент считается, что со стороны сербов было от 10 до 33 тысяч, со стороны турок от 15 до 40 тысяч. Хотя в более раннем эпосе о Косовом поле есть такие строки о славянках силах:

Однозначно только одно, османов было больше и они были лучше подготовлены. Битва началась с обстрела османскими лучниками первых рядов славянского войска, после чего началась схватка.

На левом фланге тяжелой кавалерии славян удалось пробить ряды османов и они начали теснить турецких воинов под руководством старшего сына Мурада I Якуба.

Расположение армий / Nikola Smolenski / ru.wikipedia.org

На правом фланге действовали войска под руководством Баязида – младшего сына и были более успешны. Выдержав первый натиск тяжелой кавалерии, они нанесли поражение славянам, опрокинули их кавалерию и упорно продолжали сминать их силы, прорвав в некоторых местах оборону пехоты.

Центр войска османов, под руководством непосредственно самого султана Мурада I боролся со славянскими воинами с переменным успехом.

Ход битвы / Kandi / ru.wikipedia.org

В этот момент боснийский воевода Вук Бранкович принял решение покинуть поле битвы и увел свой отряд. Действовал ли он, исполняя распоряжение пославшего его короля, сам ли проявил инициативу для спасения подчиненных или просто струсил — неизвестно, но в историю он вошёл как трус, предатель и Иуда.

Однако и в стане противника произошло ЧП – был убит султан Мурад I, отдельные историки считают, что это случилось вообще в начале битвы. Сербы приписывают подвиг уничтожения вражеского султана князю Милошу Обиличу или Кобиличу, проникшего в стан врага под видом перебежчика. В народных эпосах ему присваивают родство с князем Лазарем и подвиг свой он совершает, чтобы снять с себя клевету. Однако исторического подтверждения его родство не имеет.

Сцена убийства Мурада I. (Российская национальная библиотека)

Турки утверждают, что султан погиб в бою, что тоже маловероятно. Если руководителю такого войска приходится самому махать мечем в сражении – значит дело плохо. Хотя из описания битвы этого не видно. Скорее всего, истина, как всегда, где-то посередине и султан был уничтожен одним из прорвавшихся отрядов сербов, вполне возможно под руководством Милоша Обилича. В любом случае служба собственной безопасности Первого Лица султаната сработала из рук вон плохо.

Первым на месте гибели отца оказался Баязид, не зря позже ему дадут прозвище Молниеносный. Быстро оценив обстановку, он под ложным предлогом необходимости сменить диспозицию призывает старшего брата Якуба, где его по старой «доброй» традиции, задушили верные слуги Баязида.

Всё! Дело сделано, Баязид становится султаном. Теперь ему временно не до славян и сражения, нужно спешить закрепить за собой трон и он отдает приказ отступать.

Примерно в это же время погибает сербский князь Лазарь, позже прославленный в Лике Святых. Погиб он либо непосредственно в битве, либо попав в плен и, за невозможностью османов долго разбираться, был казнен сразу, на месте.

Османы организованно отходят, оставляя поле битвы за славянами. Формально победа, по законам того времени, за сербами. Об этом будет отмечено и в ряде сообщений, которые будут разосланы некоторым европейским монархам, наблюдавшим за развитием ситуации.

Силы султана Мурада I

На момент выступления против балканских правителей, пока не покорившихся Османскому султанату, Мурад I имел большую, хорошо обученную и обладающую большим опытом боевых действий армию. Костяк её составляли регулярные подразделения пехоты – янычары (турецкий «спецназ») и тяжелой кавалерии – сипахи. Также в виде дополнительных иррегулярных войск, на жалованье, у него была легкая пехота и легкая кавалерия, и ополчение из числа вассальных подданных.

Все войска находились под его непосредственным руководством. В походе на южных славян его сопровождали два сына Якуб и Баязид, призванные непосредственно руководить войсками на поле битвы. Численное преимущество было так же на стороне турецкого владыки.

Поход был хоть и крупной военной операцией, но, что называется, «одной из», что означало, в случае провала, подразумевалось восстановление сил и возвращение к задуманному.

Паоло Веронезе «Портрет султана Мурада»

Причины, по которым началась война

В дословном переводе «Косово» (серб.) означает «земля черных дроздов». И битва на Косовом поле 1389 года ясно дала понять, что это название подходит тому месту как нельзя кстати.

13 июня, в день, когда сербы должны были возносить почести святому Виту, в низине Ситницы между горными хребтами велось сражение с Османской империей. Того дня погибли царь Лазарь, султан Мурад и не одна тысяча их последователей. Несмотря на жестокое сопротивление, Османская империя одержала победу, которая на долгие годы определила будущее Балканского полуострова.

А все начиналось достаточно прозаично: на Балканском полуострове активно велись битвы за Македонию. Могущественные государства пытались занять место слабеющей Византии. В это время Османская империя наращивала военную мощь. Турецкие правители пользовались тем, что между правителями Балкан были разногласия и натравливали их друг на друга. Не последнюю роль в войне сыграли и религиозные противоречия: в Боснии процветало богомильство, на западе – католицизм. В таких условиях ислам имел весомое преимущество, так как на фоне других верований выглядел несокрушимым и единым.

О чем говорят легенды?

В истории эта битва покрыта пеленой неизвестности. В разных летописях по-разному описывают военные тактики и стратегии. Даже неизвестно, сколько дней длилось сражение, в истории сербов написано, что три, но есть вероятность, что это всего лишь символическое значение. Известно одно – сражение было долгим и тяжелым, и никто не знал, на чьей стороне преимущество. Именно в такие моменты дают о себе знать герои.

В народных преданиях сербов нередко можно услышать рассказ о героическом поступке сербского вельможи и воеводы Милоша Обилича. В то время, когда на Косовом поле шли активные сражения, он хитростью приник в шатер Мурада, сказав, что решил перейти на сторону турецкой армии. Оставшись с султаном один на один, Милош убил его. Оставшись с бесчисленным количеством врагов, он не пал духом и сражался до последнего. Он был уверен, что потеря главнокомандующего подорвет ряды турецкой армии и сербский альянс одержит победу.

Начало военных действий

В 1382 году турецкий правитель перебросил на территорию Европы основную часть войска, атаковал Сербию и захватил Цателицу (военную крепость). 1388 год – османы начали экспансию Болгарии – разрушили Тырново и силой вынудили Ивана Шишмана, царя Болгарии, признать их власть.

Битва на Косовом поле началась в июне 1389 года. Султан Мурад вторгся на территорию Сербии, вместе со своим войском перешел реку Мораву и обосновался на равнине, возле границ Сербии с Боснией и Албанией.

Войска оппонентов имели равное количество воинов, примерно по 30 тысяч, а по меркам Средневековья это было очень много. Армией османов руководил сам султан со своими сыновьями. Сербами заправлял царь Лазарь, к нему присоединились боснийцы во главе с Влатком Вукоичем, валахи – с Мирчем Старым, албанцы, герцеговинцы, поляки и венгры. Армии были равны по силам, но в отличие от Лазаря с его наспех собранным войском, где было несколько руководителей отрядов, Мурад единолично заправлял всей своей армией.

Мифы

Легенда гласит, что накануне сражения князь Лазарь Хребелянович — культовый герой, объединивший Сербию, — сидел за ужином со своими зятьями-военачальниками Вуком Бранковичем и Милошем Обиличем, словно Христос на Тайной вечере.

Жены Вука и Милоша враждовали между собой. Однажды их мужья вынуждены были драться между собой. Милош победил, Вук затаил обиду. Накануне сражения Вук Бранкович объявил князю Лазарю, что Милош собирается назавтра предать его и перейти к турецкому султану. Милош ничего не сказал и вышел из шатра.

Той же ночью, когда князь Лазарь остался один, ему было видение. Явился ему небесный сокол и спросил его человеческим голосом, что он выберет — земное благоденствие для Сербии при его жизни или царство небесное для сербов, за которое придется заплатить поражением в битве и гибелью самого Лазаря. Князь выбрал царство небесное.

На следующий день Милош Обилич явился в турецкий лагерь и объявил, что решил перейти к ним со своими подразделениями. Его подвели к султану Мураду. Милош преклонил перед ним колено, но внезапно выхватил меч и ударил султана прямо в сердце. Мурад погиб на месте, Милоша растерзала его охрана, в турецкой армии началось смятение.

У сербов появился шанс на победу. Однако все дело испортил Вук Бранкович. Он-то и оказался настоящим предателем. В разгар боя он повернул свои войска и увел их из сражения. Благодаря этому сын султана Мурада Баязид сумел разгромить сербские войска. Битва была проиграна. Князь Лазарь был взят в плен и сразу же обезглавлен. Зато Лазарь и Милош стали святыми, а сербы — в утешение за османское иго — обрели царство небесное.

Несмотря на поражение, сербы проявили чудеса героизма. Их небольшая армия смело сражалась против «сотен тысяч» турок. Легенда сохранила память о девяти братьях Юговичах и их отце, военачальнике Юг-Богдане, — все они сложили головы на Косовом поле. «Реки крови превзошли Нил и Евфрат, и люди тонули в них», — так описывает битву летописец.

В результате поражения на Косовом поле маленькая, беззащитная Сербия была покорена турками, потеряла независмость и вошла в состав Османской империи. Православное христианство потерпело сокрушительное поражение от воинствующего ислама.

Примечания[править | править код]

  1. Emmert, Thomas (1996), Milos Obilic and the Hero Myth, Journal of the North American Society for Serbian Studies Т. 10
  2. Чиркович Сима. История сербов = Срби међу европским народима. — М.: Весь мир, 2009. — С. 107. — 448 с. — ISBN 978-5-7777-0431-3.
  3. ↑  (серб.). Библиотека Растко. Дата обращения: 22 декабря 2012.
  4. Чиркович Сима. История сербов = Срби међу европским народима. — М.: Весь мир, 2009. — С. 108. — 448 с. — ISBN 978-5-7777-0431-3.
  5. Чиркович Сима. История сербов = Срби међу европским народима. — М.: Весь мир, 2009. — С. 109. — 448 с. — ISBN 978-5-7777-0431-3.
  6. Листая страницы сербской истории / Е. Ю. Гуськова. — М.: Индрик, 2014. — С. 43. — 358 с. — ISBN 978-5-91674-301-2.
  7. Sedlar, Jean W. East Central Europe in the Middle Ages, 1000—1500. — Seattle: University of Washington Press, 1994. — Vol. 3. — P. 244. — 556 p. — (History of East Central Europe). — ISBN 978-02958-0064-6.
  8. Cowley Robert, Geoffrey Parker. The Reader’s Companion to Military History. — Boston: Houghton Mifflin Books, 1996. — P. 249. — 573 p. — (978-03956-6969-3).
  9. ↑ Vojna Enciklopedija. — Beograd: Vojnoizdavacki zavod, 1972. — С. 659.
  10. ↑  (серб.). Библиотека Растко. Дата обращения: 22 декабря 2012.
  11. Hunyadi and Laszlovszky, Zsolt and József. The Crusades and the military orders: expanding the frontiers of medieval Latin Christianity. — Budapest: Central European University Press. Dept. of Medieval Studies, 2001. — P. 285—290. — 606 p. — (CEU medievalia). — ISBN 978-96392-4142-8.
  12. Краткая история Албании: С древнейших времен до наших дней / Под редакцией Г. Л. Арша. — М.: Наука, 1992. — С. 44. — 512 с. — (История стран центральной и юго-восточной Европы). — ISBN 5-02-010084-6.
  13. ↑ Vojna Enciklopedija. — Beograd: Vojnoizdavacki zavod, 1972. — С. 660.
  14. Бранкович, Вук // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891. — Т. IVa. — С. 598.
  15. Wayne S. Vucinich & Thomas A. Emmert. Kosovo: Legacy of a Medieval Battle. — University of Minnesota, 1991.
  16. Imber, Colin. The Ottoman Empire: The Structure of Power, 2nd ed. — New York: Palgrave Macmillan, 2009. — P. 85. — ISBN 0-230-57451-3.
  17. Листая страницы сербской истории / Е.Ю. Гуськова. — М.: Индрик, 2014. — С. 44. — ISBN 978-5-91674-301-2.
  18. Чиркович Сима. История сербов = Срби међу европским народима. — М.: Весь мир, 2009. — С. 110. — 448 с. — ISBN 978-5-7777-0431-3.
  19.  (серб.). Библиотека Растко. Дата обращения: 22 декабря 2012.

Реальность

На самом деле в жизни все было не так, а гораздо интереснее. Сербия в это время вовсе не была маленькой и беззащитной. В середине XIV века это была мощная региональная держава, успешно подбиравшая под себя остатки владений Византийской империи. Подкосила ее только междоусобица. Однако к концу XIV века князю Лазарю Хребеляновичу удалось сплотить вокруг себя влиятельных феодалов и несколько раз нанести туркам чувствительные поражения. Именно ощутив угрозу со стороны сербов, султан Мурад I и устроил поход, закончившийся на Косовом поле.

Вук Бранкович вовсе не был предателем. Его подразделения банально не выдержали натиска турок. Остатки своей израненной и разбитой армии Бранкович вывел с поля боя, чтобы спасти хоть кого-то. Впоследствии он еще долго продолжал бороться с турецкими оккупантами.

А вот сын и наследник святого князя Лазаря вынужден был пойти с османами на мировую. Он стал вассалом султана Баязида I — сына султана Мурада — и отдал в его гарем свою сестру. При нем сербские войска помогали туркам покорять все новые страны.

Убийство султана Мурада на Косовом поле действительно произошло. Однако вряд ли его убил именно Милош Обилич. По другим данным, это был десант неких двенадцати рыцарей, внезапно ворвавшихся в турецкий лагерь и зарезавших султана. Есть еще версия, что султан обходил поле, покрытое трупами, а в это время из горы мертвых тел приподнялся израненный серб и вонзил кинжал ему в грудь.

Еще интереснее то, что произошло дальше. В турецком стане дейтвительно началось смятение. Но старший сын султана Баязид разрулил ситуацию стремительно. Он взял командование войском на себя. Своего брата Якуба срочно вызвал к себе и, во избежание династических распрей, велел его тут же задушить. Хорошо организованная армия турок, численно превосходившая сербов, разбила их наголову. Однако Баязид велел всем возвращаться домой — чтобы успеть захватить престол.

Спешный уход турецкой армии вообще не позволяет считать, что османы победили в этой битве. И действительно, сербы еще долгое время сопротивлялись турецкой экспансии. Окончательно страна потеряла независмость только в 1459 году.

С противостоянием ислама и христанства тоже не так все просто. На стороне османов воевало множество солдат из покоренных христианских стран. В обеих армиях подвизались профессиональные европейские наемники — итальянские, немецкие, французские. Часть сербов поддерживала султана Мурада. Часть албанцев, наоборот, сражалась на стороне князя Лазаря. В общем, на военный конфликт с интервентами наложились местные распри, и общая картина выглядела куда сложнее, чем поражение православия от рук мусульманских фанатиков.

«Сотен тысяч» воинов на поле битвы не было. Это было большое, но не уникальное сражение, типичное для Средних веков. На стороне сербов билось от 15 до 35 тысяч человек, турецкая армия насчитывала от 30 до 50 тысяч. Но насчет «рек крови» летописец не ошибся — каждая армия потеряла более половины своего состава.

Силы балканских правителей

Совершенно другую картину представляло из себя воинство христиан. Опыта крупномасштабных сражений у них не было уже давно, весь их боевой опыт ограничивался постоянными междоусобицами.

Основу войска составляла тяжелая кавалерия, представленная дворянством и их дружинами, пехота же состояла из немногочисленных и плохо обученных дворовых людей. Так же в составе войска был небольшой отряд рыцарей «Ордена госпитальеров» — поклявшихся после потери Святой Земли бороться с мусульманами везде, где для этого будет возможность. Малочисленные отряды валахов и албанцев завершают обзор сил христианского войска.

Единое руководство отсутствовало, войско состояло из трех частей, князь Сербии (северная часть) Лазарь Хребелянович, его зять, правитель области Косово Вук Бранкович и боснийский отряд короля Твртко I под командованием воеводы Влатко Вуковича, рыцари-госпитальеры относились к нему. Каждая часть воинства непосредственно подчинялась своему военоначальнику.

Джура Якшич «Лазарь Хребелянович»

Для вышедших на битву славян – это был решительный и главный бой. Победить или умереть, другого варианта для них быть не могло. На стороне славян была решимость биться до последнего. На стороне османов был опыт и военное преимущество.

Адам Стефанович «Ночь князя Лазаря перед битвой за Косово», 1870 год

Современность[править | править код]

Саркофаг князя Лазаря; саркофаг возили по территориям, населенным сербами, накануне празднования 600-летия битвы

600-летняя годовщина битвы широко отмечалась в Сербии. 28 июня 1989 года Слободан Милошевич, тогдашний президент Сербии, произнес юбилейную речь у монумента Газиместан на Косовом поле. Речь была произнесена перед множеством собравшихся на фоне нарастания этнической напряженности между сербами и албанцами в Косове и роста политической напряженности между Сербией и другими республиками, входившими в состав СФРЮ . Речь получила известность из-за упоминания Милошевичем возможности «вооруженных сражений» в будущем ради национального возрождения Сербии. Многие комментаторы назвали речь провозвестником краха Югославии и кровопролитных югославских войн. Позднее Милошевич утверждал, что его неправильно поняли

Итоги и последствия битвы[править | править код]

Картина Уроша Предича «Косовская девушка»

Турецкое войско после битвы оставило Косово поле и двинулось на восток, так как новый султан Баязид опасался за свою власть и стремился укрепить своё влияние. Вук Бранкович, владевший территорией, где произошло сражение, остался у власти и не сразу покорился туркам. В 1390—1391 годах останки князя Лазаря перенесли из митрополичьей церкви в Приштине в его задужбину — монастырь Раваница. Там они хранятся и в настоящее время после неоднократных перемещений, вызванных опасностью их уничтожения турками, а затем — хорватскими усташами.

Гибель обоих правителей и факт того, что Баязид не остался в Сербии, дабы использовать победу своего войска, вызвали дискуссии о том, насколько убедительной была турецкая победа и одержала ли победу вообще какая-либо из сторон. И на протяжении нескольких месяцев после битвы в соседних странах не было известно, кто же победил.

Боснийский король Твртко I извещал жителей принадлежавшего ему Трогира и дружественной Флоренции о великой победе христиан и гибели немногих своих людей. Гибель турецкого султана была воспринята в Византии и других европейских странах как подтверждение победы христиан. Схожей позиции придерживался и византийский летописец Кидон, обвинивший императора Мануила II Палеолога, что он не хочет воспользоваться поражением турок и последовавшими вслед за гибелью Мурада распрями в Османской империи. Одна из летописей Дубровника XV столетия утверждает, что победа не досталась ни одной из сторон, так как потери среди воинов были очень велики.

Однако в Моравской Сербии сразу поняли значение и возможные последствия битвы. В бою погиб не только князь Лазарь, оставивший наследником малолетнего сына Стефана. Погибло почти всё дворянство, велики были потери и среди простых воинов. В стране быстро возобладало мнение, что для отпора новому турецкому или каком-либо другому вторжению не хватит сил.

Картина Александра Добрича «Милош Обилич»